16+
Регистрация
РУС ENG

Мы хорошо знаем конкурентные преимущества наших соседей – Сергей Одегов

14.12.2005 RBCdaily

Интервью с генеральным директором группы «Магнезит»

Российские компании, которые не относятся к секторам нефтедобычи и переработки, редко известны широкому кругу инвесторов. В этом году в клуб «публично известных» компаний вошли металлурги, которые многие годы предпочитали не выносить информацию о себе за пределы профессионального круга. На очереди секторы промышленности, которые обслуживают интересы перерабатывающих отраслей. Здесь близок к завершению процесс консолидации бизнеса, и теперь компании готовятся «показать» себя инвесторам. К числу таких компаний относится группа «Магнезит», ведущий производитель огнеупоров – важного элемента технологической цепочки предприятий металлургии и производства строительных материалов. О бизнесе группы «Магнезит» и планах развития компании RBC daily рассказал ее генеральный директор Сергей Одегов.

Справка

Огнеупор – это материал, находящийся в непосредственном контакте с материалами, при производстве которых требуется поддержание высокой температуры. При температурах обработки выше 800-900 градусов огнеупоры являются одним из ключевых элементов технологической цепочки производства стали, цемента, стекла, многих видов керамики. На сегодняшний день на рынке огнеупорных материалов доминируют огнеупоры, производимые из природного магнезита.

В группу «Магнезит» входит производственное подразделение, которое включает ОАО «Комбинат "Магнезит"» (г. Сатка, Челябинская обл.), Кыштымский огнеупорный завод (г. Кыштым, Челябинская обл.), российско-немецкое СП ООО «Магнезит Интокаст Сатка» (г. Сатка, Челябинская обл.), СП Yingkou Dalmond Refractories Ltd. (КНР) и Feuerfest Siegburg GmbH (Германия). За сбыт и инжиниринг отвечают ООО «Группа "Магнезит"» (г. Сатка, Челябинская обл., московское представительство выполняет также функции административно-стратегического центра группы) и Dalmond Refractory Materials Ltd. (Великобритания, экспортно-импортные операции). Совокупный объем продаж группы в 2005 г., по оценке менеджмента компании, превысит 250 млн долл. США (данные внутренней отчетности).

– Рынок огнеупоров известен только узкому кругу специалистов. Как создавалась группа «Магнезит» в её нынешнем виде?

– В последние годы на многих отраслевых, в первую очередь сырьевых рынках прослеживается тенденция к консолидации производственных и инфраструктурных возможностей основных игроков. Конкуренция на рынке огнеупоров весьма высока, и мы считаем, что тон в нашей отрасли будут задавать компании, имеющие собственную сырьевую базу. В начале 2003 года владельцами ряда предприятий, специализирующихся на выпуске и продажах огнеупорной продукции, было принято решение о создании централизованно управляемой группы компаний, представляющих вертикально интегрированную цепь производственно-сбытовых процессов: от добычи сырья до поставок продукции и инжинирингового обслуживания тепловых агрегатов конечных потребителей огнеупоров. Основной производственной единицей при создании новой структуры стал комбинат «Магнезит» – один из старейших производителей огнеупорных материалов, который находится в Сатке.

– Какое место компания занимает на российском и мировом рынках?

– Сегодня группа «Магнезит» наряду с такими компаниями, как RHI, Vesuvius, Saint Gobain, входит в число крупнейших участников мирового рынка огнеупоров. По данным маркетингового исследования рынка огнеупорных материалов, проведенного компанией Hatch Beddows – весьма авторитетной для тех, кто имеет дело с рынками металлов, – сегодня группа «Магнезит» обеспечивает более 60% рынка магнезиальных огнеупоров и более 25% рынка всей огнеупорной продукции России и стран СНГ. Тем не менее рынок – среда подвижная, и, чтобы удерживать свою рыночную долю, необходимы постоянные, опережающие динамику изменений рынка внутренние преобразования. Чтобы отвечать требованиям рынка, была расширена и более глубоко специализирована производственная база, появились собственные производства в Китае, Германии; создаются совместные предприятия с ведущими мировыми производителями огнеупоров. Мы сформировали, наверное, самую крупную сбытовую сеть по поставкам огнеупоров в России и СНГ. Открыты торговые представительства в ряде стран ЕС и Китае.

– Кто является основными потребителями продукции компаний группы «Магнезит»?

– Сегодня мы поставляем огнеупоры более чем тысяче клиентов – от Китая до Западной Европы. В конце октября в г. Сатка Челябинской области состоялась международная конференция потребителей огнеупорной продукции, организованная и проведенная группой «Магнезит». В ней приняли участие специалисты более 200 предприятий черной и цветной металлургии, цементной промышленности, представивших интересы крупнейших производителей и промышленных групп – Магнитогорского металлургического комбината, «Северстали», «Мечела», «ЕвразХолдинга», «Уральской стали», «Криворожстали», «Евроцемента» и др. Металлургия традиционно является основным потребителем наших огнеупорных материалов. В структуре совокупного объема продаж группы «Магнезит» доля предприятий черной металлургии составляет около 70%.

– В этом году группа разработала комплексную стратегическую программу развития до 2010 года. Каковы основные приоритеты стратегического развития?

– В соответствии с программой к 2010 году группа «Магнезит» должна стать крупной профильной компанией с годовым объемом продаж более 500 млн долл. Мы намерены сохранить моноотраслевую структуру бизнеса. Основным родом деятельности будет оставаться производство и продажа огнеупорной продукции, а также оказание комплексных сервисных услуг по ее применению. Инвестиционная программа подчинена общей стратегии развития компании, утвержденной акционерами в мае этого года. Она предусматривает, в частности, достижение наиболее предпочтительного для потребителей соотношения цены и качества продукции на рынке СНГ путем модернизации производства, расширения и изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции, приоритетное развитие системы услуг инжиниринга, многократное увеличение объемов продаж группы на рынках за пределами СНГ, расширение и развитие сырьевой базы. Общий объем инвестиций в развитие бизнеса группы на период до 2010 года планируется в размере до 6 млрд руб.

– Вы заинтересованы в привлечении внешних инвесторов или организации IPO?

– Пока о точных планах и сроках говорить нельзя. Акционерами только поставлена цель в ближайшие годы подготовить компанию к выходу на фондовые рынки. Мы планируем уделить самое пристальное внимание повышению эффективности бизнес-процессов. Уже выстраиваются принципы и процедуры корпоративного управления, ведется работа по формализации корпоративной структуры группы, что создает предпосылки для формирования консолидированных финансовых показателей для дальнейшего представления заинтересованным сторонам.

– За несколько лет рынок может сильно измениться. Вы не видите угроз для компании в будущем?

– В рыночном сегменте, где мы оперируем, наибольшую угрозу представляют китайские производители огнеупоров. Не в последнюю очередь для того, чтобы понять движущие силы нашего конкурента, мы уже организовали собственное производство в КНР. Ведутся активные работы капитального характера по строительству второго китайского предприятия с нашим участием. В результате мы начинаем сами продавать нашу «китайскую» продукцию на китайском же рынке. Так что можно сказать, что мы достаточно хорошо знаем конкурентные преимущества наших соседей и проводим активные действия по защите своих будущих интересов на рынке.

– Китайской продукцией спектр рисков исчерпывается?

– Еще одна группа возможных рисков – это изменения в технологиях наших потребителей. Например, известно, что в ближайшие годы станет историей выплавка стали мартеновским методом. Исторически продукция нашего основного производства, комбината «Магнезит», технологически была ориентирована в значительной степени на мартеновские печи. Металлурги не стоят на месте и сегодня интенсивно переориентируют свое производство на электродуговые и конвертерные тепловые агрегаты. Эти изменения на предприятиях наших потребителей нашли свое отражение в среднесрочной инвестиционной программе группы «Магнезит». Мы намерены модернизировать ряд технологических процессов для изменения ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с требованиями наших партнеров. Меняются и технологии производства самих огнеупоров. Например, современная технология производства стали потребовала нового вида огнеупорной продукции, которую до недавнего времени мы не могли предложить в необходимом объеме и качестве. Для устранения этого дефицита был реализован совместный проект с немецкой компанией Intocast AG. При этом на новом предприятии были использованы самые современные технологии и оборудование, позволяющие производить массы с европейским уровнем качества. Что касается будущих альянсов, то у группы «Магнезит» есть определенные альтернативы реализации планов стратегического развития, но о них мы поговорим по факту реализации.

– За счет каких факторов вы предполагаете сохранять и расширять свою долю на рынке?

– Совокупность различных огнеупорных материалов, образующих внутренний слой теплового агрегата, соприкасающегося, например, с варящейся сталью, называется футеровкой. Возьмем сталеплавильную печь. Внутри она футеруется продуктами разного химического состава и технологии производства. Сейчас, после создания группы «Магнезит», в которую вошли в том числе и предприятия, обладающие различными технологическими процессами производства огнеупоров, мы можем предложить своим потребителям полную футеровку теплового агрегата. На сегодняшний день мы поставляем самый широкий ассортимент огнеупорных материалов на территории СНГ. На наших предприятиях также осуществляется развитие серии узкоспециализированных производств в смежных областях: комплектация, техобслуживание, внедрение автоматизированных систем управления тепловыми агрегатами. Кроме того, в программе развития группы предусматривается расширение практики услуг комплексного обслуживания тепловых агрегатов – Total Refractory Management. Это когда металлург общается с одним поставщиком, который берет на себя проектирование футеровки, поставку материалов, работы по самой футеровке, гарантийное обслуживание и дальнейший контроль за целостностью футеровки, вне зависимости от того, производит такой поставщик весь спектр требуемых огнеупоров или нет. В России такой практики пока почти нет.

– Кто поставляет маркетинговую информацию, ведь это не открытый рынок, на котором общие потребности клиентов известны любому игроку?

– Мы работаем в контакте с текущими и будущими клиентами, стремимся предугадывать их желания: следим за изменениями в технологиях выплавки стали, заменой парка тепловых агрегатов и т. д. Такая работа с потребителем ведется региональными торговыми представительствами, главные из которых расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Таганроге и Сатке. Наши торговые представительства действуют также на Украине (Донецк, Днепропетровск, Кривой Рог), в Казахстане, Узбекистане, Польше, Словакии, Германии и Китае. Если брать рынок Западной Европы, то туда мы поставляем, в первую очередь, изделия на основе плавленого магнезита (периклаза) и изделия для цементной промышленности. Дело в том, что производители цемента используют такие же печи, какие мы используем при производстве огнеупоров. Поэтому технологии футеровки печей для цементной промышленности у нас отработаны как ни у кого другого. А наши периклазовые изделия для черной металлургии отвечают требованиям качества для продукции, используемой в Европе. С начала будущего года мы начинаем поставки продукции собственного производства на рынок Китая – крупнейшего мирового производителя черных металлов. Кроме того, большой интерес для нас представляют производители стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки.

– Вы упомянули о консолидации в рамках группы производственных и инфраструктурных подразделений, но ничего не сказали о сырье. Вы не столкнетесь с дефицитом или неконтролируемым ростом его стоимости?

Суммарные запасы природного магнезита в наших основных – саткинских месторождениях оцениваются в 150 млн тонн. При ежегодном уровне добычи 2,6 – 2,8 млн тонн сырья нам хватит минимум еще на полвека. Естественно, воспроизводство сырьевой базы требует значительных инвестиций. В частности, в разработке саткинских месторождений от преимущественно карьерного способа добычи мы постепенно переходим к более технологичному шахтному способу. Параллельно ведется постоянный поиск оптимальных решений в области рационального использования сырья. В ближайшие три года в развитие сырьевой базы мы намерены вложить до 500 млн руб. Серьезные инвестиции планируется направить также в разведку новых месторождений в Уральском регионе. Мы уже реализуем проект разработки нового перспективного месторождения магнезитов в Красноярском крае. Самые первые данные разведки показали наличие на этом месторождении не менее 15 млн тонн сырья высочайшего качества. Есть все основания предполагать, что при доразведке объем выявленных запасов вырастет в несколько раз.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку