16+
Регистрация
РУС ENG

В нефтяной испарине

27.03.2007 Российская газета Алла Бренева

Жители района, в котором произошел разлив солярки, жалуются на головную боль

Последствия аварии в Кстовском районе соизмериммы с экологической катастрофой. Вчера на пресс-конференции, посвященной последствиям утечки дизельного топлива из нефтепровода Альметьевск - Нижний Новгород, об этом заявили экологи.

Как сообщала в номере от 14 марта "Российская газета", авария произошла у деревни Горный Борок 12 числа. Теперь экологи называют другую дату - 8 марта. По словам координатора движения "Помогите реке" Елены Колпаковой, местные жители сначала поспешили собрать дизельное топливо для собственных нужд и лишь после этого сообщили об аварии в соответствующие органы. Результатом такого решения стало не только временное снижение цен на солярку в Кстовском районе, но и необратимые изменения в экосистеме реки Шавка и озера Борок.

Точная причина прорыва нефтепровода пока не установлена. Участники пресс-конференции наиболее вероятной считают версию, указывающую на ненадежность трубы. В 2006-м году нефтепровод Альметьевск - Нижний Новгород был реконструирован, в результате чего в нем повысилось давление. Труба же осталась старой, что и привело в итоге к аварии. Подтвердить или опровергнуть эту версию не представляется возможным, так как специалисты не могут получить в свое распоряжение "катушку" - необходимый участок трубы. В прошлом году на укрепление экологической безопасности нефтепроводов было выделено 75 миллионов рублей, однако, как показала практика, пользы эти деньги не принесли.

На данном этапе работы по ликвидации аварии практически закончены: основная техника убрана, на месте оставлен лишь один небольшой бензовоз. Предприятие, несущее ответственность за эксплуатацию нефтепродуктопровода, озаботилось только тем, чтобы собрать товарный продукт, который впоследствии можно продать. Остальное дизельное топливо остается на почве и в местных водоемах. Для полного восстановления экосистемы необходимо слить 350 тысяч кубических метров воды и снять полуметровый слой ила со дна загрязненных водоемов с последующим его захоронением на специально отведенных для этого территориях. Но пока никто не собирается вкладывать деньги в привлечение дорогостоящей абсорбирующей техники. Похоже, надеются на всесильную природу. Природе же на восстановление после подобного загрязнения понадобятся десятки лет.

Все вовлеченные в ликвидацию последствий аварии стороны называют разные цифры, когда речь идет о количестве разлившегося топлива. Так, руководство предприятия-собственника трубопровода соглашается лишь на триста тонн, а администрация Кстовского района говорит о тысяче тонн солярки.

Загрязнению нефтепродуктами подверглись не только вода в реке Шавка и озере Борок. Впрочем, водой эту смесь можно называть лишь условно. Побывавший на месте аварии директор экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов говорит, что сейчас река выглядит хуже, чем специальные накопители для нефтяных отходов. Взятый на экспертизу образец на 50 процентов состоит из воды, остальное - солярка. Вредному воздействию подверглась и почва, твердыми частицами топлива безнадежно загрязнено дно водоемов и берега реки. Экологи также опасаются за состояние подземных вод, которыми Кстовский район и так не богат.

Кроме очевидных негативных последствий существуют и те, которые пока невооруженным глазом не различить. Уже две недели жители поселка Слободского и деревни Борок дышат нефтяными испарениями, вызывающими головную боль и тошноту. Как в итоге повлияет такое состояние атмосферного воздуха на здоровье невольных участников аварийной ситуации, сказать сложно. Елена Колпакова указала также на возможность возникновения пожароопасной ситуации, так как разлив солярочного топлива произошел в районе торфяных болот.

В серьезности последствий аварии для Кстовского района не сомневается никто. Однако, если не принять срочные меры, экологическая катастрофа приобретет не районный, а областной масштаб. Паводок крайне негативно влияет на положение. "При таком количестве талой воды, - подчеркивают экологи, - дизельное топливо может попасть из реки Шавки в Кудьму и далее в Волгу. Тогда ситуация с питьевой водой резко ухудшится во всей области".

Тем временем

Утечка дизельного топлива повлияла не только на экологию, но и на экономику района. О закрытии производства объявило местное рыбоводческое хозяйство, потерявшее 300 тонн товарной рыбы. Отравленные нефтепродуктами караси и карпы подлежат срочной утилизации.

Возврат к списку