16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Газпром» готов начать с нуля

10.07.2018 14:38:00 Газета "Коммерсантъ" Юрий Барсуков, Анна Занина

Монополия может побороться с ФАС в суде за рост тарифов

Как стало известно “Ъ”, «Газпром» не намерен третий год подряд мириться с нулевым ростом тарифа на транспорт газа независимых производителей. Отказ от индексации выльется в 17 млрд руб. убытка монополии, и, по данным “Ъ”, в «Газпроме» рассматривают возможность подать в суд на ФАС. Сами независимые производители — НОВАТЭК и «Роснефть» — считают, что транспортный тариф нужно не повышать, а снижать. Вопрос будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в пятницу, 13 июля.

Как стало известно “Ъ”, 13 июля у вице-премьера Дмитрия Козака должно состояться совещание по вопросу индексации тарифа на транспорт газа для независимых производителей. Обсуждение обещает быть оживленным, поскольку «Газпром» больше не намерен мириться с тем, что тариф не повышается с 2015 года. По данным “Ъ”, монополия представила в ФАС обоснование роста тарифа, согласно которому сегмент транспортировки газа независимых производителей для монополии убыточен и в случае нулевой индексации тарифа и в 2018 году «Газпром» получит 17 млрд руб. убытка в год.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин подтвердил “Ъ”, что «вопрос индексации тарифа на транспорт газа рассматривается» и на этой неделе по этому вопросу будет совещание в правительстве. Представитель господина Козака оказался от комментариев.

«Газпром» — единственный собственник магистральных газопроводов в РФ, и поэтому другие производители газа, в том числе его основные конкуренты НОВАТЭК и «Роснефть», должны платить монополии за транспортировку. Тарифы утверждаются государством, но последний раз повышались в 2015 году (на 2%), притом что в 2014 году индексации тоже не было. По текущим правилам, индексация транспортного тарифа должна происходить с 1 июля вместе с оптовыми ценами на газ, но в последние два года повышаются только оптовые цены.

В 2018 году правление ФАС также утвердило (на прошлой неделе) рост оптовых цен на 3,4%, но аналогичное повышение транспортного тарифа (заложено в социально-экономическом прогнозе Минэкономики) остается в подвешенном состоянии. По данным “Ъ”, в «Газпроме» рассматривают возможность подать в суд на ФАС, если индексации не будет и на этот раз. В самой компании от комментариев отказались.

Принципиальность вопроса для «Газпрома» не только в том, что при росте тарифа на 2% в 2014–2017 годах накопленная инфляция за тот же период достигла около 35%. Стоимость транспорта газа составляет значительную долю в его конечной цене (до 60% для удаленных от мест добычи регионов). Индексация оптовых цен на газ при фиксированных транспортных затратах фактически повышает конкурентоспособность газа независимых производителей и дает им больше возможностей вытеснять «Газпром» из баланса отдельных потребителей или регионов. Наоборот, рост транспортного тарифа позволит «Газпрому» успешнее возвращать потребителей в Центральной России, которые в последние годы перешли к независимым.

НОВАТЭК и «Роснефть» выступают предсказуемо против повышения тарифа, считая даже нынешний уровень завышенным. В НОВАТЭКе подчеркнули, что до сих пор не принята методика расчета экономически обоснованного уровня тарифа, «Газпром» не раскрывает все данные, необходимые для такого расчета, и «до принятия методики нет смысла говорить о какой-то индексации». В компании считают, что текущий тариф выше экономически обоснованного «более чем на 20%». В «Роснефти» согласились, что «для повышения тарифа нет экономических предпосылок», и добавили, что оправдано его снижение. В НОВАТЭКе уточнили, что тарифы на хранение газа (хранилища принадлежат «Газпрому») не регулируются, а «Газпром» ежегодно их повышает.

Опрошенные “Ъ” юристы затруднились сказать, насколько успешным может быть попытка «Газпрома» оспорить в суде нулевую индексацию тарифов, если ФАС примет такое решение. Но собеседники “Ъ” подчеркивают, что «Газпром» точно имеет право требовать в суде соблюдения сроков установления тарифов. Гендиректор «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина также отмечает, что компания «может пойти административным путем и обратиться в правительство с письмом о том, что ФАС уклоняется от исполнения своих обязанностей по установлению тарифов». Это, по ее словам, можно обосновывать тем, что «компания несет убытки, не может реализовать инвестпрограмму». Кирилл Дозмаров из Art De Lex добавляет, что компания также может обратиться с жалобой на ФАС в Генпрокуратуру.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку