16+
Регистрация
РУС ENG

Летняя распродажа в Chevron

31.07.2006 RBCdaily Екатерина Голубкова

Компания выставляет на торги треть своего бизнеса в Западной Европе

Chevron, вторая по величине нефтяная компания США, работающая также в Западной Европе, по неподтвержденным данным, начинает активно распродавать свой сбытовой бизнес в Старом Свете. По некоторым данным, около трех месяцев назад компания начала подготовку к продаже своего пакета акций (31%) в голландском НПЗ Nerefco и уже продает сеть бензоколонок под маркой Texaco в Бенилюксе – всего более 900 АЗС. Борьба за активы, вероятнее всего, развернется между «старожилами» западноевропейского рынка: Conoco, BP и PKN Orlen, а также ЛУКОЙЛом.

Chevron принадлежат 418 АЗС в Бельгии и Люксембурге, 558 АЗС в Нидерландах, 1100 АЗС в Великобритании и Ирландии, работающих под брендом Texaco. Еще 850 заправок в Дании и Норвегии – часть проекта Texaco и норвежской Hydro. Компания также имеет сеть АЗС в Северной Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. НПЗ Nerefco (Netherlands Refining Company) расположен Роттердаме. Мощность завода составляет 146 млн барр. в год. НПЗ владеют ВР (69%) и Chevron (31%).

В Chevron отказываются комментировать сообщения западных информагентств о возможной продаже активов, называя их рыночными слухами. Представитель компании сообщил Reuters, что Chevron не делал никаких заявлений о продаже. В российском ЛУКОЙЛе, который источники Reuters называют главным претендентом на выставленные активы, говорят то же самое. Дмитрий Долгов, пресс-секретарь компании, сообщил RBC daily, что холдинг заинтересован в приобретении активов в Западной Европе, однако отказался комментировать «рыночные слухи и конкретные компании».

Аналитики считают, что российский холдинг, безусловно, очень заинтересован в западноевропейских активах Chevron. По словам Натальи Мильчаковой из брокерского дома «Открытие», за 2005 г. у ЛУКОЙЛа почти на 6% увеличилась добыча внутри России, кроме того, компания планирует и в дальнейшем крупные приобретения, в том числе в Казахстане. В связи с этим ЛУКОЙЛу в ближайшем будущем грозит дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. «Один из трех НПЗ компании, расположенных за рубежом, Одесский, остановлен на реконструкцию, и компании необходимо его замещение. Поэтому самым интересным активом должен стать голландский НПЗ», – говорит аналитик.

Исходя из совокупных мощностей завода, г-жа Мильчакова оценивает его стоимость в 6,5-8 млрд долл. Таким образом, доля Chevron составит 2-2,5 млрд долл. По ее словам, ЛУКОЙЛ может найти такие средства – в прошлом году вся инвестпрограмма компании составила 6,2 млрд долл. Андрей Лысенко из «Ист Кэпитал» полагает, что ЛУКОЙЛ вполне может уложиться и в меньшие деньги: Chevron избавляется от завода по причине низкой рентабельности при постоянно растущих ценах на нефть. «Думаю, что интерес у российской компании может быть не столько практический, сколько из-за дисконта к цене. Кроме того, инвестиции в другие страны сейчас приветствуются», – отмечает аналитик.

По мнению г-на Лысенко, «летняя распродажа» АЗС Chevron из-за их низкой рентабельности также пройдет по несколько заниженным ценам. Тем не менее с их покупкой, как считают участники рынка, у российской компании могут возникнуть сложности. Первая – в дороговизне приобретения. По подсчетам Александра Блохина из «Антанты Капитал», одна АЗС в Европе стоит в среднем 1,5 млн долл., а значит, на 976 АЗС придется потратить порядка 1,45 млрд долл. Наталья Мильчакова находит такую цену несколько завышенной, полагая, что одна АЗС может стоить 500-600 тыс. долл. Таким образом, западноевропейская сеть Chevron обойдется примерно в 600 млн долл.

Однако существует и другая, более серьезная проблема. «Старые игроки западноевропейского рынка, такие как Exxon, Eni, Repsol, BP, не допустят нового сильного конкурента на свой рынок. Поэтому не исключено, что борьба за заправки разгорится между Conoco, BP и PKN Orlen», – полагает г-жа Мильчакова. Александр Блохин добавляет к этому списку и венгерскую компанию MOL. Но Наталья Мильчакова не теряет оптимизма: по ее мнению, ЛУКОЙЛу в данной ситуации стоит прибегнуть к помощи своего стратегического инвестора – ConocoPhilips, который поможет российскому холдингу перебороть неприязнь своих западноевропейских коллег.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку