16+
Регистрация
РУС ENG

Бургас - Александруполис построят для «Роснефти»

01.11.2006 RBCdaily ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА, ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

ТНК-ВР не дали главную роль в проекте

Вчера по проекту «Бургас - Александруполис» было подписано первое соглашение, определяющее состав участников объединенной компании по эксплуатации нефтепровода. В итоге структура оказалась полностью государственной, ее участники - «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть», координатора проекта ТНК-ВР не включили. Сама ТНК-ВР рассчитывает договориться о доле участия в 25%, которую еще могут оставить частным компаниям.

Проект строительства нефтепровода Бургас - Александруполис (протяженность - 312 км, мощность - 35-50 млн т в год, стоимость около 800 млн долл.) был инициирован российскими и греческими компаниями в середине 1990-х годов. Нефть будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда по новому нефтепроводу в греческий город Александруполис, а затем в страны Западной Европы.

Проект представляет собой альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы, которые в настоящее время существенно перегружены. Однако за все эти годы идея так и не реализовалась из-за отсутствия нужных для полной загрузки трубы объемов нефти. Инициатором возрождения проекта стала ТНК-ВР. Исполнительный директор компании Герман Хан раньше сообщал, что нефтепровод заинтересовал четыре нефтеструктуры - ТНК-ВР, «Роснефть», «Газпром нефть» и Chevron.

Ожидалось, что будет создана международная проектная компания, все четыре игрока станут ее учредителями. По словам президента «Транснефти» Семена Вайнштока, его компания также планировала участвовать в проекте, но только в качестве наблюдателя в ходе его строительства, а в дальнейшем - его оператора. Интерес к возрождению проекта компании объясняли расширением мощностей Каспийского трубопроводного консорциума и обвинениями турецких властей в загрязнении Черного моря российской нефтью.

Однако последнее время ведущая роль в проекте перешла от ТНК-BP к государственным российским компаниям. Вчера это было закреплено официально: подписано соглашение о составе участников эксплуатационной компании, сообщил Семен Вайншток. По 33,3%

получили «Транснефть», «Роснефть», «Газпром нефть». По его словам, уже готов проект межправительственного соглашения об операторе проекта, его планируется подписать до конца 2006 года.

Г-н Вайшнток заявил, что контроль над трубопроводом будет у России. Ранее неофициально сообщалось, что 51% в капитале трубопровода отойдет российскому консорциуму, 49% - прочим участникам. На прошлой неделе глава «Транснефти» уже встречался с представителями греческой стороны. «Они поняли нашу позицию», - сказал глава «Транснефти».

Между тем президент ТНК-BP Роберт Дадли сообщил, что его компания рассчитывает вернуть былой статус в трубопроводном проекте и получить до 25% долей участия из тех 49%, которые предназначены для иностранцев. Он также опроверг информацию о том, что компания сама вышла из проекта, заинтересовавшись его конкурентом - трубопроводом Самсун - Джейхан. «Мы работали в проекте «Бургас - Александруполис» с самого начала, он нам интересен как наиболее экономичный из всех вариантов обхода Босфора, наше участие в нефтепроводе ускорит его реализацию», - пояснил он. По версии источника в «Транснефти», против ТНК-ВР высказался лично Владимир Путин, который выразил недовольство отсутствием результатов ее работы по проекту во время визита в Грецию. Эксперты поддерживают версию «Транснефти», напоминая: сейчас нефтяной сектор развивается под строгим контролем государства.

«Бургас - Александруполис в первую очередь нужен «Роснефти», заявившей о планах выхода в Европу и активно развивающей туапсинское экспортное направление», - говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. С ним соглашается начальник аналитического отдела БД «Открытие» Наталья Мильчакова, которая считает, что ТНК-ВР, вероятно, не смогла бы гарантировать необходимый объем экспорта.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку