16+
Регистрация
РУС ENG

Дешевый газ опасен для России

22.11.2006 RBCdaily

Интервью с президентом Российского газового общества Валерием Язевым

Сегодня запланирована встреча президента России Владимира Путина с представителями топливно-энергетического комплекса России, на которой будет обсуждаться вопрос повышения цен на газ. Рост стоимости голубого топлива лоббирует РАО «ЕЭС России», для которого дорогой газ означает возможность закупать его сверхлимитные объемы на свободном рынке для обеспечения топливом своих электростанций. О том, как рост цен на природный газ в России в ближайшие годы отразится на росте экономики, РБК daily прокомментировал председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, президент Российского газового общества ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ.

— В связи с чем вопрос о повышении цен на газ встал так остро?

— К сожалению, в последние годы в топливно-энергетическом балансе России наметился опасный перекос. В 2005 году доля газа превысила 52%, тогда как потребление угля снизилось до 12%. Еще более тревожное положение складывается в структуре топливного баланса электростанций РАО «ЕЭС России», где на долю природного газа приходится более 70%, в том числе в европейской части России на газе вырабатывается более 80% электроэнергии. Такая ситуация представляет реальную угрозу для обеспечения энергоснабжения отечественных потребителей и энергетической безопасности страны в целом и требует диверсификации энергетического баланса в пользу альтернативных топливных ресурсов. Между тем природный газ остается единственным видом топлива в стране, цены на которое регулируются государством. Несмотря на продолжительные споры о том, какими должны быть цены на российский газ с учетом себестоимости его производства, транспорта, теплотворной способности, технологических и экологических свойств, многие специалисты и эксперты согласны с тем, что регулируемые тарифы ФСТ не отражают реальную стоимость газа.

— Насколько велик перекос в ценах на газ и другие виды топлива?

— В странах Западной Европы, где учитываются затраты и потребительские свойства топлива, соотношение цен газ/уголь/мазут находится на уровне 2/1/2,8. В России это соотношение составляет 0,8/1/1,7. Сложившаяся ценовая политика привела к заинтересованности потребителей в максимальном использовании газа и к фактическому отказу от газосбережения. Заниженные цены на газ искажают цены на электро- и тепловую энергию, транспортные тарифы и стоимость продукции всех отраслей. По данным Международного энергетического агентства, российская экономика превосходит все другие страны мира по количеству использованного газа на производство единицы продукции. По этому показателю мы почти в 6 раз расточительнее по сравнению с США, в 8 раз по сравнению с Германией и уступаем даже Украине. Помимо объективных предпосылок (суровый климат, большие расстояния и соответственно большие затраты энергоресурсов на транспорт), высокая газоемкость национальной экономики связана с использованием как в промышленном производстве, так и в потреблении газа устаревших энергорасточительных технологий. Так, КПД газовых ТЭС с паровыми турбинами в России составляет 33%, в то время как во многих странах мира уже активно используются парогазовые установки с КПД, приближающимся к 60%. Расход газа в металлургии и производстве аммиака в России превышает аналогичные зарубежные показатели в 1,6—2,2 раза, что напрямую связано с отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий, в первую очередь с низкими ценами на газ.

— Насколько сильно можно снизить газоемкость отечественной экономики при повышении цен на газ?

— По экспертным оценкам, Россия в состоянии сократить потребление энергии в расчете на единицу продукции в полтора-два раза по сравнению с нынешними объемами. Расчеты специалистов Института энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН) относительно влияния на российскую экономику повышения цен на газ показывают, что среди различных вариантов сдерживания спроса на природный газ и стимулирования тем самым газосбережения вариант сдерживания с помощью рыночных сигналов — цен — является одним из наиболее эффективных. В соответствии с этими расчетами увеличение цен на газ начинает оказывать эффективное влияние на газосбережение вследствие межтопливной конкуренции только в определенном интервале цен на газ, нижняя граница которого при сложившемся на внутреннем рынке страны уровне цен на различные энергоносители составляет около 80 долл. за 1 тыс. куб. м газа. Начиная с этого уровня дальнейшее повышение цены на 1% должно приводить к снижению потребления природного газа примерно на 0,2%. Таким образом, начало интенсивного перевода экономики страны в режим газосбережения требует повышения внутренних цен на газ до 80 долл. за 1 тыс. куб. м.

— Можно ли достичь этой границы уже в следующем году, как предлагает, в частности, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс?

— В упомянутых расчетах ИНЭИ РАН приводятся оценки влияния различных сценариев повышения цен на газ, в том числе скачкообразного, на различные макроэкономические показатели развития страны. В частности, показано, что скачкообразное повышение цен на газ влечет за собой целый ряд негативных последствий: годовые темпы роста ВВП могут снизиться в 2010 году до 4,5% с последующим выходом на уровень 6% к 2012—2013 году. Ускоряется инфляция: при ценах межтопливной конкуренции на газ потребительская корзина дорожает за 10 последующих лет на 66%, тогда как по сценарию МЭРТ, не предусматривающему скачок цен, она дорожает за тот же период времени на 56,5%. Кроме того, снижаются темпы роста доходов населения: если в сценарии МЭРТ они увеличиваются за 10 лет в 2,16 раза, то при ценах межтопливной конкуренции — в 1,98 раза. По сравнению со сценарием МЭРТ в случае цен межтопливной конкуренции к 2015 году возрастает рентабельность газовой промышленности и электроэнергетики, незначительно уменьшается рентабельность машиностроения и черной металлургии, падает до опасных пределов рентабельность химии и нефтехимии, промышленности строительных материалов.

— Как можно смягчить издержки перехода к новому уровню цен?

— В определенной степени они могут быть смягчены, если дополнительные доходы от повышения цен на газ (или их определенная часть) будут консолидированы в бюджете страны для выплаты адресных субсидий населению, целевого финансирования программ энергосбережения, включая разработку новых ресурсосберегающих технологий, создание систем коммерческого учета газа, оказание помощи отраслям промышленности, наиболее затронутым повышением цен на газ.

— Насколько в итоге снизится доля газа в энергобалансе?

— После вхождения в интервал цен межтопливной конкуренции станет возможным начать снижение доли газа в топливно-энергетическом балансе страны до определенного Энергетической стратегией до 2020 года оптимального уровня 45—46%, что потребует дополнительного увеличения цены на 50—60% в течение последующих трех-четырех лет. Несомненно, описанные выше экономические издержки предлагаемого перехода к ценам межтопливной конкуренции достаточно серьезны. Однако продолжение нынешнего сценария развития экономики, сопровождающегося ежегодным ростом потребления газа на 2%, может привести к тому, что доля газа в топливно-энергетическом балансе страны приблизится к чрезвычайно опасному уровню, достигнув 56% в 2010 году и более 60% в 2020 году.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку