Конец света наступит, если мы в него поверим - Энергетика и промышленность России - № 03 (95) февраль 2008 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/95/7014.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (95) февраль 2008 года

Конец света наступит, если мы в него поверим

P.S. Подготовила Ольга МАРИНИЧЕВА

Дмитрий Глуховский – московский тележурналист и писатель, автор одного из главных бестселлеров минувшего года «Метро-2033». Недавно вышел его новый роман «Сумерки» – о человеке, который читает историю экспедиции конкистадоров в джунгли Гватемалы и о том, как эта история прорастает в современную жизнь. На очереди выход продолжения главного бестселлера – «Метро-2034», двух игр (об одной из них наша газета писала в № 15 за 2007 год), возможно, и фильма. При этом Д. Глуховский просит не относиться к его книгам и данным там прогнозам слишком серьезно. В конце концов, это не пророчества Нострадамуса, а литературная игра.

– Дмитрий, вы говорите о «слое» иронии и стеба, присутствующих в ваших книгах. Значит ли это, что отдельные заведомо невозможные реалии мира «Метро-2033» (на самом деле их немало) не стоит принимать всерьез? Разнообразные мутанты, заселившие поверхность Земли после Большой катастрофы, культ «Великого червя» – создателя мира метро и так далее?

– Конечно! Все это или чисто фантастические детали, или аллегория, которая работает на общий замысел. Я и не старался сделать все реалии «мира Метро» технически правдоподобными. В конце концов, никто не спрашивал Толкиена, почему у его хоббитов растет шерсть на ногах, никто не спрашивает Лукьяненко, откуда взялись иные. И от Гоголя не требовали доказать существование черта на хуторе близ Диканьки. Я ездил в Чернобыльскую зону (как журналист) и, поверьте, отлично знаю, что двадцать лет – нереальный срок для появления мутантов, несмотря на все цезиевые пятна.

– А как быть с протяженностью «подземной Москвы», позволяющей разместить все эти теплицы для выращивания грибов, курятники и свинарники, иными словами, пространство, необходимое для многолетнего выживания людей под землей? Насколько реалистичны работающие все эти годы фильтры? Откуда берутся запасы патронов, медикаменты и так далее?

– С патронами как раз более-менее понятно. Не забывайте о том, что реальное московское метро на восемьдесят процентов – военно-гэбэшный объект. Не стоит недооценивать числа патронов, которые лежат на складах. Если не будет войны на уничтожение, то этих запасов с лихвой хватит на 10 лет. К тому же в «Метро-2034» появляются новые объяснения, связанные с пополнением боеприпасов. Обитатели метро делают патроны сами: переплавляют свинец, из подручных материалов делают селитру и порох, словом, как у Жюля Верна.

Теперь о воздухоснабжении, питьевой воде и так далее. Может быть, вы не знаете, что презентация книги «Метро-2033» прошла в бункере Центрального телеграфа. Там есть артезианские скважины, можно пить незараженную воду. Есть фильтры, которые регенерируют за довольно короткое время. Так что в этом отношении все в порядке. Возможно, у обитателей «Метро-2033» возникнут сложности с откачкой воды, но, я уверен, они найдут решение.

Думаю, под Москвой найдется место и для подземных теплиц, и для всего остального. На самом деле мы представляем себе не больше 10‑20 процентов того, что находится у нас под ногами. Оборонительные сооружения, бункеры, склады медикаментов, склады продовольствия, наконец, легендарное «Метро-2» – все это превращает метро в гигантский ветвящийся подземный город. Думать, что мы знаем о московском метро всё, – все равно, что пытаться составить представление о квартире, наблюдая только ее коридор.

– Один из вопросов, занимающих обитателей «мира Метро»,– судьба других больших городов, в которых тоже есть свои «подземные царства». Что стало в вымышленной реальности, например, с петербуржцами? Сумели ли они спастись?

– Я могу сказать одно: в городах, где есть свои метрополитены, особенно метро глубокого залегания, произошло то же, что и в Москве. В Питере, Киеве, Минске и Новосибирске народ уцелел. Есть еще небольшой рассказ «Конец дороги», выложенный в Интернете, где написано о том, что произошло на Дальнем Востоке. Разумеется, наибольшие шансы на спасение – у тех, кто оказался в момент катастрофы в метро, и у тех, кого сочтут нужным спасти в первую очередь. И под Библиотекой имени Ленина (одна из узловых точек действия «Метро-2033»), и под Министерством обороны, не говоря уж о здании на Лубянке, есть подземные ходы и линии того самого «Метро-2». Так что «кого надо, того спасут».

– Московское метро, «книжное» и реальное – источник множества «страшилок» и легенд. Были ли они использованы в книге? И не только легенды московского метро: в «Метро-2033» есть рассказ о необъяснимых и пугающих событиях, происходивших на одной из станций ленинградского метро. Все‑таки где это было?

– Честно говоря, я сам не помню названия той станции, помню только, что это была станция метро, которую я увидел в свой первый приезд в Петербург. Знакомство меня так впечатлило, что я включил эту станцию в роман. На самом деле большинство мифов «Метро-2033» – это не народное творчество, а результат моего собственного воображения (разумеется, кроме гигантских крыс, будто бы населяющих метро). Некоторые из этих мифов получили самостоятельную жизнь, продолжают существовать и развиваться отдельно от книги и ее автора, так что я обнаруживаю, что легенды о слизи, появляющейся неизвестно откуда в тоннелях метро, или о хозяине туннелей, который заманивает людей в подземелье, пересказываются как «народные». И мне это нравится. В конце концов, большинству из нас интереснее жить в мире, где есть легенды, тайны, сказки, чем в мире, где все просто, понятно и объяснено.




Ответы на вопросы читателей


Как «Метро-2008» читает «Метро-2033»

Поскольку реальный Московский метрополитен – засекреченный объект, сотрудники метро стараются не давать подробных отзывов и не привлекать народного внимания, чтобы подростки и прочие любознательные граждане не полезли исследовать метро. Была попытка снять передачу «Главный герой» на НТВ с моим участием и в реальных декорациях метро, но «телевизионщикам» отказали наотрез. Однако, поскольку в книге говорится о сотрудниках метро в положительном ключе, многие из реально существующих людей, в том числе начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, дают книге положительную оценку. Не говоря уже о коррективах от имени сотрудников метро, которые я внес в книгу в то время, когда она еще «дорабатывалась» в Интернете. Получил я положительный отзыв и от лидера московских диггеров. В конце концов, в какой‑то степени я и они делаем одну и ту же работу: создаем мифы.



О названии

Пока книга существовала только в Интернете, она называлась просто «Метро», без указания конкретных апокалиптических дат. Когда я принес книгу в издательство, мне сказали: «Название недостаточно говорящее, давайте добавим дату». Первым вариантом был 2025 год, он показался мне совершенно нереальным. Тогда мы стали перечислять более отдаленные даты: 2031-й, 2032-й. 3033-й. Так появилось «Метро-2033».



О страхах и пророчествах

Если «Метро-2033» основано на знакомых всем нам явлениях реальной жизни (от вполне реального московского метро до опасений ядерной угрозы), то «Сумерки» тоже основаны на реальных событиях, только несколько другого порядка. Это уже не «постапокалипсис», как «Метро», а «предапокалипсис». Все эти сообщения об изменении климата, природных катастрофах, создающие впечатление хрупкости мира, плюс модная тема индейцев майя, предсказавших конец света в 2012 году…

В «Сумерках» присутствует немало реальных лиц и событий: испанский миссионер Диего де Ланда, который сжег рукописи майя, реальное аутодафе, реальная экспедиция XVI века и история с похищением деревянных идолов майя. Даже министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу. Реальный прототип есть и у одного из самых загадочных персонажей «Сумерек». Это Юрий Кнорозов, знаменитый ленинградский ученый, который расшифровал рукописи майя. Я решил отдать дань памяти этого замечательного человека.

Но все равно в истории майя остается много тайн, прежде всего – загадка гибели этой цивилизации. Этнически народ сохранился, и сегодня 80 процентов населения Гватемалы – потомки тех самых майя. Но цивилизация майя погибла от неведомых причин за пятьсот лет до появления конкистадоров. Создается впечатление, что у народа просто выдернули стержень. И в своей книге я пытаюсь дать объяснение загадке майя. Гибнет цивилизация, которая сама предсказала свой апокалипсис, утратила веру в себя. Так что я вовсе не верю в неизбежность исхода, описанного в «Метро-2033», тем более что все футурологи прогнозируют на мир будущего тенденции, актуальные для их собственного времени. Делать прогнозы более чем на 10‑15 лет вперед уже рискованно. Если верить в неизбежность конца, конец настанет. Если веришь в неизбежность удачи, сам создашь ее своими руками.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (95) февраль 2008 года:

  • Блиц

    Джордж Буш поддерживает поставки Россией ядерного топлива для иранской АЭС в Бушере. По словам пресс‑секретаря Белого дома Даны Перрино, «президент США приветствовал идею, выдвинутую президентом Путиным,– помочь Ирану в области ядерной энергетики с тем, чтобы они могли производить электричество на АЭС, имели доступ к ядерному топливу и не занимались обогащением урана. Поэтому президент Буш поддержал эти шаги (поставку Россией то...

  • Энергоблок для Кольской ПЭС

    Достигнута договоренность о строительстве на ФГУП «ПО «Севмаш» наплавного энергоблока для Кольской приливной электростанции. В конце прошлой недели на Севмаше состоялась рабочая встреча руководителя ОАО «НИИЭС» (Научно-исследовательский институт электросвязи) Юлия Шполянского и заместителя генерального директора Севмаша по производству морской техники и гражданскому судостроению Валерия Бородина. Главная тема переговоров – строит...

  • Когенерация: тепло и свет «в одном флаконе»

    Обычный (традиционный) способ получения электричества и тепла заключается в их раздельной генерации (электростанция и котельная). При этом значительная часть энергии первичного топлива не используется. Расходовать топливо значительно эффективнее можно путем применения когенерации (совместной выработки электроэнергии и тепла). При эксплуатации традиционных (паровых) электростанций в связи с технологическими особенностями процесса генера...

  • Туркмения: Доказательства газовой состоятельности

    Туркмения готова провести международный аудит своих запасов газа, чтобы подтвердить обеспеченность контрактов на его поставку. Будет проведена оценка запасов крупных газонефтяных месторождений Гунорта Eлотен и Осман, расположенных на юго-востоке страны. Как сообщили в государственной корпорации «Туркменгеология», в настоящее время ведутся переговоры о проведении данного аудита с одной из международных компаний. В последний раз междуна...

  • ОАО «Авиадвигатель» продолжает сотрудничество с «Газпромом»

    В конце 2007 года ОАО «Авиадвигатель» (входит в состав Пермского моторостроительного комплекса) заключило контракт c ЗАО «Искра-Авигаз» на поставку шести газотурбинных электростанций (ГТЭС) «Урал-6000» мощностью 6 МВт для ООО «Бургаз» (буровая компания ОАО «Газпром»). ГТЭС обеспечат энергией буровые установки на Бованенковском газоконденсатном месторождении (Ямало-Ненецкий автономный округ). Согласно договору, отгрузка ГТЭС запланирова...