16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Михаил Фрадков оставил новые трубопроводы без нефти

03.11.2004 КоммерсантЪ АНДРЕЙ Ъ-БАГРОВ, АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА

Председатель правительства Михаил Фрадков ушел в осенний отпуск. В Подмосковье он догуляет неделю, оставшуюся от летнего отдыха в Сочи. Однако время для передышки премьер выбрал не совсем удачное. Затягивается, например, решение одного из важнейших вопросов, напрямую влияющего на удвоение ВВП,– о дальнейшем развитии трубопроводного транспорта. Он был снят с обсуждения на заседании кабинета 28 октября. Заседание 4 ноября не состоится из-за отпуска Михаила Фрадкова. И только 11 ноября в рамках рассмотрения программы освоения ресурсов Восточной Сибири трубопроводная тема, возможно, будет рассмотрена. Но вряд ли окончательно.

Недавно Владимир Путин провел совещание, специально посвященное развитию трубопроводного транспорта. На нем выяснилось, что строительству трубопроводов мешают по крайней мере две вещи. Во-первых, нехватка средств у бюджета. Нефте- и газопроводы власти отдавать в частные руки в той или иной форме категорически отказываются. Модное ныне в кабинете Михаила Фрадкова государственно-частное партнерство разрешено использовать в сфере транспортной инфраструктуры только в отношении автодорог и портовых сооружений. Не случайно недавно в Министерстве промышленности и энергетики родилось предложение бросить на строительство трубопроводов часть средств из стабилизационного фонда. Премьер ничего конкретного по этому поводу говорить не стал. Но известно, что он не против использования стабфонда в инвестиционных целях. Были бы предложены эффективные проекты. Однако министр финансов Алексей Кудрин пытается отбить атаки трубопроводчиков. В понедельник (см. вчерашний Ъ) он предложил часть средств, направляемых ныне в стабфонд, с 2006 года оставлять на специальном бюджетном счете. И вот только их инвестировать в новое строительство. Впрочем, в новом фонде денег будет не много – не более $2 млрд в 2006 году. На трубы нужно куда больше. На октябрьском совещании у президента прозвучала цифра в более чем $16 млрд (правда, вчера вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев уже снизил цену до $11 млрд). И это нужно только для возведения нефтепровода из Тайшета до Находки с возможным ответвлением на Дацин (Китай).

Вторая, не менее важная преграда – нехватка разведанных запасов энергоресурсов. Особенно остро эта проблема стоит именно перед проектом восточного нефтепровода Тайшет–Находка. Разговоры о необходимости строительства восточного трубопровода идут уже не первый год: экспортных мощностей не хватает, а азиатские рынки, включая Японию и Китай, являются одними из самых быстрорастущих и перспективных. Тем не менее в Минприроды не спешат с одобрением проекта восточного нефтепровода. И не только из-за его цены. Вторая причина не менее веская – это необеспеченность нефтепровода запасами сырья: пока можно говорить лишь о том, что будущий трубопровод обеспечен разведанными запасами только на минимально необходимый объем прокачки в 30 млн т нефти в год, тогда как активно лоббирующая восточный проект госкомпания "Транснефть" не раз заявляла, что мощность будущей трубы составит 80 млн т в год.

Между тем эксперты Минприроды рассчитали три сценария обеспечения нефтепровода из Тайшета до Находки с возможным ответвлением на Китай (в Дацин) ресурсной базой: минимально возможная мощность должна составить 30 млн т нефти в год, средний вариант – 50 млн т и максимально возможный, но практически недостижимый – 80 млн т. При этом впечатляет не только порядок стоимости проекта, но и размер предстоящих затрат на освоение месторождений: расходы только на геологическую разведку недр Восточной Сибири должны составить в 2005-2050 годах (срок эксплуатации столь масштабного проекта не может быть меньше 45 лет) не менее 240 млрд рублей, чтобы обеспечить минимальное количество нефти в трубе, 570 млрд рублей – в расчете на средний объем прокачки и 1,2 трлн рублей при максимальной загрузке. Если пересчитывать в расчете на годовой бюджет, то только для того, чтобы минимально заполнить дорогостоящую восточную трубу, нужно ежегодно обеспечивать прирост запасов в 17,7 млн т нефти, что потребует ежегодных вложений в геологоразведку в размере 5,3 млрд рублей только в Восточной Сибири. Иначе, предупреждают эксперты, можно построить трубопровод, который сможет проработать от силы лет пять. Напомним, что с отменой налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2002 году бюджетные расходы на разведку недр сократились в несколько раз и сейчас составляют около 7 млрд рублей в год на все виды полезных ископаемых. Частные компании тоже предпочитают не вкладывать деньги в разведку, поскольку не уверены, что открытое месторождение гарантированно достанется его первооткрывателю. Если же иметь в виду расширение мощности восточного нефтепровода до 50 млн т, то затраты на разведку должны составлять не менее 12,7 млрд рублей в год. Вывод трубопровода на максимальную мощность вообще представляется экспертам сомнительным, так как, помимо ежегодных ассигнований на геологоразведку в 26,7 млрд рублей, обеспеченность запасами пока не оправдывает радужных надежд: подтвержденные запасы нефти оцениваются примерно в 520 млн т нефти, а предварительно оцененные запасы по категории С2 составляют немногим более 600 млн т и по категории С3 – около 1 млрд т нефти.

Что касается экологической экспертизы, которую сейчас проходит проект, то, как сообщили Ъ в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), 15 октября и. о. главы службы Андрей Малышев подписал приказ об образовании независимой экспертной комиссии, куда вошли 25 экспертов. Ожидается, что к 15 ноября каждый из экспертов подготовит свое заключение на проект, всего же окончательное заключение экологической экспертизы должно быть готово в течение трех месяцев. Впрочем, особых трудностей с одобрением проекта не предвидится – учитывая протесты экологов, трубу еще в прошлом году отодвинули подальше от Байкала, хотя она по-прежнему будет пересекать четыре особо охраняемые природные зоны. Что автоматически еще удорожает проект, так как потребует особого режима проектирования и строительства.

Немногим лучше обстоят дела с запасами сырья и в районе Северо-Запада и Западной Сибири, для которых разрабатываются еще два проекта нефтепроводов: Мурманск–Уса–Сургут и проект Ненецкого трубопроводного консорциума. Для этих проектов Минприроды также рассчитало три сценария мощности в 40, 60 и 80 млн т нефти в год. Однако, чтобы обеспечить такие объемы, опять-таки нужно тратить на разведку в этих регионах и на арктическом шельфе при консервативном варианте не менее 7,2 млрд рублей в год и не менее 12,4 млрд рублей – для достижения показателей сдержанного и оптимистичного сценариев.

Так что к тому моменту, когда новые трубопроводы будут построены, цены на нефть могут и упасть. Впрочем, вчера начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович на конференции "Влияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России" (об этой конференции см. материал на стр. 14) пообещал, что вопрос о строительстве трубопровода Тайшет–Находка правительство решит до 15 декабря.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку