16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

СУЭК рубит окно в Японию

28.09.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

Компания определилась с партнерами по строительству терминала в Ванине

ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) заключило основные контракты на строительство и поставку оборудования для терминала в бухте Мучке (пос. Ванино, Хабаровский край). По итогам тендера подрядчиком на поставку оборудования (включая конвейерные линии и вагоноразмораживатели) для перегрузки угля стала MAN TAKRAF F. Gmbh (Германия). Строительство гидротехнических сооружений доверено фирме «Иван Милутинович – ПИМ» (Сербия и Черногория). Как сообщается, объем контрактов между немецкой и югославской фирмами «примерно одинаков» (по данным RBC daily, стоимость контракта с MAN TAKRAF составила 45 млн евро). Таким образом будет освоен основной объем средств из инвестиционной программы объемом более 100 млн долл., о котором говорило ранее руководство СУЭКа.

СУЭК – крупнейшая угольная компания России (образована в 2002 г.), отгрузившая в прошлом году потребителям 75,6 млн тонн угля, из которых почти пятая часть ушла на экспорт. Добывающие активы компании разбросаны на территории к востоку от Урала – от Иркутской до Хабаровской области и Приморья. Основной потребитель продукции компании – структуры РАО «ЕЭС», соответственно, подавляющее большинство добываемого сырья относится к энергетической категории, и только 2 млн тонн из добытого в 2004 г. объема – к коксующимся углям. Уставный капитал ОАО составляет 1 млн руб. и состоит из 1 тысячи обыкновенных акций номиналом 1000 руб. Контрольный пакет компании принадлежит зарегистрированной в Ларнаке (Кипр) Donalink Ltd., считающейся близкой к руководителям бывшей группы «МДМ» Андрею Мельниченко и Сергею Попову. В 2004 г. компания существенно улучшила финансовые показатели (в 2003 г. ее чистая прибыль составляла всего 104,5 млн руб.) при не столь значительном производственном росте. СУЭК владеет примерно 6% акций РАО «ЕЭС России» и крупными пакетами ряда областных энергопредприятий («Омскэнерго», ОАО «Якутскэнерго» и т. д.).

О проекте в Ванине представители компании впервые заговорили летом прошлого года, причем тогда было сказано, что в бухту Мучке пойдет уголь преимущественно с месторождений СУЭКа в Забайкалье. «Мы ориентируемся на растущий спрос на уголь на рынках стран АТР, в первую очередь Японии, Кореи, отчасти Китая, – пояснили RBC daily позицию СУЭКа представители пресс-службы компании, – и мы намерены этот спрос удовлетворить, причем готовы переваливать через терминал не только собственный уголь, но и сырье других поставщиков».

Между тем СУЭК уже владел портовыми активами в Дальневосточном регионе, а именно контрольным пакетом акций ТП «Посьет». Однако в феврале прошлого года этот актив был продан СГ «Мечел». По мнению специалистов, СУЭК снова заинтересовался портовыми инфраструктурами по причине изменившейся конъюнктуры на мировом рынке энергетических углей – с конца прошлого года они стали значительно расти в цене, что увеличило привлекательность экспортного направления. При этом возможности приморских портов, в частности Восточного (принадлежит структурам холдинга «Кузбассразрезуголь»), через который идет основной поток грузов СУЭКа, ограничены.

Бухта Мучке – одна из самых глубоководных на дальневосточном побережье, при строительстве портовых сооружений здесь возможна разгрузка танкеров дедвейтом до 180 тыс. тонн (именно по этой причине в свое время АК «Транснефть» называла Ванино в качестве конечной точки проектируемого восточного нефтепровода). Посьет, к слову, позволяет принимать только среднетоннажные суда.

По словам представителей СУЭКа, проект в бухте Мучке начинается практически с нуля. Правда, следует отметить, что строительство балкерного терминала в указанном пункте было включено в инвестпрограмму тогдашнего МПС еще четыре года назад и генподрядчик (Балтийская строительная компания) успел освоить 320 млн руб. на отсыпку грунта и строительство подъездных путей. В любом случае основная часть расходов еще впереди, но эксперты считают, что эти расходы оправдаются. Помимо глубоководности Мучке – и, соответственно, возможности экономии на перевозках сырья крупнотоннажными судами – собственник терминала получает возможность и оградить себя от проблем, связанных с перегрузкой портов Приморья (к Ванину тянется ветка от БАМа, чьи транспортные возможности используются далеко не на полную мощность). Этих свободных мощностей будет достаточно, чтобы реализовать экспортные проекты других компаний (а таких проектов много, в частности, у «ЕвразХолдинга», «Мечела» и т. д.). С учетом заявленных больших мощностей терминала в Мучке (12 млн т) остается еще проблема дефицита подвижного состава. Но с учетом инвестиционных программ ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков есть вероятность того, что к моменту завершения строительства терминала – через три года – эта проблема будет хотя бы частично решена.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку