16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Хорошей цены на нефть не бывает

16.08.2005 Российская газета Елена Лашкина

Владимир Путин не доволен стоимостью российского "черного золота"

Цены на "черное золото" продолжают бить рекорды: 67,1 доллара за баррель - новый исторический максимум. За последнюю неделю нефть подорожала на 7 процентов, а с начала года - на 51 процент. Цена же российской нефти составила лишь 61,39 доллара за баррель.


Но для России и низкие нефтяные цены - плохо, и высокие - не так уж и хорошо. Поэтому и повода для радости у правительства нет. Зато разница в стоимости сортов Urals и Brent в 5-6 долларов вдруг очень обеспокоила руководство страны, до боли напомнив всем сказку о золотой рыбке.

Владимир Путин посчитал такую разницу несправедливой. И вчера он попросил правительство обратить внимание на эту ситуацию. Сей факт несправедливости признал и министр экономического развития и торговли Герман Греф, заметив, что "в последнее время, при высокой цене на нефть, разрыв становится очень чувствительным для экономики России".

- Разница в 5-6 долларов, конечно, очень существенна, - подтвердил министр.

При этом главный экономист пообещал президенту, что осенью, когда будет рассматриваться в правительстве дифференцированная система налогов на добычу полезных ископаемых, "будет рассмотрен и этот вопрос". По словам министра, у кабинета министров есть соответствующие предложения. Правда, президент, видимо, помня, как совсем недавно Греф нахваливал уже сверстанный перечень федеральных целевых программ, который так вовремя и не представил в правительство, несколько охладил пыл главного экономиста, заметив, что в этом вопросе "возможно несколько подходов".

Правда, никто из присутствующих не стал рассказывать об этом более подробно. Тем не менее эксперты расценили слова президента как возможность вновь вернуться к идее введения банка качества нефти в системе магистральных нефтепроводов. Банк качества должен по первоначальному замыслу поставить доходы нефтяных компаний от реализации нефти в зависимость от качества сырья, отгружаемого в систему магистральных трубопроводов. Ведь в российской системе нефтепроводов смешиваются нефти разных сортов: тяжелые уральские и легкие сибирские. В результате нефтяные компании, добывающие легкую нефть, попросту теряют в доходах. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что улучшение качества российской нефти могло бы способствовать повышению цен на нее на мировом рынке и, соответственно, увеличению доходов и инвестиционных возможностей нефтяных компаний.

За создание банка качества нефти выступали в основном компании, работающие на сибирских месторождениях, чья высококачественная нефть смешивается с высокосернистой татарской и башкирской нефтью. В результате экспортируемое из России "черное золото" и оказывается более низкого качества, чем, к примеру, сорт Brent, и, соответственно, торгуется с дисконтом по отношению к нему.

Компании "Татнефть" и "Башнефть" были наиболее последовательными противниками создания банка качества. По их мнению, необходимость выплаты премии компаниям, работающим на более качественных сибирских месторождениях, могло привести к ухудшению их финансового положения, тем более что они вынуждены работать на старых и уже истощающихся месторождениях. Чуть позже Татарстан выступил за введение банка качества в российской системе магистральных трубопроводов, но не ранее 2008 года и с одновременным введением дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых. Без дифференцированного расчета налога на добычу, по мнению главы республики, введение банка создаст дополнительные трудности для компаний, добывающих высокосернистую нефть. А в Татарстане 53 процента текущей добычи составляет именно высокосернистая нефть. Поэтому Минтимер Шаймиев предложил снизить налог на добычу полезных ископаемых для компаний, добывающих тяжелую нефть, пропорционально их компенсационным выплатам в рамках банка. Президент Татарстана считает, что в другом случае введение банка качества может привести к остановке более 9 тысяч нефтедобывающих скважин в Татарстане, резкому снижению объемов добычи на 10 млн. тонн в год, сокращению производства и, в конечном итоге, к массовым увольнениям, которые приведут к социальной напряженности в регионах нефтедобычи.

Не понравился руководителю республики и проект АК "Транснефть", предусматривающий поставку татарстанской нефти по отдельному нефтепроводу на Украину. "Максимальные потери при экспорте нефти составят до 34,5 доллара на тонну, а общие потери выручки татарстанских предприятий - 6,7 млрд. долларов", - сказал он.

Теперь же после того как главный экономист пообещал, что кабинет министров осенью рассмотрит дифференцированную систему налогов на добычу полезных ископаемых, эта идея может быть реализована в ближайшее время.

Пока же правительство верстает бюджет развития. В конце прошлой недели минфин внес в кабинет министров проект бюджета-2006. Доходы главного финансового документа страны на 2006 год составят 5 трлн. 46 млрд. рублей. Вице-премьер Александр Жуков напомнил президенту, что доходы бюджета-2005 составляли лишь 3 трлн. 326 млрд. рублей. "В свою очередь расходы в бюджете-2006 составят 4 трлн. 270 млрд. рублей, что на 1 трлн. 200 млрд. рублей больше, чем в 2005 году", - сказал Жуков. Но несмотря на существенное планируемое увеличение расходов, которые в первую очередь пойдут на социальные и инвестиционные программы, вице-премьер считает, что бюджет-2006 можно назвать бюджетом развития. А планируемые показатели бюджета-2006, по его словам, позволяют утверждать, что финансовая и денежно-кредитная политика, которая проводилась в последние годы, будет сохранена - и будет сохранено превышение доходов над расходами и снижение инфляции.

- Мы прогнозируем, что инфляция в 2006-м и последующие годы будет снижаться и составит 7-8,5 процента в следующем году, - добавил Жуков. Впрочем, почти в тех же выражениях о планируемом снижении роста цен правительство рапортовало президенту накануне верстки бюджета-2005.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку