16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/86/6196.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (86) сентябрь 2007 года

Олег Карпенко: «Информация – ключ к успеху»

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Условия нового энергетического рынка в России требуют не только технического совершенства в производстве энергии и оказании услуг потребителям. Важен и своевременный доступ к информации. Большие архивы бумажных отчетов остались в прошлом, теперь энергетики успешно осваивают электронные базы данных, специализированное программное обеспечение. ОАО «Татэнерго» – масштабная энергосистема, поэтому IT-технологиям здесь уделяется особое внимание, как на уровне компании в целом, так и в отдельных подразделениях.

Мы обратились к директору по информационным технологиям ОАО «Татэнерго» Олегу Карпенко с вопросами о том, как холдинг подходит к проблемам автоматизации.

– Сегодня, в условиях реформы отрасли, информационные технологии в энергетике приобретают особое значение, – рассказал Олег Карпенко. – В «Татэнерго» разработан стратегический план по информационным технологиям, он расписан в целом по холдингу и в отдельности по компаниям, входящим в его состав. Ближайшим направлением работы будет активное внедрение электронного документооборота, чтобы наладить информационный обмен между компаниями, входящими в холдинг. Электронный документооборот позволяет ускорить рассмотрение документов, а это делает управление более оперативным, что особенно важно при работе на оптовом рынке электроэнергии. Внедрение электронного документооборота, начатое в прошлом году, мы планируем завершить в 2008-м. С этого времени все филиалы дочерних обществ, а также зависимые общества будут обмениваться только электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью.

Следующим шагом станет внедрение информационных систем, которые позволят более эффективно оценивать техническое состояние оборудования и более уверенно продавать выработанную электроэнергию на рынке. Речь идет о системе управления техническим обслуживанием и ремонтами, системе коммерческого диспетчирования и об автоматизированной информационной системе энерготрейдинга. Для каждой компании, входящей в холдинг, время, этапы и масштабы внедрения этих систем будут индивидуальными, по мере необходимости.

– Таким образом, каждая из ваших компаний может самостоятельно выбирать, какими программами пользоваться?

– Дело в том, что внедрение информационной системы должно окупаться. Как пример можно привести установленные на всех наших станциях автоматизированные системы коммерческого учета природного газа, теплоэнергии и электроэнергии. Так, результатом их внедрения для газа явилось снижение зоны неопределенности для электростанций на 0,4‑0,6 процента и конфликтной зоны во взаиморасчетах с поставщиком на 0,6‑1,2 процента. Привязка по времени расчетов за полученный газ к процессу его потребления сняла проблему долгосрочных и просроченных платежей. Построенная около пяти лет назад АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов) окупила себя в течение года за счет дополнительно полученной прибыли от оплаты за переборы мощности потребителями, подключенными к двум источникам. Причем это было сделано открыто: информация доступна не только для нас – такие крупные потребители, как казанский «Оргсинтез», КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим»,тоже имеют свободный доступ к нашей системе. На уровне всех электростанций на сегодняшний день уже организован общий центр сбора информации со всех систем учета энергоносителей (электроэнергии, тепла, газа), которая поступает на единый технологический сервер в реальном масштабе времени, что позволяет производить расчеты технико-экономических показателей за любой период.

Кроме того, компании холдинга при выборе информационной системы руководствуются едиными стандартами. Пример – выбор системы технического обслуживания и ремонта, которая является необходимым условием для эффективной работы на оптовом рынке.

– Каково назначение подобной системы?

– Информационная система позволит проводить анализ качества технического обслуживания, более четко планировать график ремонтов и финансовые затраты. В настоящее время уже составлен электронный справочник видов оборудования и типов дефектов. Таким образом, у нас будет полная информация о состоянии оборудования и о затратах на его эксплуатацию.

– Кто будет вносить данные в электронный справочник?

– Приказом руководства назначены ответственные за ввод информации в общую электронную базу, а в филиалах назначат ответственных за подобную работу по цехам. Стоит отметить, что информационная система будет работать только с едиными справочниками. Хочу добавить, что у нас уже есть опыт по внедрению электронных паспортов – пилотный вариант электронной базы опробован на Нижнекамской ТЭЦ. Сейчас готовится ее подключение к единой полнофункциональной системе технического обслуживания и ремонтов.

– Данный продукт – эксклюзивная разработка ваших специалистов или это готовая модель, используемая в России и на Западе и адаптированная к специфике «Татэнерго»?

– Да, такие системы уже применяются как за рубежом, так и в России, в том числе в энергетике. Но, прежде чем сделать окончательный выбор, мы провели мониторинг внедрения подобных программ, побывали на различных станциях в России и за рубежом, посмотрели, как они работают.

– Не возникнет ли проблем с обслуживанием? Ведь не секрет, что отдельные программные продукты нелегко «приживаются» в наших условиях – например, иногда программы «не читаются» компьютерами, установленными на российских станциях, случаются задержки с сервисным обслуживанием новых систем…

– Подходы к оборудованию однозначны – мы используем образцы лучших мировых производителей, они же выполняют и сервисное обслуживание программного обеспечения. Все зарубежные производители таких систем имеют свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, эти центры оказывают услуги по установке и настройке систем. Поэтому с их помощью мы готовы приступить к внедрению программ у нас.

– Как вы осуществляете выбор продукта и производителя?

– Здесь стоит сказать о структуре управления информационными технологиями. Директору по информационным технологиям функционально подчинены директора по информационным технологиям дочерних компаний. В каждом филиале введена должность заместителя главного инженера по информационным технологиям. В центральный офис директора по информационным технологиям входит служба заказчика и служба главного конструктора информационных систем – отдел информационных систем управления, который занимается построением архитектуры информационных систем, выбором информационных систем и интеграцией их в единое информационное поле. Вся технологическая инфраструктура: корпоративная сеть передачи данных, центр обработки данных, связь, АСУТП (автоматизированная система управления тепловыми процессами), а также оказание услуг по поддержке пользователей и разработке программных продуктов находится в ведении генерального подрядчика по информационным технологиям – «ТатАИСэнерго».

При выборе систем мы руководствуемся тем, насколько продукт подходит под наши требования и стандарты. Затем программа проходит тестирование, в котором принимает участие генеральный подрядчик. По результатам тестирования принимается решение о необходимости ее пилотного или полноценного внедрения. Мы обращаем внимание на составляющие «качество – цена – производитель». Если нас устраивают производитель и цена, то остается выбрать продукт по необходимым нам характеристикам.

По этому принципу была выбрана и в настоящее время внедряется информационная система управления «Парус». Недавно мы приступили к автоматизации управленческого учета на базе другого программного продукта – «План-дизайнер». Это продукт российских разработчиков, представляющий собой систему многомерного анализа данных. В настоящее время с данной программой работают ключевые пользователи, и, по их мнению, система весьма эффективна. Принципы построения таких систем едины – будь то российский продукт или зарубежный аналог. Отмечу, что по ряду параметров например, по скорости работы, отечественные разработки даже превосходят западные аналоги. Зарубежные продукты чаще всего представляют собой законченный продукт – они прошли длительный цикл тестирования на различных платформах, в различных отраслях. Российские же программы чаще нуждаются в «достройке и настройке».

– «ТатАИСэнерго» – филиал «Татэнерго». Пока вы работаете только на головную компанию. Нет ли у вас планов выйти на рынок, например поучаствовать в тендерах?

– В настоящее время «ТатАИСэнерго» оказывает услуги дочерним компаниям холдинга и их филиалам, т. е. работает по принципу инсорсинга. Но вместе с тем мы активно ищем возможности оказывать услуги и сторонним организациям. Так, недавно филиал выиграл очередной конкурс по созданию АСКУЭ на одном из крупных казанских заводов.

– Насколько отечественный рынок информационных технологий отстает от западного?

– Смотря с чем сравнивать. В сравнении с западным рынком наш еще не такой цивилизованный, он непрозрачен. Если в сфере поставки программных продуктов и техники цены в России устоялись, то по услугам разброс цен огромен – на западном рынке такого, конечно, нет. На Западе сложились и общепринятые условия контрактов, этого у нас пока тоже нет. На российском рынке еще нет открытости, это плохо как для заказчика, так и для подрядчика.

Отечественный рынок IT-услуг – в начале большого пути. Известно, что крупнейшие мировые производители уже выделили департаменты информационных технологий в самостоятельные организации, которые успешно работают на рынке. Кроме того, большую роль играет глобализация, услуги можно покупать у разных производителей в любых странах. Думаю, у России есть шансы попасть на мировой рынок, все‑таки у нас много талантливых профессионалов в области информационных технологий.

Если говорить об эффективности использования информационных систем, то здесь мы отстаем. Для успешного внедрения и эксплуатации информационных систем в России необходимо правильно выстроить систему взаимоотношений в условиях возможных изменений бизнес-функций, получить поддержку и понимание у руководства и найти квалифицированных специалистов. Мы намерены выстроить программу внедрения новых информационных технологий с постоянным обучением специалистов – без этого нельзя.

– Вы имеете в виду, что далеко не все руководители понимают важность IT-технологий?

– Такая проблема существует, но понимание растет с каждым годом. Если раньше информационные технологии использовались лишь для решения отдельных узких задач, то сегодня они внедряются все шире. Все больше компаний осуществляют масштабную автоматизацию, соответствующим образом перестраивают бизнес-процессы, меняют должностные инструкции, сам подход к работе, ликвидируют лишние звенья в управлении. Конечно, привыкнуть к новым методам работы не так просто, иногда нужно ломать устаревшие стереотипы. Например, при внедрении системы электронного делопроизводства руководители всех уровней должны привыкнуть ставить резолюции на электронные документы, а сами документы подписывать электронной подписью. Но выгода от автоматизации - существенная оптимизация управления, необходимая в рыночных условиях, – того стоит.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (86) сентябрь 2007 года:

  • «Татэнерго» внедряет «электробезопасные» обучающие программы

    В ОАО «Татэнерго» внедрена новая образовательная программа для юных жителей республики. Совместно с министерством образования и науки Республики Татарстан энергетики реализуют программу по профилактике детского электротравматизма. Цель – дать школьникам знания, связанные с безопасным поведением вблизи электроустановок, улучшить адаптацию детей и подростков к энергонасыщенной среде в местах постоянного жительства и учебы, обучить и...

  • Чубайс приглашает инвесторов

    А. Чубайс: Россия готова отдать иностранным инвесторам 25 процентов электроэнергетики. ...

  • Энергетические решения на основе утилизации попутного нефтяного газа

    Ежегодно в России сгорает в факелах попутный нефтяной газ (ПНГ) на сумму свыше 360 млрд руб. По данным Минприроды РФ, на территории нашей страны сегодня существует 1200 нефтегазоконденсатных месторождений, где добывается 55 млрд кубометров ПНГ в год, из них: 47 процентов списывается на технологические потери или используется на нужды промыслов, 27 процентов направляется на переработку на ГПЗ, 26 процентов сжигается в факелах. Таким обра...

  • РАО ЕЭС: дата «смерти» названа
    РАО ЕЭС: дата «смерти» названа

    В энергетике России продолжаются кардинальные изменения: меняется система государственного регулирования, формируется конкурентный рынок, создаются новые компании. Основные цели реформ – повысить эффективность отрасли, создать условия для ее развития на рыночной основе. Планируется, что в перспективе цены на электроэнергию будут не регулироваться государством, а формироваться на основе спроса и предложения. Ближайшие шаги по реформиров...

  • Определен подрядчик для Сургутской ГРЭС-2

    Консорциум General Electric и Gama победил в конкурсе по выбору генподрядчика строительства двух ПГУ-400 на Сургутской ГРЭС-2. Победителем открытого конкурса по выбору генерального подрядчика проекта по созданию замещающей мощности в объеме 800 МВт на базе двух ПГУ-400 филиала «Сургутская ГРЭС-2» открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-4) признан консорциум в составе General ...