16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Силовые машины» усилит государство

09.06.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

В машиностроительном холдинге меняется руководство и «идеология»

В ОАО «Силовые машины» (контролируются холдингом «Интеррос») поменялся генеральный директор. Управлявшего компанией последние три года Евгения Яковлева сменил 36-летний Игорь Клочко, до этих пор президент ЗАО «АтомСтройЭкспорт» (а ранее работавший в «потанинских» финансовых структурах). При этом совет директоров «Силовых машин» принял решение созвать внеочередное собрание акционеров компании 12 августа с целью перевыборов совета, хотя избирался он совсем недавно – 1 июня. Представители самой компании сообщили RBC daily, что пока основная цель – выборы нового председателя совета директоров, которым вместо Екатерины Сальниковой должен стать Сергей Батехин. «Но, – добавили представители «Силовых машин», – может быть, это окажется не единственным пунктом в повестке дня. До середины августа еще много времени, мало ли какие изменения могут назреть».

«Силовые машины» – один из трех гигантов российского тяжелого энергомашиностроения (наряду с ОМЗ и группой «Энергомаш»), выпускающий оборудование для электростанций всех видов, а также для железнодорожной отрасли. В состав концерна входят Ленинградский металлический завод, «Электросила», Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток, ЦКТИ им. Ползунова и сбытовое подразделение. Компания контролируется кипрскими оффшорными структурами, в свою очередь подконтрольными ХК «Интеррос». Чистая прибыль «Силовых машин» в прошлом году по сравнению с 2003 г. выросла в 15,1 раза – до 848,8 млн руб. (по РСБУ), показатели по МСФО скромнее – 15,05 млн долл. чистой прибыли (рост в 4,6 раза в годовом выражении).

Накануне г-н Батехин в интервью СМИ дал понять, что основной своей задачей видит переговоры о вхождении государства в уставной капитал компании. Фигуру самого г-на Батехина в этом смысле эксперты считают вполне подходящей: на протяжении многих лет он работал на руководящих должностях в подконтрольной государству группе «Оборонительные системы» и располагает связями и возможностями, необходимыми для проведения соответствующих переговоров. «На самом деле – и г-н Батехин это подчеркивал – речь идет о неких гипотетических возможностях развития указанного актива, конкретных предложений со стороны государства нам не поступало, – сказал RBC daily начальник пресс-службы «Интерроса» Михаил Барковец, – хотя мы сами рассматриваем самые разные варианты, включая смешанный».

«Смешанный» вариант уже давно просчитывается рядом аналитиков. «Если государство не отдало «Силовые машины» компании Siemens, значит, у него были свои планы в отношении машиностроительного холдинга, и теперь эти планы начинают проясняться, – считает аналитик ГК «Регион» Евгений Шаго. – Судя по объединительным процессам, уже происходящим в оборонке, и специфике предстоящих изменений в совете директоров «Силовых машин», последние могут войти в состав крупного оборонного концерна. Произойдет ли переход от «Интерроса» к государству на рыночных условиях или на каких-то еще, думаю, покажет сделка по акциям другой крупной компании, а именно "Газпрома"».

Эксперты отмечают, что после срыва сделки по объединению «Силовых машин» с «ОМЗ», а затем отказа ФАС одобрить покупку Siemens доли в СП с теми же «Силовыми машинами», государство должно определиться, нужен ли ему российский машиностроительный холдинг, и если да, то на каких условиях. Собственно, государство начало «входить» в интерросовские машиностроительные активы еще в прошлом году, когда (в лице «Газпрома») получило или, точнее, вернуло себе контроль над тем самым «АтомСтройЭкспортом», президент которого ныне стал генеральным директором «Силовых машин».

«Государство заинтересовано как минимум в блокпакете «Силовых машин», – считает Вячеслав Жабин из ИК «Брокеркредитсервис». – И получить этот пакет оно может как напрямую (причем не обязательно покупкой «живыми деньгами»), так и через уже контролируемые им структуры, в первую очередь РАО «ЕЭС». Последнее само по себе тоже заинтересовано в участии в холдинге, продукцию которого оно потребляет и со временем будет потреблять еще больше (впрочем, многое зависит от хода энергореформы). Исходя из сегодняшних реалий, блокпакет «Силовых машин» должен стоить максимум 80 млн долл. – не такие уж большие расходы для «ЕЭС». Вместе с тем вряд ли будут забыты и иностранцы – тот же Siemens может получить в компании 25% акций. Это устроило бы и их, и государство, которое оставляло бы за собой право вето на реорганизационные решения «Силовых машин», а больше ему в данном случае и не нужно».

Илья Макаров из ИК «Антанта-Капитал», напротив, полагает, что «государству нужен именно контрольный пакет в «Силовых машинах», да и вообще в индустрии, так или иначе имеющей оборонное значение. Усилия по созданию вертолето- и авиастроительного холдинга это показывают. Сейчас стоимость данного контрольного пакета порядка 200 млн долл., но, скорее всего, государство будет вносить свою долю не деньгами, а акциями предприятий. Не думаю, что «огосударствливание» «Силовых машин» принесет значительный позитивный эффект за исключением варианта, когда вместе с государством там появится (или точнее укрепит свое присутствие) Siemens. Немецкая компания все-таки привнесет и инвестиции, и технологии, правда, привнесет меньше, чем в случае если бы ей дали полностью контролировать российский холдинг».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку