16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Европейский бензин может не спасти США

06.09.2005 RBCdaily Антон Попов

Остается неясным, успеют ли Штаты восстановить свои нефтеперерабатывающие заводы до того, как «бензиновая» помощь из Европы прекратится

ОПЕК может увеличить квоты на добычу нефти на 0,5-1,0 млн баррелей в сутки, заявил в понедельник глава департамента по связям с ОПЕК в иранском министерстве энергетики Джавада Ярджани. По его словам, решение может быть принято на встрече представителей стран – членов ОПЕК в Вене 19 сентября. Картель собирается пойти на этот шаг, чтобы охладить цены на нефть, которые подскочили после того, как ураган «Катрина» практически остановил добычу сырья в Мексиканском заливе. Однако решение ОПЕК вряд ли поможет США. Штаты нуждаются в основном не в нефти, а в бензине. А ОПЕК может дать главным образом высокосернистую нефть, на переработку которой американские НПЗ не рассчитаны. Кроме того, перерабатывать дополнительные объемы нефти в США все равно негде: из-за урагана в Штатах остановились восемь НПЗ. В этой ситуации Америка может рассчитывать только на поставку бензина из стратегических запасов Европы. Но пока помощь рассчитана лишь на месяц, а на восстановление добычи и переработки нефти на юге США может уйти более полугода.

Эксперты отмечают, что следует понимать разницу между «нефтяным кризисом» в мире и «бензиновым кризисом» в США. «Последствия урагана «Катрина» – это далеко не единственный и, возможно, не самый важный фактор, несмотря на масштабы бедствия. Ведь цены на нефть и бензин были высоки и до урагана, – сказала RBC daily аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. – Это было связано с фундаментальными факторами, в первую очередь с необходимостью разведывать новые запасы нефти и неопределенностью сроков, за которые такие месторождения могут быть введены». Впрочем, для решения нефтяного кризиса в глобальных масштабах «полумер», подобных грядущему решению ОПЕК, уже недостаточно. Эксперты и раньше говорили, что картель практически утратил рычаги контроля над мировыми ценами на нефть. Известно, что сейчас резервные мощности по добыче порядка 1,5 млн баррелей в день остались лишь у Саудовской Аравии. Причем основному потребителю нефти – США это не поможет. НПЗ этой страны рассчитаны на переработку малосернистой нефти, в то время как «резервные» саудовские месторождения могут поставить на рынок лишь высокосернистые сорта.

Между тем специфика топливного кризиса в США, вызванного ураганом «Катрина», заключается именно в дефиците бензина, а не сырой нефти. Аналитики отмечают, что в последние десятилетия в Штатах практически не строились новые НПЗ, а спрос на бензин рос. В результате, по некоторым оценкам, загруженность американских перерабатывающих заводов составляет 95-97%. Нехватка перерабатывающих мощностей в США усугубляется тем, что из-за урагана в южных районах страны встали восемь НПЗ. «Точной информации о состоянии этих заводов пока нет, – сказал RBC daily аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. – Однако известно, что ущерб нанесен терминалам по приему танкеров. Так что физические объемы импорта нефти сократились, и НПЗ просто нечем питать». Поэтому, обращаясь за помощью к Международному энергетическому агентству, США рассчитывают в основном на поставки именно бензина, а не сырой нефти. Тем более что запасы сырой нефти имеются и у самой Америки. «Запасы IEA составляют 1,5 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Из них 700 млн баррелей приходится на США, – говорит Александр Блохин. – Остальная часть запасов включает в себя и нефть, и нефтепродукты и распределена между Европой и Японией, а американские запасы состоят только из сырой нефти».

Возить бензин из Европы далеко и дорого. Однако кроме Старого Света Америке рассчитывать не на кого. У Канады, отмечает г-н Блохин, тоже не так уж много собственных НПЗ: эта страна занимается в основном экспортом сырой нефти. Венесуэла обещала помощь Штатам. Однако, во-первых, руководство этой страны легко может передумать. А во-вторых, хотя Венесуэла и расположена ближе к США, в нынешней ситуации поставлять топливо оттуда не очень удобно. «Из Венесуэлы танкеры идут шесть дней, из Европы десять, – говорит Александр Блохин. – Но из Венесуэлы суда приходят к южным терминалам, которые пострадали от урагана. А из Европы танкеры привозят нефть на неповрежденные терминалы на восточном побережье». Ближний Восток – один из традиционных поставщиков нефти в США – в данном случае тоже ничем не сможет помочь. Эксперты отмечают, что в странах Персидского залива практически нет НПЗ, которые можно было бы переориентировать на экспорт. Те немногие заводы, которые имеются в этом регионе, обслуживают главным образом внутренний рынок. Наконец, сейчас для США особенно важно время. С этой точки зрения пользоваться помощью Международного энергетического агентства тоже гораздо удобнее. «С другими странами нужно вступать в переговоры, а с МЭА уже есть готовые договоренности о помощи в таких случаях», – отмечает г-н Блохин.

По данным агентства, для помощи США из запасов МЭА выделено 60 млн баррелей в нефтяном эквиваленте – это и сырая нефть, и бензин. «Топливо будет приходить из Европы, часть поставок обещала взять на себя Япония», – говорит аналитик «Антанты Капитал». Впрочем, в стратегическом резерве Японии содержится только сырая нефть. Запасы нефтепродуктов в этой стране имеют лишь частные нефтепереработчики. Будет ли организована поставка бензина из этого источника в Штаты – пока остается вопросом. Поэтому в конечном итоге США могут рассчитывать только на Европу. Члены МЭА будут поставлять в Америку по 2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов ежедневно. Это значит, что программа помощи пока рассчитана лишь на месяц. Скорее всего, вопрос о продлении программы будет поднят. Однако как будет развиваться ситуация далее – пока неясно. Ведь страны-члены МЭА стараются расходовать свои резервы с большой осторожностью, чтобы не навредить собственным внутренним рынкам. «Внутренний рынок стран, помогающих США, скорее всего, не оголится, – считает Александр Блохин. – Но есть опасения, что ситуацией воспользуются спекулянты. Они способны «разогнать» фьючерсы, и это может повлиять на реальный рынок». Между тем на то, чтобы оправиться от последствий урагана, у США уйдет явно больше месяца. На восстановление нефтедобычи в Мексиканском заливе после прошлогоднего урагана «Иван» ушло около полугода, сейчас же ущерб значительно больше.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку