16+
Регистрация
РУС ENG

Бургас — Александруполис стартует в марте

08.02.2007 RBCdaily ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

Только неизвестно, какой нефтью его загружать

На вчерашнем заседании трехсторонней рабочей группы по разработке проекта строительства трубопровода Бургас — Александруполис согласован текст межправительственного договора о его строительстве. Само подписание итогового документа ожидается 21—22 февраля в Афинах, резерв­ная дата — 6 марта, сообщили члены делегации трех стран на пресс-конференции по итогам утверждения текста соглашения.

Трубопровод, строительство которого обсуждали почти 14 лет, могут начать строить уже в 2008 году, сообщает ИТАР-ТАСС. Однако эксперты и участники нефтяного рынка говорят, что проблемы проекта на этом не закончатся.

Проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис (протяженность — 280 км, пропускная способность — 35—50 млн т в год, стоимость — около 1 млрд евро.) был инициирован российскими и греческими компаниями в 1994 году. Он представляет собой альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы: в настоящее время они существенно перегружены. 51% акций в международной компании, которая займется реализацией проекта, будет принадлежать «Транс­нефти», «Газпром нефти» и «Роснеф­ти», каждая получит по 33,3% акций в недавно созданном для этих целей ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас – Александруполис». По 24,5% акций достанется болгарской и греческой сторонам, которые могут быть проданы иностранным акционерам. Потенциальные претенденты — Chevron, ТНК-BP и «КазМунайГаз».

Источники, знакомые с ходом переговоров по проекту, утверждают, что, несмотря на достижение политических договоренностей, у проекта Бургас — Александруполис остаются трудности экономического характера. Источник, близкий к ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис», рассказал РБК daily, что до сих пор не согласована схема инвестирования проекта, а также остаются не прописанными условия загрузки нефтью будущего трубопровода. Эту информацию подтвердили РБК daily в одной из иностранных компаний, заинтересованных в реализации проекта.

Собеседник добавил, что до сих пор непонятно, в каких пропорциях и на каких условиях претендентов на ­­49-процентный пакет акций в международной компании по реализации проекта допустят до участия в нем.

В то же время другие потенциальные акционеры всерьез рассматривают другой альтернативный черноморским проливам трубопроводный маршрут — турецкую трубу Самсун — Джейхан, которая может быть введена в строй раньше греческо-болгарской трубы.

Александр Ершов, шеф московского бюро Argus, полагает, что проблема загрузки нефтью трубопровода Бургас — Александруполис остается актуальной, поскольку все еще неясно, в каких пропорциях и на каких условиях компаниям предоставят квоты на прокачку топлива и будет ли размер тарифов на прокачку зависеть от объемов загрузки трубы каждого из участников проекта. Он считает, что объемов российских компаний может оказаться недостаточно для обеспечения загрузки этой трубы.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, полагает, что найти нефть для загрузки будущего трубопровода даже в России может оказаться проблемой. Он напоминает, что «Роснефть» на своем Туапсинском НПЗ строит сейчас нефтепродуктопровод, в связи с чем найти необходимые для загрузки трубы на этом направлении объемы сырой нефти будет сложно. А потенциальные иностранные акционеры, например «КазМунайГаз», по мнению г-на Крутихина, склонны более серьезно рассматривать варианты прокачки казахской нефти через Украину, чем по будущей греческо-болгарской трубе.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку