16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Силовые машины» будут сильны еще два года

17.05.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

За более долгосрочную перспективу – во всяком случае на азиатских рынках – компании придется серьезно побороться, считают аналитики

Чистая прибыль ОАО «Силовые машины» (СМ) по РСБУ в первом квартале нынешнего года сократилась в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. – до 5 млн 139 тыс. руб. При этом выручка машиностроительного концерна за указанный период возросла в 1,6 раза – до 3 млрд 236 млн руб., прибыль от продаж – в 9,3 раза (до 753 млн 471 тыс. руб.). Об этом сообщается в материалах компании, которая также уточнила финансовые показатели за 2004 г. Чистая прибыль СМ в прошлом году по сравнению с 2003 г. выросла в 15,1 раза – до 848,8 млн руб. Это опять-таки показатели по РСБУ, озвученные ранее данные отчетности по МСФО скромнее: 15,05 млн долл. чистой прибыли (рост в 4,6 раза в годовом выражении).

Что касается «вилки» между ростом прибыли до налогообложения в первом квартале и одновременным падением чистой прибыли, то аналитики объясняют эту ситуацию новшествами, связанными с откладыванием налоговых платежей по расчетам по «длинным» контрактам (в пресс-службе самого концерна RBC daily этот факт подтвердили). Тем не менее общая позитивная тенденция развития концерна, считают специалисты, пока налицо.

«Показатели концерна за 2004 г. по РСБУ впечатляют, хотя наши расчеты давали им даже большие цифры роста (1 млрд 253 млн руб. чистой прибыли), – сказал RBC daily аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин. – Видимо, все дело в трудно просчитываемых заранее нюансах портфеля заказов. Конечно, отчетность по РСБУ более ориентированная, так скажем, на налоговые органы, а не на оперативные вопросы, не столь «фундаментальна», как отчетность по МСФО. Тем не менее рост очевиден».

Вне зависимости от того, какой пакет СМ будет продан стратегическому инвестору – 25% или больше, и кто будет эти инвестором – Siemens, ООО «Базовый элемент» или кто-то еще (история с продажей СМ, напомним, тянется уже минимум два года), пока задел у компании есть. И в основном за счет зарубежных контрактов: компания осваивает и пространство СНГ, и перспективный рынок южно-азиатских стран, особенно Индии (например, в 2003 г. компания подписала контракт общим объемом 250 млн долл. на поставки и монтаж оборудования для ТЭС «Сипат», в начале этого года аналогичный 270-миллионный контракт был заключен по ТЭС «Барх»).

СМ – один из трех гигантов российского тяжелого энергомашиностроения (наряду с ОМЗ и группой «Энергомаш»), выпускающий различное оборудование для электростанций всех видов, а также железнодорожной отрасли. В состав концерна входят Ленинградский металлический завод, «Электросила», Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток, ЦКТИ им. Ползунова и сбытовое подразделение. Компания контролируется кипрскими офшорными структурами, в свою очередь подконтрольными ХК «Интеррос». При всем оптимизме взгляда на краткосрочные перспективы компании специалисты полагают, что в более отдаленном будущем она может столкнуться с серьезными трудностями, если ранее не решит проблемы «технологического задела». За счет сотрудничества с Siemens или кем-то еще – это уже другой вопрос.

«При достаточно неплохих для отрасли других показателях, например чистой рентабельности, и при таком портфеле заказов у компании есть возможности для дальнейшего роста, – считает Вячеслав Жабин. – Эти возможности создаются прежде всего за счет экспортных программ СМ, на внешних рынках продукция концерна пользуется спросом из-за относительной дешевизны. Кроме того, российская компания имеет возможность проникновения в такие страны (азиатские вроде Ирана), куда западным производителям путь затруднен по политическим соображениям. Это дает возможность СМ успешно развиваться еще два года или чуть больше – но дальше может встать вопрос технологического отставания от западной продукции, и его необходимо начать решать уже сейчас».

«Если компания, которая ныне более чем на 50% является «экспортно ориентированной», столкнется через какое-то время с трудностями сбыта на внешних рынках, то она может больше работать в России, – считает Геннадий Суханов из ИК «ЦентрИнвест Секьюритис», – все таки в РФ есть огромный внутренний потенциал. Другое дело, что его раскрытие – для тех же СМ – зависит от хода энергореформы и в то же время от того, будет ли законодательно поддерживаться конкуренция на рынке турбин. Судя по тому, как ухватилась за российскую компанию Siemens, в ее перспективы – и прежде всего в перспективы самой России – верят за рубежом, и это очень оптимистичный признак».

«В течение как минимум 2 лет ситуация на внешних рынках для СМ будет благоприятной, – сказала RBC daily эксперт ИК «Проспект» Ирина Ложкина, – дальше вероятен резкий рост конкуренции, – но, думаю, это будет конкуренция не с западными производителями. Все-таки Siemens, Alstom и т.д. – это совсем другие стандарты и другие цены. А вот Китай, а затем и Индия, которые уже создают свои аналоги СМ, могут их вскоре «поставить на ноги», а за счет их продукции закрыть собственные да и другие перспективные азиатские рынки. Поэтому, на мой взгляд, СМ, как и другие отечественные гиганты энергомашиностроения, должны действовать разнонаправленно: с одной стороны, заранее переориентироваться на внутренний рынок, а с другой – пробовать удержать свои позиции в Азии за счет покупки тамошних активов. Несмотря на ныне действующие законодательные ограничения таких покупок, это не невозможно».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку