16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/98/7285.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (98) март 2008 года

Риски переходного периода

Энергетика Владимир КРАСНОВ 761

Мероприятие: IV международная конференция «Риск-менеджмент в электроэнергетике: «проблема 1 июля 2008 года» и обеспечение системной надежности и безопасности электроснабжения в условиях изменения структуры управления отраслью».
Организаторы: издательский дом РЦБ при участии Росэнерго, Росэнергоатома, ОАО «СО ЦДУ ЕЭС» и ОАО «ГидроОГК».
Место проведения: Россия, Москва.
Дата проведения: 27 февраля 2008 года.

Конференция, которая прошла в четвертый раз, в этом году имела особую важность: приближаются серьезные изменения в структуре управления отраслью, и необходимо было обсудить вопросы, связанные с упразднением РАО ЕЭС.

Конференция начала работу с пленарного заседания, посвященного угрозам, вызовам и системным рискам для компаний электроэнергетической отрасли и потребителей электроэнергии на завершающей фазе реформ в условиях смены институциональной структуры управления энергетикой.



Аханов о будущем

Руководитель федерального агентства по энергетике Дмитрий Аханов высказал свое мнение о сегодняшней ситуации в отрасли и проанализировал существующие риски. «С 1 июля мы вступаем в новую фазу развития электроэнергетики. РАО «ЕЭС России», помимо всех своих функций, хеджировало многочисленные риски компаний, предприятий, начиная с крупных внутриполитических конфликтов и заканчивая мелкими проблемами. И этот «риск-менеджер» с 1 июля исчезает… После 1 июля мы переходим к иной парадигме управления отраслью. Это не просто структурное изменение министерств, ведомств, исчезновение компаний, а абсолютно другой, неиерархический, принцип управления. Здесь кроется главный вызов». Первым и большим блоком рисков, по мнению Д. Аханова, для отрасли являются инвестиции, которые будут основным средством ее развития на ближайшие 15 лет. Инвестиционные риски связаны как с взаимоотношениями инвесторов, которые могут только предлагать способ применения инвестиций, с государством, за которым остается окончательное решение по их принятию, так и с отношением к их освоению самими инвесторами.

Следующая проблема – ситуация с сетевыми компаниями, инвестирование для которых в ближайшее время невозможно в связи с тем, что на ближайшие годы они остаются под контролем государства. Отдельно докладчик остановился на проблеме рынка топлива, определив этот вопрос как глобальный, для решения которого – опираться ли на существующие ресурсы или создавать новые, – «истина лежит где‑то посередине». «Ключ» к решению этой проблемы – саморегулирование. С другой стороны, государство тоже будет проводить свою политику, главным направлением которой станет стимулирование развития угольной энергетики и стимулирование или дестимулирование развития газотранспортной системы. Подписана федеральная схема размещения объектов.

Последние два больших вызова – экология и энергоэффективность. По энергоэффективности мы в три раза отстаем от Европы, в два с половиной раза – от среднемировых показателей. Необходимо развивать парогазовые технологии, стимулировать применение возобновляемых источников энергии, малой энергетики.

Завершая доклад, Д. Аханов сообщил о том, что совместная работа РАО ЕЭС и Минпромэнерго России по реорганизации отрасли активно продолжается. Планируется развитие системы подготовки кадров, постоянно действует рабочая группа по предотвращению чрезвычайных ситуаций. В ближайшее время произойдет перемещение информационных потоков в Минпромэнерго России и Росэнерго. «Реформа электроэнергетики не будет закончена никогда, потому что это – живой организм, который работает каждую секунду каждого часа, производя тепло и электроэнергию, постоянно требует улучшения, совершенствования, ремонта и надстройки. И я уверен, что государство при взаимодействии со всеми субъектами отрасли, структурными компаниями, с теми ассоциациями и партнерствами, которые появляются и будут появляться в ближайшем будущем, с этой задачей справится».



Пироженко о рисках

С не менее значимым докладом выступил начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александр Пироженко. Он рассказал о деятельности ФАС России по оптимизации правового регулирования в энергоотрасли. Важнейшие вопросы в этом плане – разграничение прав собственности, ценовая политика. Затрагивая проблемы, связанные с подключением к сетям, докладчик отметил наличие злоупотреблений в этой сфере и посоветовал чаще обращаться для решения проблем подобного рода в ФАС. По мнению А. Пироженко, деятельность ФАС в области антимонопольной политики в настоящее время развивается и будет развиваться в дальнейшем, так как для решения проблем, которые будут возникать в ходе реформ, «нужно создавать новые институты, названий которых мы еще не знаем».

В отношении рисков топливообеспечения А. Пироженко отметил, что они, скорее всего, возникнут, в том числе после слияния «Газпрома» и «СУЭК», и ими будет необходимо управлять. ФАС России имеет опыт заключения договоров по поставке газа, изменению ее правил, но для того, чтобы привести данный рынок в соответствие с современными требованиями, эта сфера нуждается в пересмотре нормативов. В заключение А. Пироженко рассказал о перспективных направлениях госрегулирования: предстоит совершенствовать антимонопольное законодательство и усиливать контроль за его соблюдением; в части тарифной политики будут меняться формы регулирования, а также саморегулирования – в виде совета рынка.

Конференция завершила свою работу награждением победителей четвертого конкурса годовых отчетов и сайтов предприятий электроэнергетики.

Провод, Газпром, ЕЭС , Малая энергетика , Сети , Топливо, Электроэнергия , Энергия , Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), Кабельная арматура, Электроэнергетика

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.