16+
Регистрация
РУС ENG

Одна труба на двоих

27.02.2007 RBCdaily ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

По «Дружбе» могут поставляться разные сорта нефти попеременно

Словакия намерена организовать эксперимент по прокачке по нефтепроводу «Дружба» в последовательном режиме разных сортов нефти и уже заручилась поддержкой Украины. Однако эксперты ожидают препятствий такому развитию событий со стороны России. Кроме того, нововведение может увеличить себестоимость экспортной нефти.

Премьер-министры Украины и Словакии Виктор Янукович и Роберт Фицо уже обсудили возможность участия Украины как транзитной страны в эксперименте по прокачке разных сортов нефти через словацкий участок трубопровода «Дружба». «Учитывая, что предприятие, эксплуатирующее словацкий участок «Дружбы», приватизировано, правительство не имеет эффективного контроля над ним. Но мы считаем, что вопрос будет решен в ближайшее время с участием российского инвестора», — цитирует г-на Фицо Прайм-ТАСС.

Заинтересованность Украины в этом проекте понятна. Прокачка российской и каспийской нефти по «Дружбе» в последовательном режиме с максимальным сохранением качества сырья позволит стране запустить нефтепровод Одесса — Броды для поставок легкой нефти в Европу. В настоящее время этот нефтепровод используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в порт Южный под Одессой.

Согласие на проведение эксперимента по закону должны дать все акционеры Transpetrol, которая владеет 512-километровым участком нефтепровода «Дружба», проходящим через территорию Словакии. 49% акций компании принадлежит голландской «дочке» ЮКОСа Yukos Finance B.V., а 51% — словацкому правительству.

Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун сообщил РБК daily, что представители словацкого правительства не обращались к нему по поводу возможности проведения эксперимента. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев пояснил, что подобных обращений из Словакии в «Транснефть» также не поступало. Он подчеркнул, что в данный момент по «Дружбе» в направлении Восточной Европы транспортируется только нефть марки Urals и вариантов поставки каких-либо других сортов нефти не предполагается. Г-н Григорьев полагает, что найти поставщика в России более качественной, нежели Urals, нефти для наполнения словацкого участка трубопровода и соединенного с ним нефтепровода Одесса — Броды в ближайшей перспективе будет непросто.

Независимый аналитик Александр Ершов отмечает, что словацкая сторона рассматривает вариант создания новой, более качественной нефтяной смеси для переработки на НПЗ Восточной Европы. По его словам, это могло бы повысить прибыль от переработки нефти и защитить восточноевропейские страны от опасности остаться без российской нефти в случае введения в строй нового нефтепровода Унеча — Приморск и прекращения поставок по «Дружбе» транзитом через Белоруссию. Эксперты отмечают, что нефть для таких поставок мог бы предоставить Каспийский трубопроводный консорциум с поставкой в порт Южный, конечный пункт нефтепровода Одесса — Броды. Такая нефть была бы на порядок дороже, чем Urals, и именно экономика проекта, по мнению аналитиков, является главным препятствием для осуществления эксперимента. Соответствующие расчеты уже проведены, утверждает участник рынка, знакомый с их итогами.

Александр Ершов отмечает, что Россия может косвенным образом помешать словацкой и украинской инициативе, если исключит порт Южный из графика экспортных поставок российской нефти. Также, по его словам, против инициативы может выступить Yukos Finance, поскольку юридические механизмы взаимодействия с его голландским менеджментом, не признающим процедуру банкротства компании, остаются сложными.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку