16+
Регистрация
РУС ENG

Астана присоединяется к бакинской трубе

01.06.2006 Независимая газета Сакен Салимов, Екатерина Гуркина

Подписание казахстанско-азербайджанского договора пройдет без российского участия

Казахстанская нефть из Актау в Баку на первом этапе будет доставляться морем.Казахстан будет поставлять свою нефть на Запад по трубопроводу Баку-Тбилиси- Джейхан.
Слухи о возможном участии в подписании соответствующего договора президента РФ не подтверждаются.

Длившиеся более четырех лет переговоры о присоединении Казахстана к трубопроводной системе БТД (Баку–Тбилиси–Джейхан) вышли на финишную прямую. Соответствующий договор 17 июня в Алма-Ате подпишут главы правительств Казахстана и Азербайджана Даниал Ахметов и Артур Расизаде.

Определенную пикантность этому событию придает то, что казахстанско-азербайджанский договор планируется подписать в дни, когда в Алма-Ате будет находиться президент РФ Владимир Путин. Он примет участие в открывающемся там 17 июня саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Владимира Путина на это мероприятие пригласил приезжавший в мае в сочинскую резиденцию российского президента «Бочаров Ручей» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Кроме того, как сообщили «НГ» в пресс-службе посольства Казахстана в Москве, Путин и Назарбаев уже ранним утром 18 июня должны быть на «Байконуре», где будут наблюдать за запуском первого казахстанского спутника «KazSat».

В комментариях по поводу предстоящего подписания договора о присоединении к БТД Казахстана и в Баку, и в Астане неизменно подчеркивают, что это будет сугубо «рабочий момент», венчающий многолетнюю работу экспертов двух стран. И не более. В таком формате участие, мол, президентов, тем более президента РФ не предусмотрено. Об этом же «НГ» заявили и источники в правительстве Казахстана.

То, что договор будет подписываться без российского участия, в общем-то, логично. Как известно, маршрут транспортировки азербайджанской нефти в обход России Москва не приветствовала еще на стадии предпроектных работ в середине 90-х годов, пытаясь доказать экономическую неэффективность нефтепровода. К тому же БТД фактически лишает Россию монополии на поставки на Запад энергоносителей из бывших советских республик. Сомневались в Москве и в реальности подключения Казахстана к этому проекту.

Но Казахстан к проекту БТД все-таки присоединяется. Переговоры на этот счет шли с 2002 года. Согласованный текст договора предусматривает создание системы Актау–Баку по перевозке казахстанской нефти для ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. На начальном этапе предусматривается транспортировка по БТД 7,5 млн. тонн казахстанской нефти.

Изначально проект имел большую значимость для Азербайджана и Грузии. Заинтересованы в нем были и США. По сути, БТД позволит Азербайджану и Грузии сократить свою энергетическую зависимость от России, так как трубопровод идет в обход российской территории. Интересы США здесь тоже вполне очевидны, тем более что именно Кавказу американские эксперты всегда придавали большое геополитическое значение.

Что касается Казахстана, то его перспективы и выгоды участия в БТД далеко не однозначны. Заявления о намерении республики присоединиться к трубопроводу делались с учетом перспективы разработки казахстанской части шельфа Каспийского моря. Особые надежды возлагаются на месторождение Кашаган, геологические запасы нефти которого оцениваются около 38 млрд. баррелей, извлекаемые запасы – 9–13 млрд. баррелей. В Казахстане принята специальная программа по освоению Каспия, согласно которой республика планирует к 2015 году довести добычу углеводородного сырья до 125 млн. тонн нефти в год. У официальной Астаны далеко идущие амбициозные планы: занять лидирующие позиции среди стран – экспортеров нефти. Сегодня годовой объем добычи нефти в Казахстане составляет около 60 млн. тонн (чуть менее 1,4 млн. баррелей в сутки). Хотя на этих планах пока никто не ставит крест, но коммерческая добыча нефти на Кашагане отложена с планировавшего ранее 2005 года на 2007–2008 годы.

На нерешенность многих вопросов, связанных с этим проектом, обращают внимание и российские эксперты. В частности, аналитик ИК «Мегатрастойл» Александр Разуваев считает, что и сейчас «экономическая составляющая проекта сомнительна». «Даже с учетом перекачки казахстанской нефти труба останется полупустой. При этом не факт, что проект трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан нанесет России существенный ущерб. Азербайджану все равно придется перекачивать часть нефти через Новороссийск, да и с Казахстаном у России сейчас весьма дружеские отношения. Что же касается возможного присутствия Владимира Путина на церемонии, то в этом не было бы ничего удивительного. Владимир Путин – гибкий политик, особенно в отношении стран СНГ», – сказал Александр Разуваев «НГ». Кроме того, по его словам, при текущих ценах на нефть экспортная составляющая не является решающей, здесь важнее динамика добычи нефти, которая в последнее время в России происходит довольно медленно.

Со своей стороны, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко отмечает, что из-за новых маршрутов экспорта энергоносителей «республики Центральной Азии, в частности Казахстан, не пойдут на открытую конфронтацию с Россией из-за жесткой зависимости их экономик от российского газа».

Что такое Основной экспортный трубопровод

Общая протяженность Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) составляет 1767 км. Азербайджанский участок нефтепровода – 443 км, грузинский – 248 км, турецкий – 1076 км.

Пропускная способность БТД – более 50 млн. тонн нефти в год. По бакинской трубе будет перекачиваться и казахстанская нефть, которая на первом этапе будет доставляться в Азербайджан танкерами.

Работы по «проекту века» ведутся с 1996 года. Строительство трубопровода началось в апреле 2003 года и завершилось в четвертом квартале 2005 года (первоначально планировался четвертый квартал 2004 года).

Стоимость проекта превысила 2,95 млрд. долл., а с учетом выплат по кредитам – более 3,6 млрд. долл. Тариф прокачки нефти по ОЭТ БТД составит 2,58 долл. за баррель. Рентабельность трубопровода в течение 20 лет составит не менее 12,5% в год.
Для реализации проекта в 2002 году была учреждена компания BTC Co. Ее акционерами являются: BP – 30,10% акций (оператор проекта); ГНКАР – 25,00%; Unocal – 8,90%; Statoil – 8,71%; TPAO – 6,53%; ENI – 5,00%; TotalFinaElf – 5,00%; Itochu – 3,40%; Inpex – 2,50%; ConocoPhillips – 2,50% и Amerada Hess – 2,36%.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку