16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/98/7378.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (98) март 2008 года

Спирт вместо бензина

Спиртовая индустрия призвана вытеснить ископаемые углеводороды. В этом – ее стратегическая цель.

При добавлении 10% спирта в бензин никаких модификаций двигателей не требуется. Причем бензин, разбавленный спиртом, дает более экономичный расход топлива и меньший износ деталей. Другое дело – переход на чистый этанол. Тут уже без модификации двигателя не обойтись.

Но процесс вытеснения бензина с рынка пойдет, видимо, без революционных рывков. Слишком сильно международное нефтяное лобби, и слишком непросто «ставить на ноги» этанольную индустрию.

Начать работы по биотопливу американцев подтолкнуло эмбарго на арабскую нефть 1973 г, когда американский конгресс всерьез озаботился поисками возобновляемых источников энергии.

Но тогда громкое решение президента Джимми Картера по перепрофилированию нового завода для производства спиртных напитков в завод по производству топливного этанола было во многом политическим жестом.

Сегодня американские президенты заявляют, что переход на биотопливо (т. е. этанол) позволит США получить независимость от арабской нефти. За идею биотоплива уже ухватилась Европа.

Судя по всему, она готова всерьез побороться за рынок двигателей, работающих на спирте. Уже к 2010 году не менее 5,75% автомобильного топлива в ЕС должно производиться из возобновляемых источников энергии.

Страны Латинской Америки с их большими площадями сельхозугодий твердо намерены контролировать рынок биотоплива.

Уже в 1960‑е годы, когда в Бразилии появилась энергетическая политика, основанная на биотопливе, эта страна стала лидером по производству этанола для автомобилей.

Биотопливная программа Бразилии активно развивалась еще в 1970‑е годы прошлого столетия и назвалась «Про-Алко» (Proalcool).

Она имела политическую поддержку, но когда произошла либерализация цен на алкоголь в 1999 году, правительственная поддержка программы прекратилась – стала самоокупаемой.

В последнем выпуске Зернового совета США (Unаteed States Grain Council) приводится статистика, что сегодня Бразилия производит 4,5 биллиона галлона этанола, сами США – 3,8 биллиона галлонов.

В Азии несколько стран также запустили политически поддерживаемые биотопливные программы. Индийское правительство постановило, что 9 регионов и 4 области федерального значения должны продавать, начиная с 2003 года автомобильное биотопливо E-5.

Так и происходит. Китай стремится создать новый рынок для избытка зерна, которое бы пошло на этанол, чтобы понизить потребление нефти.

Когда будут запущены новые государственные программы по биотопливу в Европе, Азии и Америке, спрос на топливный этанол, как пишет журнал Industrial biotechnology, уже к 2020 году может вырасти за пределы 33 млрд галлонов, т. е. 125 млрд литров.

Уже к 2020 году, по данным американского биотехнолога Грегори Больмана, суммарный спрос на этанол в мире составит 125 биллионов литров.

Найдется ли достаточно сырья, чтобы изготовить такие объемы биотоплива? Сегодня на этанол перерабатывают зерно, стебли сахарного тростника и солому.

Из кукурузы получается топливный этанол отличного качества, а особенно из сортов, содержащих много крахмала.

Именно кукурузный спирт производили американские фермеры во второй половине прошлого столетия, когда Америка почувствовала себя на пороге топливной революции. Это время получило ностальгическое название «перегонный аппарат на каждом холме».

К середине 1980‑х в США было порядка 180 спиртовых «мельниц», каждая из которых производила от 20 тыс. до 7 млн галлонов этанола в год.

После спада «мельничного бума» в США появились первые крупные биотопливные заводы. Каждый требовал штата в 35 человек, а постройка завода в среднем обходилась в 150‑170 млн долларов.

Уже в 1990‑е годы прошлого столетия этаноловые заводы США производили 30 млн галлонов спирта. При этом побочные продукты использовали как высококачественную белковую добавку для животных и птицы.

Однако вскоре стало ясно, что ездить на питьевом спирте – непозволительная роскошь.

И тогда биотехнологии решили научиться гнать спирт из соломы. Экономика производства биотоплива зависит от трех факторов: себестоимости биомассы, дороговизны перегонки, политической конъюнктуры.

Чтобы завод по перегонке соломы на спирт себя окупал, необходимо, чтобы себестоимость соломы (с учетом ее доставки на завод и хранения) «вписалась» в коридор 50‑55 долларов за сухую тонну.

А о прибылях можно будет говорить, когда цена тонны сухой соломы будет снижена до 30 долларов.

Но пока что это для многих бизнесменов – мечта и «камень преткновения».

Кроме стоимости сырья, есть еще и сложности по биохимии перегонки. Биомасса с высоким содержанием влаги, такая, как сахарный тростник или кукурузные початки, легко подвергается влажной ферментации, более простой и экономичной, чем «сухой» процесс.

Тростник и кукуруза легко ферментируются с помощью распространенных энзимов, а вот для соломы этот процесс получается не такой уж и легкий.

Пока что для каждого вида сахаров нужен специфический фермент, то есть в перегонный аппарат приходится запускать «целую команду энзимов», что здорово усложняет процесс получения спирта.

Другая задача микробиологов состоит в том, чтобы создать термоустойчивые дрожжи, ибо те, что используются в процессе получения этанола сегодня, работают при высоких температурах недостаточно эффективно.

Во время процесса перегонки колонии дрожжей испытывают температурный стресс, и гибель этих живых культур приводит к тому, что молекулы этанола замещаются глицеролом, который забивает мыльной пеной всю систему водоснабжения аппарата.

Итак, выведение породы термоустойчивых дрожжей – мечта всех производственников.

И тем не менее этанол претендует на роль победителя бензина.

Вот что о себестоимости этанольного биотоплива говорит начальник отдела технологии спирта ЗАО «Кристалл» Владимир Леденев: «Один декалитр спирта, который мы для водки гоним из пшеницы, по себестоимости не превышает 200 рублей, или всего 20 рублей за литр. И это питьевой спирт! В одной бутылке его доля – всего 3‑4 рубля.

Что касается производства спирта на автомобильное топливо, то здесь никаких проблем нет. Ни технологических, ни экономических.
Единственная сложность – где вы возьмете столько зерна?

А если вы решите в качестве сырья использовать солому или отходы деревообработки, так это уже совсем другой процесс».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (98) март 2008 года:

  • Киришская ГРЭС обновит энергоблок

    Свыше 7 миллиардов рублей стоит модернизация шестого энергоблока на Киришской ГРЭС (ОГК-6) в Ленинградской области. Работы по реконструкции ведет ООО «ВИС». К сентябрю 2010 года модернизация будет завершена. ООО «ВИС» стало победителем конкурса по выбору генподрядчика модернизации энергоблока, предполагающей надстройку парогазовых турбин. Как отметили в пресс‑службе ОАО «ОГК-6», подготовительные работы на площадке начнутся до апр...

  • США: Растет зависимость от импорта

    Зависимость США от импорта энергоресурсов за 20 лет увеличилась втрое. Об этом заявил президент Джордж Буш, выступая на международной конференции по возобновляемым источникам энергии в Вашингтоне. Он напомнил, что если «в 1985 году около 20 процентов потребляемой в Америке нефти поступало из‑за рубежа, то сейчас этот объем достигает 60 процентов». Глава Белого дома провозгласил, что стране необходимо «слезть с нефтяной иглы». По ...

  • Блиц

    Юргинский машиностроительный завод изготовил пилотную секцию крепи для шахты «Красноармейская – Западная». Это четырехстоечная секция крепи МКЮ4У52 раздвижностью от 1,1 до 2,3 метра. Проверка основных кинематических, геометрических и весовых характеристик опытного образца показала, что данная секция соответствует заданным шахтой параметрам. В настоящее время секция оснащается управляющей гидравликой фирмы «Марко» для проведения...

  • Блиц

    Виктор Зубков, премьер-министр России, подверг резкой критике РАО ЕЭС и других монополистов, которые, по его мнению, искусственно завышают тарифы за подключение к инженерным сетям предприятий малого бизнеса. «Чубайс и все организации оборзели полностью. Ни ФАС, и никто не контролирует их работу», – сказал премьер. По его словам, тарифы для малого бизнеса за подключение электроэнергии, воды, а также за проектные работы сейчас «ко...

  • Финансовая устойчивость

    Финансовое состояние ОАО «Псковэнерго» характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности. В энергокомпании завершена плановая ревизионная проверка финансово‑хозяйственной деятельности общества по итогам 2007 года. Как отметил председатель ревизионной комиссии, начальник отдела внутреннего аудита МРСК Северо-Запада Геннадий Гришин, финансовое состояние компании характеризуется высоким ур...