16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Европе не нравится мощный «Газпром»

06.12.2004 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Международное энергетическое агентство опасается, что после покупки российским газовым монополистом «Юганскнефтегаза» энергетическая безопасность Европы окажется под угрозой

Покупка «Газпромом» «Юганскнефтегаза» несет угрозу энергетической безопасности Европы. Такое мнение высказал в конце минувшей недели директор Международного энергетического агентства (IEA) Клод Мандил. Логика европейских экспертов следующая: после того как российский газовый монополист станет заодно крупнейшей отечественной нефтяной компанией, он будет вынужден уделять меньше внимания и финансовых средств газовому бизнесу. Это в свою очередь может негативно сказаться на стабильности поставок «голубого топлива» в Евросоюз, где «Газпром» контролирует около четверти рынка. Российские эксперты считают, что IEA лукавит, заявляя, что именно это пугает европейцев больше всего. По мнению специалистов, за последние годы континентальная Европа в отличие от США и Великобритании так и не смогла подчинить своему влиянию российские нефтяные компании, и активы ЮКОСа были ее последней возможностью наверстать упущенное. Теперь же, если, конечно, «Газпром» выиграет аукцион по «Юганскнефтегазу», европейцам придется свыкнуться с мыслью о том, что ради нефти и газа им нужно будет идти на уступки России по спорным политическим вопросам.

Основные 15 стран Евросоюза, исключая 10 новых членов из числа стран Восточной Европы, получают с территории СНГ порядка 40% всего импортируемого газа. При этом большую часть газа поставляет в страны ЕС российский «Газпром». По разным оценкам, на его долю приходится от 25 до 28% европейского газового рынка. До последнего времени это особо не беспокоило европейцев. Более того, недавно власти Германии приняли решение увеличить долю закупок российского «голубого топлива» с 30 до 40%. Однако в конце минувшей недели директор IEA Клод Мандил выступил с заявлением, в котором обвинил руководство ЕС в том, что оно переоценивает надежность поставок природного газа. Причиной опасений г-на Мандила стали ожидающаяся покупка «Газпромом» «Юганскнефтегаза» и создание подконтрольной «Газпрому» государственной нефтяной компании «Газпромнефть». IEA опасается, что это приведет к снижению эффективности работы российского газового и нефтяного сектора.

Как считают российские эксперты, европейцы оправданно опасаются того, что в результате усиления влияния «Газпрома» в нефтяной отрасли повышение эффективности его традиционного газового бизнеса отойдет на второй план. «Согласно последней отчетности компании, ее менеджеры так и не установили полный контроль над издержками. Не исключено, что теперь, когда «Газпрому» придется ко всему прочему решать еще и нефтяной вопрос, решение данных вопросов будет еще отложено», – сказала RBC daily эксперт ИК «ФИНАМ» Мария Радина. Однако специалисты сомневаются, что именно это беспокоит европейцев больше всего. Ведущий экономист IEA Фатих Бирол упомянул на днях, что с покупкой «Юганскнефтегаза» «Газпром» станет не только крупнейшим поставщиком газа в страны Европы, но сможет контролировать и значительную часть нефтяного рынка Старого Света. Фактически «Газпром» может стать крупнейшим российским поставщиком нефти. «Европейцам было бы легче договариваться с несколькими частными компаниями, а не с единой компанией, которая будет одновременно отвечать за поставки и газа, и нефти. Монополист, способный диктовать свои условия, европейцам не выгоден», – полагает Мария Радина.

Впрочем, аналитики считают, что в других условиях усиление влияния «Газпрома» не стало бы поводом для обсуждения европейцами вопроса своей энергетической безопасности. Ведь, несмотря на то что Европа действительно сильно зависит от поставок газа из нашей страны, в ближайшем будущем Иран и страны Северной Африки планируют разбавить своими поставками российские нефть и газ. Кроме того, в результате реформы страны ЕС отказываются от долгосрочных газовых контрактов в пользу спотового рынка, что негативно для поставщиков, но может положительно сказаться на потребителях. Однако диверсификация поставок углеводородов в Европу не будет сопровождаться усилением контроля Старого Света над их источниками. В результате ЕС решит проблему энергозависимости только формально, в отличие, к примеру, от США, которые военным путем пытаются установить контроль над крупнейшими мировыми нефтегазовыми провинциями. «Пока нефть и газ остаются в поле рыночной экономики, крупнейшие мировые державы пытаются решить энергетический вопрос, распространяя свое влияние на регионы добычи углеводородов. Однако в отличие от США, которые вовремя начали переход от зависимой от нефти экономики к постуглеводородному обществу, Европа продолжает сидеть на «газовой игле» «Газпрома», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Европейцы могли бы частично решить эту проблему, приобретя активы ЮКОСа (в первую очередь, «Юганскнефтегаз»), потому что других независимых российских нефтяных компаний практически не осталось. «Хорошие отношения с российскими нефтяными компаниями, как с теми, которые были близки к Кремлю во времена правления Ельцина, например, «ТНК», так и с теми, кто сейчас имеет хорошие отношения с «питерской» властной верхушкой («ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и т. д.), уже установили англосаксонские страны – США и Великобритания», – отмечает Александр Собянин. 19 декабря, в день аукциона по «Юганскнефтегазу», европейцы потеряют надежду на то, что им, как и американцам, удастся реализовать этот сценарий, поэтому они и не готовы мириться с усилением государственного влияния в российском ТЭК. «Европа попадает в зависимость от России в вопросах поставок нефти и газа. Поэтому уже сейчас она вынуждена принимать в этом вопросе не очень взвешенные, внутренне противоречивые решения. Нынешнее давление на Россию оказывается от безысходности и от того, что действия европейских компаний в России не приносят им реального контроля над российской нефтью. Конечно, Европа может и дальше полагаться на свою роль в нефтегазовом секторе Казахстана, но и здесь она попадает в зависимость от российских транспортных маршрутов, – отмечает Александр Собянин. – Это вдвойне опасно для ЕС, поскольку Еврокомиссия вынуждена вести не очень хороший диалог с Россией, в том числе по украинскому вопросу».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку