16+
Регистрация
РУС ENG

На европейском языке

22.01.2007 Российская газета Надежда Сорокина

предстоит в ближайшие полгода говорить Германии и России

Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике

Отношения между Европейским союзом и Россией складываются все сложнее и сложнее.

Когда президент России Владимир Путин пришел к власти в России в начале XXI века, у экспертов-международников оставалась надежда на то, что Европа будет очень тесно взаимодействовать с постсоветскими государствами. Не исключалась возможность создания общего союза. Однако эта возможность была упущена.

Сначала это произошло по вине европейцев, которые без энтузиазма отнеслись к предложению российского экс-президента Бориса Ельцина об углублении сотрудничества в области безопасности и переходе на единую валюту - евро - при осуществлении торговых операций. Второй шанс для сближения Европейского союза и России наступил после 11 сентября 2001 года, когда Россия поддержала Америку в борьбе с международным терроризмом.

Многие тогда мечтали о возможности построения общего "большого Запада", куда Россия могла быть интегрирована. Да и в самой Москве звучали предложения о присоединении страны к Европейскому союзу и даже НАТО. Но все это увязло в ворохе мелких проблем и склок. Под конец эти мелкие проблемы аккумулировались в настоящий конфликт.

Все началось с достаточно безобидного спора, связанного с Калининградской областью. Европейский союз не соглашался на требования Москвы создать особый коридор, проходящий через Польшу и Литву, для поездок россиян и транзита товаров между основной частью России и Калининградом. В 2003 и 2004 годах напряженность между Брюсселем и Москвой начала возрастать.

После революций в Грузии и на Украине российские элиты начали воспринимать Европейский союз как нового геополитического соперника, имеющего цель создать зону своего влияния на территории бывшего Советского Союза. В ранее существовавшие стратегические отношения вкралось серьезное недоверие к проводимой Брюсселем политике.

Но несмотря на это, в 2003-2005 годах Россия и ЕС пошли на очень серьезный компромисс и начали выстраивать так называемые четыре общих пространства для развития сотрудничества в вопросах внешней политики, безопасности, экономики, культуры, а также в области построения гражданского общества.

На сегодня можно сказать, что настоящий прогресс произошел пока только в пространстве, посвященном вопросам безопасности. Началось более тесное сотрудничество между разведками и правоохранительными органами. Но сотрудничество в этой сфере обычно носит непубличный характер, и обычные люди знают о нем крайне мало. Впрочем сегодня прогресс в этой области опять же поставлен под сомнение. Европейский союз в 2006 году принял новые правила по въезду иностранцев на территорию ЕС. Получение виз для россиян, украинцев и белорусов усложнилось. Отсюда можно сделать вывод: до реального прогресса в построении четырех пространств еще далеко.

Россию ждет год энергетических баталий

В 2006 году произошел самый серьезный конфликт за последние 6-7 лет между Европейским союзом и Россией. Этот конфликт был связан с поставками нефти и газа. Европейский союз отказывается понимать суть споров между Россией и Белоруссией, Россией и Украиной. В то же время Москва начала резко менять свое поведение на общем энергетическом рынке. Россия потребовала, чтобы интересы стран, которые поставляют энергоресурсы, были детально учтены в новой Энергетической хартии ЕС.

Этот документ так и не был подписан. В 2007 году Брюссель и Москву ждут на энергетическом поприще серьезные баталии. Горячие споры пойдут и по вопросу создания общего экономического пространства. Российские фирмы в 2006 году попытались проникнуть на западные рынки. Но там их жестко остановили. Дали понять, что российский капитал не ждут в Европейском союзе.

Таким образом, мы имеем дело с серьезным конфликтом между Россией и ЕС. Когда он будет решен - неизвестно. Москва питала надежды на то, что Германия поможет ей отстоять свои интересы в единой Европе. Но Берлин при канцлере Ангеле Меркель вынужден в первую очередь принимать во внимание интересы всего Европейского союза и говорить единым европейским голосом. В период своего председательствования в ЕС Германия не сможет проводить особую политику в отношении Москвы так, как это было раньше.

Восточная Европа изменила Евросоюз

Сам Евросоюз 2006 - 2007 года уже совсем иной, нежели он был в 2000 - 2001 годах. Он расширился еще на 12 новых государств Восточной Европы. Эти страны внесли сильный антироссийский элемент в политику Европейского союза как в области экономических связей, так и в области внешней политики и обороны. В ЕС начались попытки дистанцироваться от России, вытолкнуть ее из Европы. В первую очередь, такую позицию занимает Польша, которая открыто называет Украину и Белоруссию своей буферной зоной в противостоянии с Москвой.

В Европейском союзе не нашлось политических сил, способных воспрепятствовать такому возрождению политики настороженности и жесткой критики в отношении России, особенно после ухода с политической сцены немецкого канцлера Герхарда Шредера, итальянского премьера Сильвио Берлускони и ослабления позиций президента Франции Жака Ширака. Я думаю, что "старый Запад" в лице таких стран, как Германия, должен повлиять на Польшу и прибалтийские страны, чтобы те приняли общую западноевропейскую точку зрения на партнерство с Россией. В свою очередь, Москве следует быть более гибкой. Российскому президенту хотя бы один раз надо посетить прибалтийские страны. Путин часто ездит в Западную Европу, но достаточно редко посещает Европу восточную. Я считаю, график визитов российского главы государства должен немного поменяться, чтобы Москва смогла изменить антироссийские настроения на востоке Европы.

Пока трудно сказать, какую тактику изберет Россия в отношении Восточной Европы. До сих пор она старалась на двусторонней основе работать с теми странами, которые, как ей казалось, дружески относятся к России. Это Германия, Италия, Франция, Кипр и Греция. В Восточной Европе Россия рассматривает Венгрию как своего стратегического союзника. И делает все для того, чтобы вытянуть ее из антироссийского альянса восточно-европейских членов ЕС. Но не ясно, возможно ли с помощью такой тактики расчленить европейское сообщество и добиться успеха.

Евросоюз - это сплоченная организация. Он с большим трудом, но все же двигается к политическому союзу, построению общеполитических институтов. Всем известно, что Меркель намерена возродить европейскую конституцию. Я думаю, что рано или поздно ЕС преодолеет политический кризис и создаст политические институты, которые будут управлять всей Европой. И тогда тактика России по перетаскиванию некоторых стран в пророссийский лагерь не приведет к успеху. Но пока, с точки зрения краткосрочных положительных результатов, особенно в продвижении своих энергетических интересов, такая политика может быть продуктивной для российских интересов. Тем не менее в будущем Москве все равно придется иметь дело с общим Европейским союзом, а не с отдельными его государствами.

Брюсселю нужен "красный телефон"

Что касается 2007 года, то он будет непростым. России и ЕС нужно будет решить несколько очень важных проблем. Во-первых, стороны должны договориться о подписании нового соглашения, которое укрепит или просто продемонстрирует сотрудничество между Россией и Европейским союзом. Без этого документа не будет никакого фундамента для дальнейшего сближения Москвы и Брюсселя. Сегодня Польша блокирует подписание такого договора. Но рано или поздно Варшава под давлением той же Германии согласится на переговоры с Россией.

Однако этот документ должен обрести новый вид. Поскольку отношения между Россией и ЕС сильно изменились за последние годы. Москва не желает, чтобы Брюссель ее рассматривал, как энергетический придаток Европы. Россия стала достаточно мощным игроком, который в чем-то даже сильнее Европейского союза. Во-вторых, Москве и Брюсселю предстоит договориться о заключении новой Энергетической хартии. Старую хартию Россия подписывать не будет: она не соответствует интересам Москвы. Россия будет пытаться договориться о новом документе, где будут отражены интересы стран-экспортеров энергоресурсов. Не исключено, что в период немецкого председательствования в ЕС эта хартия будет подписана.

России предстоит убедить Европейский союз, что она остается надежным поставщиком газа и нефти для Европы. А также в том, что Москва не намерена терять Европу в качестве потребителя энергоресурсов. При немецком председательстве в ЕС, возможно, будет продумана и реализована идея создания так называемого "красного телефона", который существовал между Вашингтоном и Москвой в годы "холодной войны", когда при возникновении любых международных конфликтов Белый дом и Кремль могли очень быстро договориться. Энергетика как раз остается именно той сферой, где между ЕС и Россией возникает сегодня наибольшее количество проблем. С помощью такого "красного телефона" российские чиновники могли бы оперативно объяснить европейцам суть и причины газовых конфликтов с Украиной и Белоруссией. В-третьих, в 2007 году будет достигнут прогресс в построении общих четырех пространств. Наверняка это произойдет уже в мае на общем саммите ЕС - Россия в Самаре. Уже сейчас очевидно, что в сфере информационного пространства, культурного и гражданского общества, в вопросах образования произойдут серьезные сдвиги.

В области экономического сотрудничества ощутимый сдвиг произойдет после вступления России во Всемирную торговую организацию. Возможно, что это историческое вступление в ВТО состоится как раз во время немецкого председательства в Европейском союзе. Для России данный шаг будет означать то, что ей предстоит открыть свои рынки, в первую очередь рынки услуг, для западных инвесторов и фирм. Но в то же самое время Россия получит более широкие возможности сбыта своих товаров на территории Европейского союза. Это, естественно, облегчит заключение договора о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.

В пространстве общей внешней и оборонной политики, возможно, произойдут определенные сдвиги в вопросе планирования так называемых миротворческих операций на территории Европы. Европейский союз предлагает России совместные операции миротворчества на постсоветском пространстве: в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Однако Москва пока с достаточной осторожностью относится к планам ЕС усиливать внешнеполитическое и геополитическое влияние на постсоветском пространстве.

Вопрос о будущем статусе Косово будет решаться во время немецкого президентства в Европейском союзе. Этому региону в феврале - марте международное сообщество, скорее всего, предоставит полную независимость. Россия будет реагировать жестко, поскольку Москва вряд ли согласится с таким односторонним подходом ЕС: по отношению к Косову одни мерки, а в отношении непризнанных республик на постсоветском пространстве другие. И здесь возможен главный конфликт, который может разразиться уже в ближайшее время между Европейским союзом и Россией.

Между Европой и Азией

Россия в 2007 году совершенно иная, чем она была в 2000 году, когда пришел к власти президент Владимир Путин. Она более уверенная и смотрит на Европейский союз иногда свысока. Москва ищет тактический, а может и стратегический союз с такими странами, как Китай и Индия. На мой взгляд, это негативная тенденция, которая может привести к расколу Европы. Сейчас вся надежда на здравомыслящих людей на Западе, которые способны предотвратить раскол. Но в силу того, что в самом ЕС преобладает идея возрождения трансатлантических идеалов и укрепления дружбы с Америкой, создание общей экономической зоны с Соединенными Штатами может пойти в ущерб идеи открытия общеэкономической зоны с Россией и со странами постсоветского пространства.

Это может привести к тому, что через несколько лет Европа окажется настолько близка к Америке, что ее можно будет называть даже восточной частью США. При этом Россия "уйдет" в Азию и вместе с Китаем может создать новую Евразию.

В целом, 2007 год будет положительным для российско-европейских отношений. Он покажет, куда будут двигаться эти отношения в будущем. В этом году в России пройдут парламентские выборы, начнется президентская гонка. В стране могут появиться силы, которые используют конфликт с Европейским союзом для усиления националистических настроений внутри России. Но это будет опасно в первую очередь для самого развития России и ее стабильности.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку