16+
Регистрация
РУС ENG

Реактор не уплывет в Китай

14.06.2006 RBCdaily Николай Минашин

Первую плавучую АТЭС построит «Севмашпредприятие»

Вчера в Северодвинске и. о. гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Обозов подписал контракт с «Севмашпредприятием» на строительство первой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) малой мощности. Ранее планировалось, что корпус лодки будут изготавливать китайские судостроители под кредит китайских банков, но от сотрудничества с финансистами из Поднебесной пришлось отказаться: транспортировка корпуса в Северодвинск оказалась слишком дорогостоящей, а везти сам реактор в Китай атомщики не захотели. В результате в мае были подведены итоги тендера, и проект достался «Севмашу». Кредитовать строительство плавучей станции будут российские банки.

Плавучая АТЭС будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. тонн, ее длина составит 144 м, ширина – 30 м., срок службы до заводского ремонта – 12 лет, общий срок службы – 40 лет; обслуживающий персонал – 69 человек. Основными направлениями деятельности ФГУП «ПО «Севмаш» являются производство военной техники для ВМФ России и зарубежных заказчиков, производство морской техники для добычи нефти и газа, гражданское судостроение, изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности, гарантийный ремонт и модернизация АПЛ и надводных кораблей.

Российская атомная отрасль шла к этому моменту десять лет, и сейчас сооружение первой плавучей атомной станции для северных и дальневосточных регионов становится реальностью, заявил вчера журналистам Сергей Обозов. У ПАТЭС, проект которой разрабатывается еще с начала 90-х годов, два назначения: обеспечение электроэнергией северных территорий и опреснение воды. Как пояснили RBC daily в «Росэнергоатоме», использование ПАТЭС экономически эффективно в районах, где транспортные расходы поднимают себестоимость топлива на 50%. Пока определены шесть площадок для строительства ПАТЭС: Архангельск, Камчатка, Чукотка, Якутия, Красноярский и Приморский край. Первая ПАТЭС будет работать в Архангельске и даст первую электроэнергию осенью 2010 года. По словам г-на Обозова, плавучая АТЭС будет снабжать электроэнергией предприятие «Севмаш», а примерно одна пятая часть электроэнергии будет продаваться. Ее сооружение обойдется в 9,1 млрд руб. (без учета НДС). При этом и инвестором, и заказчиком выступит сам «Росэнергоатом», который собирается привлечь кредит российских банков. А окупить станцию за счет продажи электричества атомщики рассчитывают за 11-12 лет.

Все 9,1 млрд руб. достанутся российским предприятиям: тендер на строительство корпуса для станции выиграло государственное «Севмашпредприятие». За право построить корпус боролся Балтийский завод, входящий в Объединенную промышленную корпорацию, которая управляет непрофильными активами «Межпромбанка» Сергея Пугачева. Но Балтийский завод тендер проиграл. «На исход тендера повлиял тот факт, что «Севмаш» обладает большим опытом строительства атомных ледоколов», – объясняет источник RBC daily в «Росэнергоатоме». Впрочем, совсем обойтись без Балтзавода в этом проекте не удастся: некоторые виды номенклатуры в России делаются только там. «Мы выступим в качестве субподрядчика и поставим для ПАТЭС 8 парогенераторов, 2 теплообменных аппарата, возможно, по согласованию с «Севмашем», другое оборудование», – заявил RBC daily источник на Балтийском заводе.

Но судьба первой в мире плавучей станции могла сложиться иначе. Проектом всерьез интересовались страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Индонезия и Южная Корея. Их привлекала возможность с помощью плавучего блока получать до 240 тыс. куб. м пресной воды в сутки. А Китай даже подписал договор с российской стороной: китайский «Эксимбанк» был готов кредитовать строительство первого блока, если оно будет идти на китайской верфи. «Однако тогда пришлось бы транспортировать всю атомную начинку в Китай, что для России по ряду причин, в том числе и имиджевых, неприемлемо», – объяснил собеседник RBC daily в «Росэнергоатоме». По его словам, еще в декабре прошлого года всерьез изучалась другая возможность: везти корпус из Китая в Северодвинск. Но в результате перевозки на такое расстояние корпус мог быть поврежден. «Поэтому нашли лазейку в договоре, которая позволила на законных основаниях выйти из проекта», – рассказывает он. Впрочем, как рассказал RBC daily высокопоставленный источник в Росатоме, от сотрудничества с китайцами не отказались. «Китайцы даже предлагают создать СП для производства АТЭС малой мощности», – уточняет собеседник.

По мнению и.о. гендиректора «Росэнергоатома» Сергея Обозова, необходимо создать референтный (типовой) энергоблок плавучей АТЭС, «поскольку есть иностранные заказчики из стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В «Росэнергоатоме» верят в экспортный потенциал проекта и утверждают, что опасности утечки российских ядерных технологий не существует. Для реализации проекта принята схема: «строю – владею – эксплуатирую». То есть Россия не только строит станцию, но и полностью обеспечивает ее функционирование в регионе заказчика, раз в 12 лет, по истечении автономного цикла, проводит восстановительный ремонт, а по окончании эксплуатации (40 лет) утилизирует.

Проект успешно прошел все предусмотренные законодательством экспертизы и согласования, включая государственную экологическую экспертизу. «Мы дали положительное заключение по этому проекту, аналогов которому нет нигде в мире», – заявил ранее директор научно-технического Центра по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора России Борис Гордон. Но независимых экологов убедить в безопасности проекта не удалось. «Остаются вопросы: кто будет охранять уран, ведь физической защиты в виде кораблей ВМФ не предусмотрено ни в Северодвинске, ни в экспортных схемах», – возмущается координатор энергетической программы российского представительства «Гринпис» Владимир Чупров. Эколог напоминает, что один из регионов, куда российские атомщики хотят поставлять ПАТЭС, – это Индонезия, где ежегодно десятки судов подвергаются нападению пиратов. Но в «Росэнергоатоме» уверяют, что бояться пиратов не стоит: в проект заложен внушительный ресурс безопасности во избежание не только проектных, но и «запроектных» аварий, таких как землетрясение или падение самолета.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку