16+
Регистрация
РУС ENG

Россия и монополия

25.12.2006 RBCdaily ХЕЛЬМУТ ХАУШИЛЬД

Еврокомиссия реформирует отношения с поставщиками энергии

По информации газеты Handels­blatt, 10 января председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу внесет свои предложения о том, как можно ограничить могущество энергетических концернов. Речь, в первую очередь, идет о российском «Газпроме». Г-н Баррозу предлагает раздробить крупнейших поставщиков и вынудить их продать свои трубопроводные сети. Он считает, что это будет оптимальным решением, чтобы обеспечить новым поставщикам наличие у них клиентов и вызвать конкуренцию.

Энергоснабжение — основная при­чина для беспокойства в Европе. Оно регулярно становится важнейшей темой встреч на уровне руководителей и глав правительств ЕС. В тех случаях, когда сообщество 27 стран (с января 2007 года) приглашает для обмена мнениями президента США Джорджа Буша или президента России Владимира Путина, вопросы, касающиеся энергетики, также всегда стоят во главе повестки дня. Стремительное усиление значения энергетической политики еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс предпочитает иллюстрировать на собственном примере. «Сейчас, — говорит г-н Пиебалгс, избранный на этот пост в 2004 году, — я, как представитель маленькой Латвии, ни за что не получил бы эту должность. Великие державы ЕС наверняка приберегли бы эту важную сферу влияния для себя».

Причиной усиления роли энергетики очевидна: борьба за распределение уменьшающихся резервов нефти и газа, ведущаяся во всем мире. Классические индустриальные державы конкурируют в качестве покупателей с такими новыми регионами промышленного бума, как Китай и Индия, что приводит к значительному росту цен на энергоносители. Кроме того, на цены оказывает влияние внутренняя ситуация в ЕС: отсут­ствие конкуренции между основными поставщиками приводит к подорожанию электроэнергии и газа.

Канцлер Германии Ангела Меркель уже сообщила, что она не согласна с предложениями г-на Баррозу — весьма радикальными, на ее взгляд, поскольку они затрагивают в том числе и немецких поставщиков. Других членов ЕС, таких как Великобритания, Нидерланды и Скандинавские страны, предложения Баррозу, напротив, устраивают. В связи с этим г-жа Меркель может столкнуться со следующей проблемой: в Брюсселе существует неписанное правило, что во время председатель­ства национальные интересы высту­пают на второй план.

У фрау Меркель есть что предложить взамен: во время своего председательства в ЕС с января 2007 года Германия намерена инициировать принятие ЕС «европейского плана действий», который должен описать, каким образом ЕС сможет уменьшить свою зависимость от доминирующих поставщиков, в том числе от России, как он в связи с изменением климата распорядится возобновляемыми источниками энергии и атомной энергией, а также как можно вызвать более острую конкуренцию между ведущими энергетическими концернами. Несмотря на столь многообещающие планы, ни­кто в Брюсселе не верит в то, что ЕС во время председательства Германии удастся далеко продвинуться в решении этих проблем. Причина скептицизма в том, что именно в области энергетики интересы 27 стран очень сильно расходятся.

Особенно явно это видно в отношениях с Россией, которая покрывает четверть потребностей ЕС в газе и нефти. ЕС заботится о надежных отношениях с восточным соседом и требует долгосрочных обещаний поставок. Владимир Путин использует природные богатства как вспомогательное средство для возрождения былого политического влияния России. Он заигрывает то с Китаем — новым крупным покупателем, то с США.

Новое стратегическое соглашение о партнерстве с Россией должно обеспечить гарантии по поставкам, а также доступ западных компаний к прибыльным месторождениям неф­ти и газа в Сибири. Владимир Путин четко дал понять, что в качестве встречного обязательства он ожидает открытия европейских рынков для российских инвесторов, в том числе для «Газпрома». Эти требования дей­ствуют на многих европей­ских по­литиков как красная тряпка на быка. Тема России осложняет немецкое председательство, поскольку г-жа Мер­кель оказывается перед сложным конфликтом между европейскими и национальными интересами. С одной стороны, она должна удовлетворить требования Польши, Прибалтики и Великобритании о жестком курсе по отношению к России, с другой стороны, она не хочет препят­ствовать запланированному доступу Германии к российскому газу через балтийский трубопровод. Опытный европей­ский дипломат считает, что немецкое председательство не даст значительных результатов.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку