> В проекте Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года пока не удается достичь консенсуса по ряду вопросов
16+
Регистрация
РУС ENG

В проекте Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года пока не удается достичь консенсуса по ряду вопросов

В проекте Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года пока не удается достичь консенсуса по ряду вопросов

Проект Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года находится на доработке, поскольку есть серьезные развилки, вопросы, по которым не удается достичь консенсуса ни внутри исполнительной власти, ни с отраслевым сообществом. Об этом сообщил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс в ходе круглого стола, организованного 20 апреля 2021 года Комитетом Госдумы РФ по энергетике.

В ходе реализации Стратегии-2030 удалось существенно повысить целый ряд показателей функционирования электросетевого комплекса. В частности, повышена надежность электроснабжения, на 30% сокращены удельные операционные и инвестиционные затраты к 2017 году, обеспечена безопасность энергоснабжения, снижено общее количество несчастных случаев на 53,4% с 2012 года.

Количество территориальных сетевых организаций сокращено на 47% с 3146 в 2015 году до 1677 в 2020 году, обеспечено строительство инфраструктуры для реализации важных государственных проектов, включая энергомост в Крым и др. При этом Россия поднялась с 188 на 7 место в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Подключение к системе электроснабжения».

Однако ряд задач в области нормативного обеспечения не были решены. Не внесены изменения в правовые акты, устанавливающие особенности определения стоимости услуг по передаче электроэнергии для стимулирования потребителей и сетевых организаций к оптимальному использованию электросетевой мощности. Не утвержден график снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. Не приняты решения по совершенствованию механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйного имущества. Нет программы привлечения частных инвесторов в компании, входящие в ПАО «Россети».

Эти решения должны быть приняты в ходе разработки и реализации Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года. Она будет разделена на два этапа – до 2024 года и до 2035 года, в качестве точки отсчета взят 2019 год.

Тем не менее, до сих пор в проекте Стратегии не согласованы подходы по целому ряду «развилок». Среди них:

1. Совершенствование системы планирования развития электроэнергетики на федеральном и, особенно, региональном уровнях. Соответствующий законопроект готовится, и в него будут «зашиты» инструменты координации решений по планированию.

2. Вопрос о параметрах льготного технологического присоединения. Выпадающие доходы от него на сегодня превышают 160 млрд. рублей только в ПАО «Россети». Подготовленный Минэнерго законопроект, меняющий часть подходов к льготному техприсоединению во избежание злоупотреблений со стороны потребителей пока не согласован на уровне Правительства РФ.

3. Вопрос от отказа от неиспользуемой сетевой мощности.

4. Вопросы, связанные с необходимой глубиной цифровой трансформации сетевого комплекса и определением источников финансирования этого процесса.

5. Острейший вопрос консолидации сетевого комплекса. Акцент в его решении будет сделан на вовлечении в оборот бесхозяйного имущества.

6. Вопрос тарифного регулирования. Базой для него планируется сделать модель регулирования на основе эталонных затрат.

7. Инструменты повышения ответственности сетевых компаний.

8. Сложнейший и очень чувствительный вопрос ограничения и снижения объемов перекрестного субсидирования. Решения, необходимые для «расшивания перекрестки» имеют определенный социально-экономический аспект. Так, решения о введении социальной нормы потребления электричества сегодня могут приниматься на уровне регионов, но, судя по тому, что они не принимаются, на федеральном уровне даже говорить о привязке стоимости электроэнергии к объемам потребления еще рано.

9. Привлечение частных инвесторов в электросетевой комплекс и необходимость снятия излишних административных барьеров.

Заместитель генерального директора по стратегии ПАО «Россети» Егор Прохоров подтвердил перечень «развилок», отметив, что по каждой из них нужно взвешенное решение. От имени ПАО «Россети», по сетям которого транспортируется 70% электроэнергии в стране, он попросил при доработке Стратегии учитывать, что сетевые организации являются акционерными обществами, поэтому обязаны соблюдать законодательство в части интересов акционеров и повышения эффективности и прибыльности экономической деятельности.

«Важно, чтобы   принимаемые решения по льготному техприсоединению, бесхозяйным сетям не создавали дополнительных выпадающих расходов для компаний», - отметил Егор Прохоров.

Он также подчеркнул значимость скорейшего перехода на долгосрочное тарифообразование в электросетевом комплексе. Только оно сможет создать для компаний экономическую мотивацию повышения эффективности своей деятельности с тем, чтобы высвобождающиеся средства можно было направлять на развитие.

Острая дискуссия развернулась между заместителем министра энергетики Павлом Сниккарсом и первым заместителем председателя комитета по энергетике Валерием Селезневым. Она касалась определения критериев ТСО, дифференциации тарифов ФСК, консолидации электросетей и переноса перекрестного субсидирования с электросетевого комплекса на оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Первый заместитель председателя комитета по энергетике Сергей Есяков заметил, что все перечисленные проблемы обсуждаются уже 20 лет, но новых подходов к их решению так и не родилось. При этом перед электросетевым комплексом стоит задача стать основой новой энергетики, соответствующей новому промышленному укладу.

Завершая дискуссию, Председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что, комитету принципиально важно подготовить максимально содержательные рекомендации, поскольку созыв заканчивает свою работу, и эти рекомендации должны стать своего рода дорожной картой для совместной с исполнительной властью работы над повышением эффективности работы электроэнергетики в новом созыве Госдумы РФ.

#энергетика

#новости_энергетики

 

 

 

Электроэнергетика

В проекте Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года пока не удается достичь консенсуса по ряду вопросовКод PHP" data-description="Проект Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года  находится на доработке, поскольку есть серьезные развилки, вопросы, по которым не удается достичь консенсуса ни внутри исполнительной власти, ни с отраслевым сообществом. Об этом сообщил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс в ходе круглого стола, организованного 20 апреля 2021 года Комитетом Госдумы РФ по энергетике." data-url="https://www.eprussia.ru/news/base/2021/8927084.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/073/07328e0f28a2335d517a9778cc01bf4f.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.