16+
Регистрация
РУС ENG

Бензин -- в Броды

07.10.2005 Время новостей Денис РЕБРОВ

Украина нашла инвесторов для строительства нового НПЗ

Киев продолжает бороться за свою энергетическую независимость от России. Украинские власти не отказались от идеи построить еще один нефтеперерабатывающий завод в стране, что, по их мнению, должно помочь стране впредь избежать повторения весеннего бензинового кризиса. Вчера был подписан меморандум о строительстве НПЗ мощностью 8 млн тонн в год и стоимостью 3 млрд долл. в Бродах Львовской области. В числе подписантов -- руководитель национальной компании «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко и представители неких американских инвесторов Bortex Enterprises и ComOxy. По информации в украинской прессе, американцы получат 48% в проекте, и размер инвестиций будет соответствовать их доле. Строительство займет около трех лет, а вернуть вложенные деньги они рассчитывают через 5--7 лет после начала работы завода. Американцы собираются привезти оборудование из Штатов и просят освободить их от НДС.

Однако эксперты сомневаются в целесообразности проекта. Хотя украинские власти и рассчитывают, что на завод потечет казахская нефть, этот вопрос по-прежнему остается открытым. Не исключено, что завод ждет будущее, аналогичное судьбе другого грандиозного украинского проекта -- нефтепровода Одесса -- Броды. На его строительство было затрачено почти полмиллиарда долларов, но затем трубопровод три года простоял незаполненным -- желающих транспортировать нефть просто не нашлось. Использоваться он начал лишь три года спустя, причем сейчас по трубе перевозится российская нефть из Брод в Одессу, а не казахская из Одессы в Броды, как предполагало украинское правительство, начиная проект.

Экономических предпосылок для строительства еще одного НПЗ на Украине нет. В мае президент республики Виктор Ющенко отмечал, что существующая инфраструктура позволяет перерабатывать 50 млн тонн сырья в год. На практике же перерабатывается около 22 млн, и это вполне удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Однако четыре крупнейших завода Украины контролируются российскими компаниями, 90% поставок нефти приходится на долю России. Весной, когда правительство Юлии Тимошенко в административном порядке заморозило цены на АЗС, российские нефтяники снизили переработку, называя условия работы невыгодными. В результате в стране возник дефицит нефтепродуктов. Но г-жа Тимошенко поставила задачу снизить зависимость от России, построив НПЗ, который необходимо загружать казахской и ближневосточной нефтью, поставляемой из Одессы в Броды.

Правда, эксперты сомневаются, что найдутся желающие загрузить НПЗ сырьем. «Экспорт нефти на Украину малопривлекателен из-за относительно низких цен, непредсказуемой политики правительства и высоких затрат, -- говорит директор по развитию нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. -- Казахстанские компании действительно раньше поставляли нефть на Украину, но это было вызвано политическими соображениями, и в целом экспорт был нерентабельным».

Но Украина не оставляет попыток договориться с казахами. В конце сентября Виктор Ющенко заявил, что государство планирует обменять нефтяные активы в Казахстане на участие казахстанской стороны в морском нефтяном терминале «Южный», неподалеку от Одессы (конечная точка нефтепровода Одесса -- Броды), и в одной из электростанций. Казахская сторона пока от комментариев отказывается.

Возврат к списку