16+
Регистрация
РУС ENG

Покорить Турцию

23.06.2006 Ведомости Александр Тутушкин

Собрался “Лукойл”

На турецком побережье вскоре могут появиться заправки “Лукойла”. Компания планирует создать в этой стране розничную сеть, купить перевалочный терминал и, возможно, построить нефтеперерабатывающий завод. Если эти планы будут реализованы, “Лукойл” сможет занять до 15% турецкого рынка нефтепродуктов.

“Лукойл” – крупнейшая нефтяная компания России. В 2005 г. добыла 90,1 млн т нефти и переработала 47,4 млн т. Владеет восемью НПЗ общей мощностью 58,5 млн т нефти в год, в том числе тремя зарубежными – Одесским (3,6 млн т в год), румынским Petrotel (2,4 млн т) и болгарским “Нефтохим Бургасом” (10,7 млн т). Выручка “Лукойла” за 2005 г. по US GAAP – $56,2 млрд, чистая прибыль – $6,4 млрд. Топ-менеджеры компании контролируют 20,6% ее акций. У американской ConocoPhillips – 17,1%, у российских физлиц – 3,9%, остальные бумаги обращаются на биржах.

“Лукойл” планирует до конца 2006 г. принять решение о покупке в Турции одного из нефтеперевалочных терминалов на побережье Черного моря и строительстве нового НПЗ в этой стране. Об этом сообщило агентство Argus Media со ссылкой на представителя базирующейся в Турции компании “Лукойл Евразия Петрол”. О каком терминале идет речь, он не уточнил. Кроме того, по его словам, “Лукойл” изучает возможность аренды сети АЗС в Турции. “Речь идет об аренде заправочных станций сроком на 10-15 лет с возможной пролонгацией”, — сказал представитель “Лукойл Евразия Петрол”.

По оценке Argus, в Турции потребляется чуть менее 20 млн т светлых нефтепродуктов в год, из которых до 70% приходится на дизельное топливо. А покупка терминала позволит “Лукойлу” контролировать до 15% турецкого рынка светлых нефтепродуктов.

Турция, как и другие страны черноморского бассейна, входит в зону стратегических интересов “Лукойла”, подтверждает источник в головном офисе компании. “У нас уже есть серьезные активы в этом регионе, и мы намерены их наращивать”, — сказал он. По его словам, компания сейчас изучает турецкий рынок и уже решено, что в Турции появятся заправки “Лукойла”. Но пока договоренностей о покупке конкретных активов нет, уточняет собеседник “Ведомостей”.

“Расширяя сегмент переработки, "Лукойл" следует в русле мировой тенденции. Все ведущие западные компании продают больше готовых продуктов, чем добывают сырья”, — отмечает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. У ConocoPhillips, например, нефтедобыча составляет 1,6 млн баррелей в день, переработка — 2,3 млн баррелей, а объем продаж — около 3 млн баррелей. По мнению эксперта, такая политика обеспечивает более низкую рентабельность, чем у компаний, больше ориентированных на добычу (как “Сургутнефтегаз”), зато у них гораздо больше выручка, а именно она решающим образом влияет на рост капитализации. К тому же такие компании в меньшей степени зависят от колебаний нефтяных цен. Борисов отмечает также, что турецкий рынок выгоден для “Лукойла” с точки зрения логистики. Заполучив сбытовую инфраструктуру в этой стране, компания сможет увеличить загрузку своих НПЗ в Одессе и Бургасе (Болгария) и поставлять оттуда морем нефтепродукты в Турцию. “Таким образом "Лукойл" частично решит для себя проблему перегруженных турецких проливов”, — резюмирует эксперт.

Предыдущие попытки российских нефтяников покорить турецкий рынок удачными не назовешь. Еще в 1993 г. ЮКОС создал там с местным партнером совместное предприятие, которое договорилось с правительством о покупке у госкомпании Petrol Ofisl 53 АЗС и получило разрешение на строительство 100 новых. ЮКОС даже начал поставки нефти под этот проект, но реализовать его так и не удалось — приватизация в стране была приостановлена. А в 2004 г. “Татнефть” в консорциуме с турецким концерном Zorlu победила в тендере на покупку 66% акций компании Tupras, которая обеспечивает 85% нефтепереработки в стране. Но турецкий “нефтяной” профсоюз выступил против сделки, и после многочисленных судебных разбирательств правительство аннулировало итоги тендера. Год спустя на новых торгах победу одержали Shell и ее турецкий партнер, заплатившие втрое больше, чем предлагали их предшественники.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку