16+
Регистрация
РУС ENG

Энергосбережение без энергетического обследования невозможно

20.03.2020 04:48:00 Александр Журавлёв 140

В настоящее время многие страны ведут активную кампанию за снижение потребления энергетических ресурсов, уменьшение выбросов СО2, улучшение экологического климата.

В 2008 году был издан указ Президента РФ Д. А. Медведева, в котором было определено снижение энергоемкости ВВП российской экономики к 2020 году на 40% по отношению к базовому уровню 2007 года.

После указа был принят Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал проведение обязательного энергетического обследования органами государственной власти, госучреждениями, организациями с регулируемыми видами деятельности.

Для реализации этого проекта законом было предусмотрено создание саморегулируемых организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в сферу деятельности которых вошли: проведение энергетических обследований на объектах, выявление потенциала по повышению энергоэффективности, разработка мероприятий по энергосбережению, оформление энергетического паспорта и отчета по результатам обследования.

Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года», которая устанавливала исполнителей программы, этапы и сроки ее реализации: I этап – 2011-2015 годы; II этап – 2016-2020 годы.

Однако выполнение программы в полном объеме изначально вызывало сомнения, так как финансирование до 2020 года предусматривалось таким образом: средства федерального бюджета – 70 млрд рублей, средства субъектов РФ – 625 млрд рублей, внебюджетные источники – 8837 млрд рублей. (рис. 1).



Анализ диаграммы (рис.1) наглядно показывает, что основной вклад в ее выполнение должны были осуществить внебюджетные источники. Но механизм их привлечения (налоговые льготы, льготные кредиты и т.п.) предусмотрен не был.

Напрашивается вопрос: а было ли что-то сделано по снижению затрат на единицу ВВП в эти периоды?

Если проанализировать периоды, в течение которых действовал закон 261-ФЗ, то картина получится явно не в пользу реального энергосбережения.

В 2012 году снижение энергоемкости ВВП составило 5,2% по отношению к базовому 2007 году (вместо запланированных 12,8%), но в дальнейшем оно стало еще меньше, едва достигнув 9%, а в 2016 году и позднее стало вообще нулевым (рис. 2).

Чем это можно объяснить?

Снижение энергоемкости ВВП на первом этапе обусловлено наличием двух факторов: введением обязательного энергетического обследования для большинства юридических лиц и наличием явно выраженного потенциала по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что позволило снизить потребление энергоресурсов.



Из анализа рис. 2 следует, что первые периоды борьбы за энергосбережение были не настолько успешны, как предписывалось, но все-таки решали общую задачу.

В программах по энергосбережению энергоаудиторскими компаниями предлагались организационные, мало затратные и крупно затратные мероприятия – в зависимости от финансовых возможностей обследуемых организаций. Сформированные энергетические паспорта объектов и отчеты по результатам энергетического обследования направлялись в саморегулируемую организацию, членом которой являлась энергоаудиторская компания. Эти документы проверялись, проходили экспертизу, и в случае положительного результата их копии направлялись в Минэнерго России, где также подвергались экспертизе. Такой контроль позволял снизить процент брака в работе энергоаудиторов.

С 2014 года в значительной степени изменились правила проведения энергетического обследования: Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 399 и Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2014 года № 818 предусматривалось обязательное энергетическое обследование крупных энергопотребителей (потребление энергоресурсов без моторного топлива не менее 50 млн рублей за календарный год). Эта поправка к закону чем-то напомнила требования первого Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ, в котором было указано, что энергетическому обследованию должны подвергаться объекты, потребляющие за год нее менее 6 тысяч тонн условного топлива или 1 тысячи тонн моторного топлива. Поправкой к закону и постановлением планировалось снизить затраты бюджетов всех уровней минимум на 5 млрд рублей.

Таким образом, большинство юридических лиц, прописанных в первой редакции 261-ФЗ, просто «выпали из обоймы». Крупные потребители энергоресурсов не изъявили желания пройти корректное энергетическое обследование в полном объеме (проще было заплатить штраф от 15 до 50 тысяч рублей).

Вот почему с этого периода снижения энергоемкости ВВП практически не наблюдалось. В опубликованном Минэкономразвития России Государственном докладе от 26.12.2019 г., указывается, что средние темпы снижения энергоемкости ВВП за период с момента вступления в силу закона 261-ФЗ составили 1,1% в год, а запланированный ранее уровень снижения может быть достигнут к 2043 году, и это при том, что в последние годы снижения энергоемкости ВВП не наблюдается.

В свое время большие надежды возлагались на энергосервисные контракты, но нужно говорить прямо: до начала проектных разработок и реализации самого контракта также необходимо провести энергетическое обследование, поскольку энергосервис не должен затрагивать отдельную систему на объекте, проблема энергосбережения должна рассматриваться комплексно с учетом взаимовлияния всех факторов и систем.

Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 221-ФЗ окончательно ликвидировал обязательное энергетическое обследование, оставив для энергопотребителей понятие «добровольного» и включив для государственных и муниципальных учреждений требование по предоставлению энергетической декларации.

По своей сути форма энергетической декларация близка к форме энергетического паспорта, но заполнять ее следует специалисту-энергетику. В противном случае можно получить некорректный и никому не нужный документ. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 предусмотрено, что Минэкономразвития России до 31 марта 2020 года разработает Методические рекомендации по определению потенциала снижения государственными и муниципальными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды, а до 1 июля 2020 года главные распорядители бюджетных средств должны установить целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды. И если ранее, согласно 261-ФЗ, госучреждения должны были экономить ежегодно 3% энергоресурсов и воды, то теперь показатель будет устанавливаться на 3 года с предоставлением данных в государственную информационную систему, находящуюся в ведении Минэкономразвития России.

Реальны ли эти нововведения? На мой взгляд, специалистам придется столкнуться с огромными трудностями при расшифровке данных в энергетических декларациях, и в итоге задуманная идея будет похоронена в недостоверности и некорректности представленных данных.

В заключение необходимо сказать следующее.

Во-первых, система энергетического обследования специалистами энергоаудиторских организаций в целом сыграла положительную роль как при действии 28-ФЗ, так и во время действия 261-ФЗ (в его начальной редакции). Были недобросовестные энергоаудиторы, были демпингующие организации, но была и масса положительных результатов с реальным (иногда в разы) снижением энергопотребления.

Во-вторых, программы по энергосбережению, как и энергосервисные контракты, необходимо финансировать, а до их реализации необходимо комплексное энергетическое обследование объекта с корректным выявлением потенциала энергосбережения и разработанной программой по повышению его энергоэффективности.

В-третьих, суммарная экономия энергоресурсов предусматривает приведение расходов энергоресурсов к единому знаменателю, каковым является величина потребления каждого из видов в тоннах условного топлива. Кто в государственном (муниципальном) учреждении способен грамотно перевести количественные показатели (киловатт-часы, гигакалории, тысячи кубометров природного газа, тысячи литров моторного топлива) в те самые т.у.т.? Наверное, никто. Поэтому энергетическая декларация будет являть собой малопонятный и недостоверный документ. О мероприятиях по снижению энергопотребления и говорить не приходится.

Александр Журавлёв,
директор Ассоциации СРО «Балтийское объединение проектировщиков», советник директора Ассоциации СРО «БалтЭнергоЭффект», Почетный энергетик Российской Федерации, член Союза энергетиков Северо-Запада России, член Российского научно-технического общества энергетиков и электротехников.

Энергосбережение без энергетического обследования невозможноКод PHP" data-description="В настоящее время многие страны ведут активную кампанию за снижение потребления энергетических ресурсов, уменьшение выбросов СО<sub>2</sub>, улучшение экологического климата." data-url="https://www.eprussia.ru/market-and-analytics/4933848.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.