16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Полный текст интервью Александра Яковенко в связи с предстоящим заседанием Совета сотрудничества Россия - ЕС

14.04.2002
15-16 апреля в Люксембурге должно состояться заседание Совета сотрудничества Россия-ЕС. Какое значение оно будет иметь для дальнейшего развития отношений России с Европейским союзом? Как в настоящее время складываются эти отношения?

- Предстоящее заседание Совета сотрудничества Россия-ЕС в формате "1 плюс 15" на уровне министров иностранных дел - пятое по счету - призвано стать важной вехой в подготовке майского саммита Россия-Евросоюз в Москве. Предметом комплексного рассмотрения Советом как обычно будут все аспекты взаимодействия Россия-ЕС на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве /СПС/.

Начиная с саммита Россия-ЕС в Париже в октябре 2000 года, мы перешли к конкретному диалогу и сотрудничеству по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе. Направления взаимодействия в данной области определены в принятой в Париже Совместной политической декларации России и ЕС, а также в совместном заявлении по развитию политического диалога Россия-ЕС Брюссельского саммита 2001 г.

Позитивно оцениваем успешный запуск и функционирование оперативного механизма политических консультаций в формате Россия - Комитет по политическим вопросам и безопасности. рассчитываем на сохранение такой позитивной динамики и в дальнейшем, что позволило бы сторонам перейти от обмена мнениями к выработке совместных рекомендаций и инициатив по внешнеполитической проблематике, включая европейскую политику в области безопасности и обороны /ЕПБО/.

По многим международным вопросам наши позиции с Евросоюзом близки или совпадают. У России и Евросоюза существует обоюдная заинтересованность в поисках совместных ответов на новые глобальные угрозы и вызовы, в урегулировании региональных проблем и конфликтных ситуаций. На основе общих подходов впервые реализуется практическое взаимодействие России и ЕС в усилиях по разблокированию кризиса на Ближнем Востоке. Прорабатываются возможности более тесного сотрудничества в вопросах стабилизации обстановки на Балканах и Афганистане. С обеих стороны проявляется готовность к углублению диалога Россия-ЕС в международных организациях, прежде всего в ООН и ОБСЕ.

Каким проблемам в рамках отношений Россия-ЕС будет уделено первоочередное внимание на заседании Совета?

- В ходе встречи в Люксембурге будет продолжено предметное обсуждение узловых вопросов экономического сотрудничества с ЕС. В плане реализации решений брюссельского саммита Россия-ЕС /3 октября 2001 года/ будет рассмотрен ход работы над двумя стратегическими направлениями нашего взаимодействия - разработке концепции общего европейского экономического пространства /ОЕЭП/ и развитию энергетического партнерства России и Европы.

При обсуждении тематики энергодиалога Россия-ЕС будет оценен прогресс в отработке конкретного механизма продвижения по основным согласованным направлениям - инфраструктурные проекты, представляющие взаимный интерес, физическая безопасность транспортных сетей, пилотные проекты энергосбережения в России, создание Центра энергетических технологий, торговля электроэнергией, вопросы ядерной безопасности, правовая защита долговременных энергетических поставок, а также порядок и модальности деятельности Специального комитета высокого уровня по энергетическому сотрудничеству.

С учетом опыта нахождения взаимоприемлемых решений по конкретным торговым проблемам, например, по режиму торговли российскими изделиями из стали, особый акцент будет сделан на поиске путей решения проблемных вопросов торгово-экономического сотрудничества России с Евросоюзом.

В первую очередь здесь речь идет о скорейшем признании рыночного статуса экономики России. С учетом стратегического характера партнерства Россия-ЕС, а также приводившихся российской стороной на саммите в Брюсселе аргументов, принятие Евросоюзом соответствующего политического решения отвечало бы духу партнерства в наших взаимоотношениях.

В предметном ключе будет рассмотрен ход переговоров по присоединению России к ВТО, что является одной из важнейших составных частей российских экономических реформ. По существу Россия остается единственной крупной торговой державой, находящейся вне рамок этой международной организации. Рассчитываем на поддержку со стороны Евросоюза процесса присоединения России к ВТО на равных, недискриминационных условиях.

Особое внимание будет уделено последствиям расширения ЕС для России и необходимости скорейшего снятия существующих в этой связи российских озабоченностей. Наиболее насущным является комплексное решение проблем жизнеобеспечения Калининградской области в контексте расширения Евросоюза. Среди них - сохранение свободы транзита в рамках транспортного сообщения с основной территорией России, свободный режим передвижения людей, энергообеспечение, рыболовство.

Есть ли надежда на приемлемое для России урегулирование вопроса об ограничении Европейским союзом полетов российских "шумных" самолетов?

- Последствия введения ограничений на полеты "шумящих" самолетов приведут к существенному ущербу, с одной стороны, для российских авиаперевозчиков, с другой стороны, к потерям для компаний, занимающихся туристическим бизнесом. И не только у нас, но и в соответствующих странах-членах ЕС. В конечном итоге пострадают наши отношения в сфере туризма, да и сам имидж ЕС в глазах российских граждан.

Прошедшие в конце марта встречи в Брюсселе между заместителем председателя правительства Российской Федерации Виктором Христенко с руководством Комиссии Европейских сообществ показали, что в Брюсселе существует определенное понимание серьезности проблемы шумовых ограничений для российской стороны. Там готовы позитивно рассмотреть возможные договоренности между авиационными властями России и стран-членов ЕС.

В то же время мы надеемся, что возможные развязки по проблеме авиашумов не будут ограничены туристическим сезоном 2002 года, а позволят обеспечить условия для проведения ускоренной модернизации российского авиапарка в целях снижения уровня авиационного шума.

Какие области сотрудничества России с Евросоюзом могут представлять интерес для обеих сторон в ближайшей перспективе?

- Существует взаимная заинтересованность в расширении взаимодействия в правоохранительной сфере и укрепления базы нашего сотрудничества в антитеррористической сфере в соответствии с принципами, изложенными в Совместном заявлении по итогам саммита Россия-ЕС 3 октября 2001 года и решениях заседания Европейского совета в Лакене в декабре прошлого года. Поддерживаем предложение о создании "Совета внутренней безопасности" Россия-ЕС. Рассчитываем, что предстоящая встреча министров юстиции и внутренних дел по формуле "30+2" /25-26 апреля/ станет существенным шагом на пути формирования общего правоохранительного пространства на европейском континенте.

Предметом обсуждения станут и вопросы дальнейшего углубления взаимодействия России с Евросоюзом в области природоохранной деятельности, включая сотрудничество в повышении ядерной и радиационной безопасности.

В повестке дня Совета - оценка путей развития сотрудничества в таких перспективных областях, как исследование комического пространства и информационные технологии. Необходимость сотрудничества в этой сфере диктуется тем обстоятельством, что в одиночку трудно удержаться во главе мирового научно-технического прогресса. Это делает желательным интеграцию наших потенциалов в обоюдных интересах.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте