16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Караваны с нефтью идут в Китай

16.08.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Вместимость мирового танкерного флота побила рекорд 1977 года

Накануне стало известно, что мировой танкерный флот достиг рекорда суммарной вместимости. По данным брокерской компании Clarkson’s, по состоянию на 1 августа совокупный дедвейт танкеров составил 336,5 млн т, что на 0,4 млн т больше прежнего максимального значения, зафиксированного в 1977 г. Согласно прогнозам, в ближайшее время увеличение числа танкеров продолжится, в 2005 г. прирост дедвейта должен составить около 6%. По словам экспертов, рост танкерного флота стал естественной реакцией на увеличение спроса на нефть, в первую очередь со стороны Китая. Ажиотаж на нефтяном рынке уже привел к тому, что доходность морских перевозок углеводородов в 4-5 раз превысила обычное значение. Специалисты ожидают, что такая ситуация продлится до тех пор, пока Китай не умерит свои энергетические аппетиты.

Последний раз рекорд суммарной вместимости мирового танкерного флота фиксировался в 1977 г. на уровне 336,1 млн т. К началу 1980-х гг. танкерный флот стал сокращаться, и в апреле 1988 г. был достигнут минимальный уровень суммарного дедвейта – 239,5 млн т. После этого в течение 17 лет преобладала тенденция к увеличению размера флота, хотя, по оценке директора стратегического планирования развития группы компаний «Волготанкер» Владимира Корнилова, мировой судоходный рынок развивается по синусоиде с периодами в 8-10 лет. С 2000 г. эксперты заговорили об ажиотаже на рынке танкерных перевозок из-за войны в Ираке и увеличения закупок нефти со стороны Китая. В сентябре прошлого года можно было наблюдать фантастическую для рынка картину – объем заказов на новые танкеры составил около 27% от существующего объема вместимости. При этом обычно для нормального функционирования рынка достаточно, чтобы заказы составляли примерно 3% от текущих объемов.

Как сообщила накануне брокерская компания Clarkson’s, в итоге по состоянию на 1 августа 2005 г. был поставлен новый рекорд – суммарная вместимость танкерного флота составила 336,5 млн т. По данным R.S. Platou Shipbrokers, рост танкерного флота за последние 12 месяцев составил 7,1%. Нынешний рекорд тем более знаменателен, что он был поставлен несмотря на то, что с 5 апреля 2005 г. из экологических соображений из активного пользования были выведены однокорпусные танкеры без достаточной защиты. Остальные однокорпусные танкеры должны прекратить перевозки нефти к 31 декабря 2005 г. Однако, по оценке исполнительного директора норвежской компании R.S. Platou Economic Research Эрика Андерсена (Erik Andersen), сделанной в начале этого года, всего в 2005 г. будет введено в строй танкеров общим дедвейтом 32 млн т. Рост танкерного флота составит 6-7%. «Вероятно, постепенный рост вместимости танкерного флота продолжится на уровне 1-3 млн т в месяц с учетом естественного выбывания», – соглашается директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов.

По общему мнению экспертов, рекорд вместимости танкерного флота стал следствием увеличения спроса и предложения на рынке нефти. «Этого следовало ожидать, ведь мировое потребление нефти значительно превысило 80 млн барр. в сутки. Фактически мы вернулись в годы нефтяного ценового кризиса, только подоплека и добавочные премии у него не политические, а террористические», – сказал RBC daily Алексей Безбородов. По данным крупнейшей мировой танкерной компании Frontline, 43% мирового производства нефти в настоящее время приходится на морские месторождения, и дальнейшее увеличение добычи сырья будет происходить за их счет. При этом, по оценке компании, 2%-ное увеличение производства на таких месторождениях требует роста танкерного флота на 4%.

По оценке Международного энергетического агентства (IEA), по итогам 2005 г. мировое потребление нефти в сутки достигнет 83,7 млн барр. Основными виновниками ажиотажа остаются Китай, Индия и другие страны Азии, а также США. Причем, согласно прогнозам, в следующем году спрос на нефть будет расти опережающими темпами, в среднем на 2,1% против 1,9% по итогам 2005 г. С динамикой потребления нефти со стороны Китая эксперты связывают и будущее танкерного рынка. «Основную роль играет китайский фактор», – сказал RBC daily Эрик Андерсен. Спрос на танкеры может упасть только после снижения темпов роста китайской экономики. В этом случае средняя норма рентабельности танкерных перевозок вернется к уровню 20%. Пока же, по оценке Эрика Андерсена, каждый танкер приносит своему владельцу прибыль на уровне 80-130%.

Пока же эксперты не ждут насыщения рынка морских перевозок нефти. «Рекордные показатели мощности танкерного флота вряд ли в краткосрочной перспективе повлияют на рынок морских перевозок, – считает Алексей Безбородов. – Влияние на него оказывает не общий объем флота, а конкретный спрос и предложение по танкерам на текущий момент». Очередной рекорд не повлияет и на ситуацию на рынке нефти. «Доля транспортных расходов в цене на нефть не настолько велика, чтобы баланс спроса и предложения дедвейта влиял на цены на нефть, – сказал RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Дмитрий Царегородцев. – В период дефицита мощностей по перевозке цены на нефть практически не увеличиваются. Дефицит в танкерном флоте за счет избытка предложения нефти приводит всего лишь к росту стоимости фрахта, большей волатильности спотового рынка и большим колебаниям запасов потребителей».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку