16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

РЖД осудит «Красноярскэнерго»

03.08.2005 RBCdaily Владислав Серегин

Железнодорожники хотят взыскать с энергокомпании 10 миллионов долларов за переплаты прошлых лет

Вчера стало известно, что филиал РЖД – Красноярская железная дорога (КЖД) – обратилась в Арбитражный суд края с требованием взыскать с «Красноярскэнерго» 300 млн руб., которые железнодорожники якобы переплатили энергокомпании в 2002–2003 гг. В «Красноярскэнерго» неожиданным демаршем филиала РЖД были чрезвычайно удивлены, поскольку до настоящего времени все разногласия между сторонами решались в досудебном порядке. Между тем если КЖД удастся доказать правомерность своих требований к «Красноярскэнерго», то аналогичные иски энергетикам могут предъявить и другие потребители, что может негативно сказаться на финансовом состоянии энергокомпании.

В прошлом году полезный отпуск «Красноярскэнерго» составил 28,8 млрд кВт-час электрической и 12,3 млн Гкал тепловой энергии. Выручка компании достигла 15,1 млрд руб., чистая прибыль – 329,1 млн руб. В собственности РАО «ЕЭС России» находится 66,3% обыкновенных акций (51,75% уставного капитала) «Красноярскэнерго». ГМК «Норильский никель» владеет 25,3% (25,5%), компания Planetary Alignment Ltd., связанная с СУЭК, – 1,8% (7,6%).

Вчера «Красноярскэнерго» распространило информацию о том, что компании предъявлен иск на 300 млн руб. со стороны филиала РЖД – Красноярской железной дороги. В исковом заявлении КЖД требует обязать ответчика «осуществить перерасчет стоимости потребленной истцом электроэнергии за 2002–2003 гг. в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением РЭК Красноярского края от 06.04.2001 г. № 11/1». Член правления энергосистемы Олег Кобелев заявил RBC daily, что в компании были очень удивлены неожиданным демаршем железнодорожников. «До настоящего времени отношения между компаниями были партнерскими, и все разногласия разрешались без обращения в суд», – заявил он газете. По словам г-на Кобелева, в «Красноярскэнерго» пока не знают подробностей иска КЖД, поскольку не видели материалов дела и не знакомы с обоснованием претензий филиала РЖД.

В пресс-службе КЖД вчера подтвердили свою судебную инициативу, но отказались давать какие-либо комментарии до вынесения судебного решения. В краевой РЭК, которая выступает третьим лицом в иске железнодорожников, также не пожелали объяснять RBC daily, почему в местном филиале РЖД считают, что приобретали электроэнергию по тарифам выше установленных комиссией: зампредседателя РЭК Наталья Стрелецкая в категорической форме отказалась говорить на эту тему.

Возможно, что исковые требования КЖД основываются на том, что для железнодорожного транспорта традиционно устанавливают льготные тарифы на электроэнергию. Но, по постановлению РЭК Красноярского края за 2001 г., льготный тариф (32,1 коп. за кВт-час) распространяется только на собственно подвижной состав (электропоезда), тогда как остальные структуры железной дороги должны запитываться по ставкам промышленных потребителей (52,5 коп. за кВт-час). По всей видимости, КЖД претендует на то, чтобы получать весь необходимый ей объем электроэнергии по льготным тарифам, что, естественно, вряд ли нравится энергетикам.

В «Красноярскэнерго» достаточно серьезно обеспокоены исковым заявлением КЖД. «В случае удовлетворения иска возможно предъявление аналогичных требований другими потребителями электрической энергии, что может существенным образом повлиять на финансовое положение компании», – считает Олег Кобелев, правда тут же замечая, что аналогичные требования Забайкальской железной дороги к «Читаэнерго» в прошлом году были отклонены на уровне Высшего арбитражного суда. «Насколько нам известно, Арбитражный суд края еще не принял иск к производству», – заключил представитель «Красноярскэнерго».

Между тем, по данным Союза юристов ТЭК, иски железных дорог к АО-энерго по поводу тарифов – обычная практика. Только в 2000–2003 гг. почти все филиалы РЖД (14 из 17) успели посудиться с 27 «дочками» РАО «ЕЭС России», но большая часть их исков была оставлена без удовлетворения. При этом, как рассказали RBC daily в Союзе юристов ТЭК, Красноярская железная дорога почти ежегодно подает иск к «Красноярскэнерго», требуя вернуть переплаченные деньги, но пока не смогла добиться успеха. «В большинстве случаев железнодорожники апеллируют к перекрестному субсидированию, требуя возместить завышенный из-за этого тариф, но, поскольку это не запрещено законодательно, суд не может признать такие тарифы недействительными», – полагают в Союзе юристов ТЭК.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку