16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Ферросплавы приплыли в порт

03.05.2005 RBCdaily Владислав Серегин

Для увеличения объемов экспорта Челябинский электрометаллургический комбинат намерен создать терминал по перевалке ферросплавов во Владивостоке

Коллеги по бывшему СССР осложняют бизнес не только российским трубникам, но и производителям ферросплавов. Крупнейший производитель ферросплавов в России – Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) – вынужден с каждым годом увеличивать экспортные поставки, чтобы найти сбыт своей продукции, вытесняемой с внутреннего рынка производителями Украины и Казахстана. Новые рынки – Япония и Южная Корея – требуют от предприятия и новой логистики. Накануне майских праздников ЧЭМК сообщил, что приобрел миноритарный пакет акций Механическо-строительного завода № 60, имеющего доступ к работе в порту Владивостока. Возможно, на базе нового актива собственники комбината пытаются создать перевалочную базу для экспорта ферросплавов в страны Азии.

ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» – крупнейший производитель ферросплавов в России. В прошлом году компания произвела 630,7 тыс. тонн продукции, что на 2,2% меньше объемов 2003 г. Выручка предприятия за 9 месяцев 2004 г. составила 11,8 млрд руб., чистая прибыль – 2,2 млрд руб. Крупнейшим акционером ЧЭМК является председатель совета директоров компании Юрий Антипов, которому напрямую и через жену Людмилу Антипову принадлежит 49,7% акций предприятия. Бывший глава совета, а ныне депутат Госдумы Александр Аристов (снова через жену) контролирует 29,8% акций ЧЭМК. Член совета директоров компании Александр Кретов является владельцем еще 19,8% акций. Акционерам ЧЭМК также принадлежат «Кузнецкие ферросплавы» и «Антоновское рудоуправление» в Кемеровской области.

Благоприятная ситуация в черной металлургии должна таким же благоприятным образом отразиться и на смежниках металлургов – производителях ферросплавов. Финансовые результаты их и вправду хороши, но вот незадача: конкуренты из стран СНГ, лучше обеспеченные сырьем, имеющие более дешевую энергию и рабочую силу, стали вытеснять аборигенов с российского ферросплавного рынка. Так, ЧЭМК за последние четыре года почти в 7 раз увеличил объем экспорта продукции (с 6% от общего объема в 2001 г. до 40% в 2004 г.), но и это не спасло предприятие. В декабре 2004 г. ЧЭМК произвел всего 49,5 тыс. тонн ферросплавов, что на 14,7% меньше уровня декабря 2003 г. В первом квартале 2005 г. падение производства продолжилось: комбинат произвел только 157,7 тыс. тонн продукции (94,2% к 2004 г.).

По всей видимости, чтобы как-то исправить ситуацию, собственники ЧЭМК решили активизировать деятельность предприятия на внешних рынках. Сейчас одним из важнейших направлений экспорта ферросплавов стали поставки этой продукции в Японию и Южную Корею. Накануне майских праздников предприятие сообщило, что, (возможно, для расширения экспорта именно в данном направлении) стало владельцем 10,03% акций владивостокского ОАО «60-й Механическо-строительный завод». На ЧЭМК RBC daily отказались объяснять, с чем связана такая нестандартная покупка (60-й завод специализировался в советское время на ремонте судов). Связаться с менеджментом владивостокского предприятия RBC daily не удалось.

Между тем после роковых 1990-х годов основной деятельностью Механическо-строительного завода № 60 является не ремонт судов, а «сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества». По данным ФГУП «Росморпорт», завод является одной из компаний, работающих в морском порту Владивостока, а значит, имеет доступ к портовой инфраструктуре. Вероятно, ЧЭМК решил всерьез заняться логистикой экспортных поставок, но опоздал к разделу «портового пирога»: все крупные порты уже принадлежат новым хозяевам. В подобной ситуации можно схватиться и за соломинку в виде активов механическо-строительного завода. Главное, чтобы эти активы были пригодны для перевалки ферросплавов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку