16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

ОГК могут быть проданы до реорганизации РАО

12.08.2005 RBCdaily Елена Шестернина

План МЭРТ нашел поддержку в Минпромэнерго, но аналитики полагают, что в ближайшее время аукцион вряд ли состоится

Министерство промышленности и энергетики на днях одобрило план Минэкономразвития о реформировании электроэнергетики на 2005–2008 гг., и теперь он рассматривается в аппарате председателя правительства Михаила Фрадкова. По замыслу Минэкономразвития, некоторые ОГК (ОГК-3 и ОГК-5) могут быть проданы еще до завершения раздела РАО «ЕЭС России», а в качестве платежного средства на аукционах будут приниматься как деньги, так и акции энергохолдинга. Несмотря на то что, по замыслу чиновников, компании могут быть проданы уже в конце текущего года, аналитики считают, что реально это может произойти не раньше третьего квартала 2006 г. Более того, некоторые эксперты полагают, что приватизация ОГК начнется лишь в конце будущего года, когда завершится реорганизация РАО. И поэтому слухи о продаже пилотных ОГК – не более чем спекуляция.

Распоряжение правительства о создании ОГК было принято 1 сентября 2003 г. Государственная регистрация ОАО «ОГК-5» состоялась в октябре 2004 г. в Екатеринбурге. Согласно распоряжению правительства России, в состав ОАО «ОГК-5» включены ОАО «Конаковская ГРЭС», ОАО «Невинномысская ГРЭС», имущество Рефтинской ГРЭС и Среднеуральской ГРЭС. Уставный капитал общества определен в размере 29 млрд 407,1 млн руб. Суммарная установленная мощность компании – 8756 МВт. ОАО «ОГК-3» прошло процедуру государственной регистрации в Республике Бурятии в конце ноября 2004 г. В настоящее время оно включает в себя шесть станций: ОАО «Костромская ГРЭС», ОАО «Печорская ГРЭС», ОАО «Гусиноозерская ГРЭС», ОАО «Харанорская ГРЭС», ОАО «Черепетская ГРЭС» и ОАО «Южноуральская ГРЭС». Общая установленная мощность станций, входящих в ОАО «ОГК-3», составляет 8497 МВт.

Первоначально же идея продажи ОГК заключалась в том, чтобы после создания тепловых ОГК избавиться от долей государства в них путем проведения аукциона среди частных инвесторов. При этом платежным средством должны были выступить акции РАО «ЕЭС России». Впоследствии МЭРТ предложило изменить схему и проводить по ОГК спецденежные аукционы, средством оплаты на которых могут быть как акции РАО, так и деньги. Вместе с тем глава правительства РФ Михаил Фрадков в течение прошлого года несколько раз откладывал решение данного вопроса. По итогам заседания правительства в конце декабря 2004 г. Минэкономразвития и Минпромэнерго было поручено до конца I квартала 2005 г. разработать и представить в правительство свои предложения по механизмам и срокам снижения доли государства в ОГК. «Комплексный план реформирования электроэнергетики на 2005–2008 годы» Минэкономразвития России направило в правительство РФ еще в апреле 2005 года, и длительное время по нему не было никаких откликов. Дополнительного обсуждения потребовали планы продажи первых ОГК до расформирования РАО «ЕЭС» и перевода их на единую акцию (в ОГК-5 переход уже осуществляется, а в ОГК-3 должен начаться осенью). По замыслу МЭРТ, продажа ОГК-5 на аукционных торгах состоится в третьем – четвертом кварталах 2005 г., ОГК-3 – в четвертом квартале 2005 – первом полугодии 2006 г. Обособление генерирующих компаний будет осуществляться путем продажи на аукционных торгах всего пакета акций данных компаний, принадлежащих РАО «ЕЭС России». Средствами платежа будут деньги при возможности использования акций РАО «ЕЭС России». Полученные в результате аукционов средства, по мнению Минэкономразвития, целесообразно направлять на приобретение собственных акций открытых акционерных обществ РАО «ЕЭС России».

У РАО «ЕЭС России» свое видение этой проблемы. На последнем годовом собрании акционеров в конце июня 2005 г. Анатолий Чубайс заявил, что менеджмент компании не считает необходимой продажу ОГК до завершения реорганизации энергохолдинга. Причина в том, что после завершения преобразований государство все равно не получит контроль над тепло-ОГК из-за их перехода на единую акцию с АО-станциями, в капитале которых уже есть частные акционеры (доля государства в тепло-ОГК, по оценкам РАО, составит 40–48%). «В нашей стратегии продажа ОГК не является принципиальной», – заявил глава компании Анатолий Чубайс на годовом собрании акционеров. Он также сообщил, что концепция реформы предполагает, что после создания оптовых и территориальных генерирующих компаний акционеры энергохолдинга получат доли в созданных генерирующих компаниях в соответствии с их долями в РАО на пропорциональной основе.

Однако Минэкономразвития на этой неделе нашло поддержку своему плану в Министерстве промышленности и энергетики и после этого подготовило письмо в правительство, обосновывающее необходимость продажи ОГК-3 и ОГК-5 до завершения реорганизации РАО «ЕЭС России». Замдиректора профильного департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко считает, что продажа ОГК до реорганизации холдинга для государства выгоднее, чем последующая продажа государственной доли. РАО не только заплатит налоги с полученной от продажи этого актива суммы, но и распределит вырученные деньги среди акционеров (государству принадлежит 52,7% акций РАО) в виде дивидендов, поясняет он. В этом случае государство получит еще и налоги с выплаченных дивидендов. Кроме того, по мнению В. Кравченко, инвесторам интереснее покупать крупный пакет, поэтому они будут платить премию за контроль, а продажа государственной доли потребует более сложного и длительного согласования, убежден Кравченко.

Однако большинство опрошенных RBC daily аналитиков уверены, что планы МЭРТ по скорой приватизации ОГК потерпят крах. «Об этом много говорят, но реально правительство еще даже не обсуждало планы по продаже компаний, – отметил аналитик ФК «Мегатрастойл» Андрей Новиков. – Мы уже видим, что планы по приватизации ОГК-5, намеченные на третий-четвертый квартал этого года, срываются, и реально это может произойти не раньше середины – конца будущего года. То есть к моменту завершения реорганизации и самого РАО "ЕЭС России"». Поэтому, по мнению аналитика, все разговоры о скорой приватизации ОГК – не более чем спекуляция. «Правительство еще до конца даже не определилось с механизмом продаж компании – то ли за деньги, то ли за акции, – а это является отправной точкой процесса», – добавил г-н Новиков. С ним согласен и старший аналитик по электроэнергетике ИК «Тройка Диалог» Лори Силлантака. По его мнению, для проведения таких аукционов требуется много времени, и первая ОГК может быть готова к продаже лишь в третьем квартале 2006 г.

В свою очередь аналитик ИК «Паллада Эссет Менеджмент» Алексей Суворов считает, что конец 2005 г. – это вполне реальный срок для начала приватизации ОГК-5. «Достаточно вспомнить прошлогодний пример с «Мечелом», – сказал RBC daily г-н Суворов. – Тогда с момента объявления о начале аукциона до его проведения прошло мало времени, и приватизация компании была проведена». По его словам, то, что план МЭРТ нашел поддержку у правительства, – это хороший знак, и это может означать, что аукцион состоится в ближайшее время. «Тем более что сейчас очень сильное оживление на рынке и правительство может выручить от продажи ОГК гораздо больше средств, чем рассчитывало раньше (900 млн долл.)», – полагает аналитик ИК «Паллада Эссет Менеджмент». По словам руководителя аналитического отдела «Газпромбанка» Сергея Суверова, в настоящее время рынок оценивает киловатт мощностей примерно в 120-130 долл., но цифры отличаются в зависимости от качества генерации и модели будущих денежных потоков. «В то же время, чтобы заинтересовать инвестора, государство должно дать ему некоторый дисконт, позволяющий рассчитывать на будущий рост капитализации актива», – считает г-н Суверов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку