16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Транснефти» нашли помощников

27.12.2004 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Депутаты Госдумы предлагают разрешить частную собственность на магистральные трубопроводы

В законопроекте о трубопроводном транспорте, который, как ожидается, будет рассмотрен парламентариями во втором чтении уже следующей весной, может появиться пункт, разрешающий частную собственность на магистральные трубопроводы. С соответствующей инициативой в минувшую пятницу выступил председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. В его докладе, текст которого имеется в распоряжении RBC daily, предлагается установить максимальную долю, которая может принадлежать частникам в капитале трубопроводов, в размере 25%, причем доля иностранных компаний не должна превышать 20%. По мнению депутатов, отсутствие частного капитала в трубопроводной отрасли сдерживает развитие нефтяных и газовых компаний, испытывающих проблемы с доступом к трубе. Кроме того, введение этой нормы позволит решить проблему изношенности трубопроводного транспорта. Сами трубопроводчики не в восторге от такой постановки вопроса, однако не видят ничего страшного в том, чтобы магистральные трубопроводы в России были не только государственными, но и частными, при том условии, что доля государства будет не менее 70-75% в капитале трубы. Впрочем, эксперты сомневаются, что предложение Валерия Язева в конечном счете найдет поддержку участников рынка. Как отмечают эксперты, частный капитал согласился бы инвестировать в строительство трубопроводов только при отсутствии ограничений на право владения ими, однако правительство считает трубопроводы стратегическими предприятиями и не допустит подобного развития событий.

Протяженность магистральных трубопроводов в России составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей – 151 тыс. км, нефтепроводных – 46,7 тыс. км, нефтепродуктопроводных – 19,3 тыс. км. Транспортировка продукции трубопроводным транспортом достигает 30% общего грузооборота. По системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, свыше 90% добываемой нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В основном эти объекты были введены в эксплуатацию в 70-е и 80-е годы прошлого века. По данным комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи, средний возраст магистральных газопроводов составляет 22 года. Износ основных фондов системы превысил 50%.

В минувшую пятницу, 24 декабря, в стенах Госдумы РФ прошли парламентские слушания, посвященные проекту закона о трубопроводном транспорте. Ожидается, что он будет рассматриваться депутатами во втором чтении уже следующей весной. Обсуждение этого документа не предвещало сенсаций, однако, как оказалось, депутаты приготовили трубопроводчикам сюрприз. Выступая с докладом, текст которого имеется в распоряжении RBC daily, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев предложил ввести в закон норму, разрешающую частную собственность на трубопроводы. Напомним, что правительство последовательно выступает за то, чтобы магистральные трубопроводы находились исключительно в государственной собственности. Депутаты предлагают смягчить эту норму. «Доля участия РФ в уставном капитале организаций – собственников магистральных газопроводов должна составлять не менее 50% плюс одна голосующая акция, для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов – не менее 75% от общего количества акций. Доля иностранных физических и юридических лиц не может превышать 20%», – говорится в докладе.

Как пояснили RBC daily в думском комитете по энергетике, нерешенный вопрос о собственности стал основной причиной того, что законопроект о трубопроводном транспорте лежит на полке с 1999 г., когда он был принят в первом чтении. «В свое время Михаил Касьянов, а недавно и Михаил Фрадков заявляли о недопустимости частной собственности на магистральные трубопроводы. Однако все здравомыслящие люди понимают, что отсутствие частных инвестиций в трубопроводный транспорт сдерживает дальнейшее развитие ТЭКа, особенно на северных территориях, – сказал собеседник RBC daily в комитете. – Предложенные предельные доли государственной и частной собственности на магистральные трубопроводы являются предварительными и подлежат дальнейшему обсуждению. Однако они представляются оптимальными, если исходить из сложившихся реалий участия государства в капитале энергетических монополий». По мнению собеседника RBC daily, у государства нет средств, чтобы строить дополнительные ветки трубопроводов, а также поддерживать в работоспособном состоянии действующие мощности, в то время как частные компании не могут инвестировать в их сооружение по причине отсутствия соответствующей законодательной базы.

Представители трубопроводных монополий не согласны с такой постановкой вопроса. «Это обывательский подход к оценке состояния дел в отрасли, – сказал RBC daily вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. – «Транснефть» ежегодно тратит только на поддержание действующих трубопроводов в рабочем состоянии 1,2-1,3 млрд долл. Попробуйте найти другие отрасли, в которых на аналогичные мероприятия тратятся подобные суммы. Если денег станет больше, может возникнуть сложность с их освоением. Кроме того, до сих пор не возникало вопросов с финансированием новых проектов «Транснефти». Возьмите, к примеру, проект расширения Балтийской трубопроводной системы или строительства Восточного трубопровода. Так поставить вопрос могли, пожалуй, представители сельского хозяйства. Вот там действительно не хватает денег».

Впрочем, трубопроводчики не видят препятствий для того, чтобы разрешить частному капиталу участвовать в строительстве трубопроводах на вторых ролях. «Я не вижу ничего страшного в том, чтобы магистральные трубопроводы в России были не только государственными, но и частными, при условии, что доля государства будет не менее 70-75% в капитале трубы», – сказал RBC daily президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Сергей Маслов. А по мнению Сергея Григорьева, вопрос собственности на трубопроводы является вторичным. Главное, чтобы был обеспечен равный доступ всех нефтепроизводителей к трубе, а также имелась возможность государственного регулирования тарифов на прокачку нефти. «Вопрос о собственности на трубопроводы может обсуждаться только после того, как эти требования будут выполнены», – считает он. Такого же мнения придерживаются представители нефтяных компаний. «Наша компания будет приветствовать любое решение, которое позволило бы расширить трубопроводные мощности, в которых мы заинтересованы. В этой связи вопрос собственности на сами трубопроводы не является для нас принципиальным», – сказал RBC daily начальник управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский.

Однако вероятность того, что инициатива депутатов будет в конечном итоге поддержана, все же остается крайне незначительной, считают эксперты. «Не думаю, что это предложение будет поддержано в ходе дальнейших обсуждений. В данной конструкции оно не имеет особого смысла, – сказал RBC daily аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. – Частной компании владение долей в трубопроводе в размере 20-25% не даст реальных прав управления. К тому же если частники, к примеру, будут финансировать строительство трубы в большем объеме, чем в конечном счете будет их доля в ее капитале, это станет очередной формой кредита. Скорее всего, возобладает точка зрения [главы «Транснефти»] Семена Вайнштока, поддерживаемая в правительстве и Кремле, о том, что финансирование строительства новых веток трубопроводов должно осуществляться за счет инвестиционной составляющей в тарифе и займов». По мнению эксперта, имеет смысл строить полностью частные трубопроводы при условии их финансирования широким консорциумом участников и с той оговоркой, что ни один из учредителей не может владеть более чем, скажем, 20% в капитале проекта. При этом должна соблюдаться норма, запрещающая дискриминацию мелких производителей при предоставлении доступа к трубе. «Однако правительство считает трубопроводы стратегическими предприятиями и не допустит реализации подобных проектов», – считает Дмитрий Царегородцев.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку