16+
Регистрация
РУС ENG

Россия накачает Японию бензином

21.11.2005 RBCdaily Даниил Шабашов

«Транснефть» предлагает построить НПЗ на конце нефтепровода Тайшет – Перевозная

На прошлой неделе глава «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что его компания направила в правительство предложение построить новый нефтеперерабатывающий завод на Дальнем Востоке. Планируется, что он будет перерабатывать нефть, которая будет поступать в регион по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). О готовности начать проектные работы по строительству НПЗ в Приморье уже сообщил местный губернатор Сергей Дарькин. По его словам, стоимость завода мощностью 15 млн тонн в год составит 1 млрд долл. Аналитики отмечают, что у идеи строительства НПЗ есть несколько слабых мест. Инвестиции со стороны японских компаний, на которые надеются власти края, маловероятны. При этом реальная стоимость строительства НПЗ, продукция которого могла бы удовлетворить по качеству иностранных покупателей, может оказаться значительно больше заявленной.

В конце 2004 г. правительство одобрило строительство нефтепровода мощностью 80 млн тонн нефти в год по маршруту Тайшет – бухта Перевозная (ВСТО). Первый этап – строительство нефтепровода до г. Сковородино – должен быть завершен во втором полугодии 2008 г., при этом обсуждается сооружение отходящей от него ветки в Китай. Срок окончания второго этапа строительства (до бухты Перевозной) пока не определен.

Однако «Транснефть» уже предложила заинтересованным ведомствам построить НПЗ в конечной точке проектируемого трубопровода ВСТО – бухте Перевозной. Об этом сообщил в конце прошлой недели глава компании Семен Вайншток. По его словам, предполагается, что в строительстве будет участвовать консорциум нефтяных компаний, а «Транснефть» обеспечит их равный доступ к мощностям НПЗ. Основной в его предложении является идея строительства НПЗ рядом с портом, с тем чтобы получаемые нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью танкерами можно было поставлять в страны АТР.

Как рассказал на прошлой неделе губернатор Приморья Сергей Дарькин, проектная мощность нового НПЗ составит 15 млн тонн нефтепродуктов в год, а объем необходимых инвестиций – 1 млрд долл. Область готова войти в проект, предоставив землю и объекты инфраструктуры. Глава края сообщил, что администрация Приморья готова уже сейчас начать работу над технико-экономическим обоснованием (ТЭО) строительства НПЗ, непосредственное же строительство должно начаться сразу после окончательного утверждения маршрута проектируемого трубопровода ВСТО. В настоящее время администрация края ведет переговоры с российскими и иностранными компаниями об инвестициях в строительство НПЗ. Как отметил губернатор, строительство завода позволит обеспечить регион мазутом, который сейчас завозится из Сибири, а также увеличит экспортные возможности Приморья.

Наиболее вероятным партнером в строительстве НПЗ власти Приморья видят Японию, которая также активно заявляет о своем желании участвовать в строительстве трубопровода ВСТО. Как заявлял ранее глава Минпромэнерго Виктор Христенко, уже идут консультации с Японией по проекту ВСТО на уровне компаний и правительства. Впрочем, в проекте заинтересованы и отечественные компании, и опрошенные RBC daily эксперты сомневаются в реальности участия японской стороны в строительстве НПЗ. «Японцы вряд ли проинвестируют строительство НПЗ, – считает аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев. – Даже на участие в строительстве трубопровода, которое планируется через займы, то есть на возвратной схеме, японцы идут неохотно. Логика Японии – потреблять сырье, не развивая его переработку на территории поставщика».

Претендентами на участие в строительстве НПЗ, по мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Антона Рубцова, могут быть «ЛУКОЙЛ» или «Роснефть», а также «Сургутнефтегаз». «Другие участники рынка не способны поддержать проект инвестициями. Но два игрока могут преподнести сюрприз – «Газпром», который теоретически может связать НПЗ с операциями «Сибнефти», и «Русснефть», для которой НПЗ – жизненно важный, но пока недостающий элемент вертикальной интеграции», – отметил в беседе с RBC daily Дмитрий Царегородцев.

При этом участники рынка разошлись во мнениях относительно того, насколько оправдано строительство нового НПЗ в регионе. По мнению Дмитрия Царегородцева, регион не нуждается в новом НПЗ в дополнение к уже существующим – Комсомольскому и Хабаровскому. «Роснефть» уже увеличила мощности Комсомольского НПЗ на 2 млн тонн в год и намерена продолжить работы», – говорит он. «Новый НПЗ в данном регионе – очень привлекательный инвестиционный проект, – не соглашается Антон Рубцов. – Выпуска Комсомольского (6,4 млн тонн) и Хабаровского (3,1 млн тонн) заводов недостаточно для внутреннего потребления. При этом существует спрос на нефтепродукты со стороны соседних иностранных государств, и новый НПЗ сможет экспортировать около половины продукции. Да и Приморье испытывает серьезный недостаток в мазуте».

Как бы то ни было, если решение о строительстве НПЗ будет положительным, его оценочная стоимость может существенно вырасти. «Строительство современного НПЗ такой мощности стоит в 1,5-2 раза больше, – рассказал RBC daily старший аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев. – К примеру, «Русснефть» планировала строительство НПЗ меньшей мощности за 1,8 млрд долл.». Во многом затраты будут определяться ценой оборудования, которая зависит от качества и глубины переработки нефти. «Если новый завод будет аналогичен по выходу светлых нефтепродуктов НПЗ в городе Кириши или старому Комсомольскому НПЗ, то строительство может уложиться в 1 млрд долл. Это перекроет потребности края в мазуте, но экономически нецелесообразным станет строительство трубопровода, поскольку треть нефти из него будет в нефракционированном виде сжигаться в котельных», – заключает Дмитрий Царегородцев.
Россия накачает Японию бензиномКод PHP" data-description="«Транснефть» предлагает построить НПЗ на конце нефтепровода Тайшет – Перевозная" data-url="https://www.eprussia.ru/pressa/articles/1905.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку