16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Чиновники обещают дешевый бензин

12.08.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

По мнению чиновников Минпромэнерго, снизить цены на бензин поможет изменение налогообложения нефтяных компаний

Вчера директор департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский сообщил журналистам о том, что в ближайшее время российские нефтяные компании ждет ослабление налоговой нагрузки. Так, в сентябре в правительство будет внесено предложение по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как рассказал чиновник RBC daily, новый порядок налогообложения нефтяников будет предусматривать нулевую ставку НДПИ в первые пять лет разработки новых месторождений, а также льготные условия для старых мест добычи углеводородов. Не исключено, что снижению подвергнутся и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Ведь, по данным Минпромэнерго, высокие сборы на границе не приводят к снижению цен на нефть внутри страны. Все это планируется подать как план борьбы с ростом цен на бензин, хотя к бензину имеет лишь косвенное отношение.

Формальным поводом для встречи директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского с журналистами стал рост цен на бензин. Чиновник рассказал, отчего он происходит. Как и ожидалось, во всем виной рост мировых цен на нефть, монополизм нефтяников и низкая степень переработки углеводородов на отечественных НПЗ. Не добавили интриги и цифры статистики – бензин дорожает, но не сильно. По словам заместителя начальника отдела экономики департамента ТЭК Минпромэнерго Веры Алексеевой, за 7 месяцев этого года отпускные цены у производителей на бензин выросли всего на 3,1%, на дизельное топливо – на 10%, розничная цена низкооктанового бензина поднялась на 4%, высокооктанового – на 5%, дизельного топлива – на 6,2%, что ниже уровня инфляции за аналогичный период. Такое было разве что в кризисном 1998 г. и тремя годами спустя, когда цены на нефть упали ниже 10 долл. за баррель.

Г-н Яновский поставил это в заслугу правительству. Именно оно решилось заморозить акцизы на бензин в следующем году, подготовить законопроект «О конкуренции» и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие большие (до 4% от оборота) штрафы с тех, кто будет нарушать антимонопольное законодательство на рынке нефтепродуктов. Правда, неясно, как эти еще не вступившие в силу меры смогли уменьшить темпы роста цен на бензин уже сейчас. Но этих мер явно недостаточно, заявил Анатолий Яновский. Тут-то и стало понятно, для чего нужно было созывать пресс-конференцию. Как сообщил г-н Яновский, уже в сентябре в правительство будет внесена согласованная со всеми министерствами концепция дифференциации НДПИ. RBC daily чиновник сказал, что, согласно новой методике обложения этим налогом, нефтяники будут освобождены от уплаты НДПИ в течение первых пяти лет разработки нового месторождения, а также получат льготные условия уплаты налога на стадии падающей добычи на месторождении.

Не исключено, что в скором времени будет снижен еще один сбор с нефтяников. Чиновник Минпромэнерго рассказал, что, согласно проведенному в его ведомстве анализу, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты не могут выполнить одну из главных своих задач, а именно не могут снизить цены на нефть и нефтепродукты внутри страны. «Анализ таможенных пошлин, цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и объема экспорта показал, что величина таможенных пошлин на цены внутреннего рынка и на объем экспорта влияния не оказывает, то есть пошлины носят чисто фискальный характер», – заметил он, не уточнив, впрочем, каким образом его ведомство предлагает менять существующую практику.

Наконец, правительство намерено пересмотреть и схему взимания топливных акцизов. Сейчас величина этого сбора зависит от октанового числа топлива, которое не всегда является показателем его качества. Предполагается, что размер нового акциза будет привязан к качеству бензина, которое определяется в соответствии с недавно разработанным техническим регламентом. В результате поблажку получат нефтяные компании, выпускающие бензин, удовлетворяющий нормам «Евро-3» и «Евро-4».

Минпромэнерго не едино в своем порыве снизить налоги на нефтяную отрасль. Выступая на прошлой неделе на заседании правительства, глава Минэкономразвития Герман Греф также заявлял о необходимости изменять налогообложение нефтяников. «До конца года нужно принять комплексное решение по налогообложению, чтобы не допустить дальнейшей стагнации добычи нефти», – сказал Г. Греф. По его словам, изменение касается как налога на добычу полезных ископаемых, так и экспортной пошлины. Анатолий Яновский вчера также долго расписывал, как плохо живется нефтяникам при нынешних высоких налогах. «Старые месторождения европейской части России, принадлежащие «Татнефти» и «Башнефти», уже выработаны, западносибирские постепенно истощаются, а находящиеся на балансе нефтяников запасы Восточной Сибири и северного шельфа не разрабатываются из-за отсутствия инвестиций. Необходимо стимулировать нефтяников начать их разрабатывать», – подчеркнул он, отвечая на вопрос корреспондента RBC daily.

По-видимому, чиновники, которые еще пару лет назад ратовали за повышение налогов, чтобы «раскулачить» нефтяников, решили замаскировать нынешние инициативы по их снижению и преподнести их как меры по борьбе с ростом цен на бензин. На вопрос RBC daily о том, как эти изменения повлияют на цены на бензин, Анатолий Яновский отвечать не стал, отметив только, что налоги занимают около 50% в стоимости добываемой в России нефти. По его прогнозу, стоимость топлива продолжит расти вне зависимости от того, что предпримет правительство. До середины осени цены на заправках будут расти на 1-2% месяц, а по итогам года рост цен на бензин не превысит уровня инфляции. Правда, к зиме стоимость топлива пойдет вниз, но причиной тому станет прекращение летней навигации на российских реках, пообещал чиновник.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку