16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/86/6196.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (86) сентябрь 2007 года

Олег Карпенко: «Информация – ключ к успеху»

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Условия нового энергетического рынка в России требуют не только технического совершенства в производстве энергии и оказании услуг потребителям. Важен и своевременный доступ к информации. Большие архивы бумажных отчетов остались в прошлом, теперь энергетики успешно осваивают электронные базы данных, специализированное программное обеспечение. ОАО «Татэнерго» – масштабная энергосистема, поэтому IT-технологиям здесь уделяется особое внимание, как на уровне компании в целом, так и в отдельных подразделениях.

Мы обратились к директору по информационным технологиям ОАО «Татэнерго» Олегу Карпенко с вопросами о том, как холдинг подходит к проблемам автоматизации.

– Сегодня, в условиях реформы отрасли, информационные технологии в энергетике приобретают особое значение, – рассказал Олег Карпенко. – В «Татэнерго» разработан стратегический план по информационным технологиям, он расписан в целом по холдингу и в отдельности по компаниям, входящим в его состав. Ближайшим направлением работы будет активное внедрение электронного документооборота, чтобы наладить информационный обмен между компаниями, входящими в холдинг. Электронный документооборот позволяет ускорить рассмотрение документов, а это делает управление более оперативным, что особенно важно при работе на оптовом рынке электроэнергии. Внедрение электронного документооборота, начатое в прошлом году, мы планируем завершить в 2008-м. С этого времени все филиалы дочерних обществ, а также зависимые общества будут обмениваться только электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью.

Следующим шагом станет внедрение информационных систем, которые позволят более эффективно оценивать техническое состояние оборудования и более уверенно продавать выработанную электроэнергию на рынке. Речь идет о системе управления техническим обслуживанием и ремонтами, системе коммерческого диспетчирования и об автоматизированной информационной системе энерготрейдинга. Для каждой компании, входящей в холдинг, время, этапы и масштабы внедрения этих систем будут индивидуальными, по мере необходимости.

– Таким образом, каждая из ваших компаний может самостоятельно выбирать, какими программами пользоваться?

– Дело в том, что внедрение информационной системы должно окупаться. Как пример можно привести установленные на всех наших станциях автоматизированные системы коммерческого учета природного газа, теплоэнергии и электроэнергии. Так, результатом их внедрения для газа явилось снижение зоны неопределенности для электростанций на 0,4‑0,6 процента и конфликтной зоны во взаиморасчетах с поставщиком на 0,6‑1,2 процента. Привязка по времени расчетов за полученный газ к процессу его потребления сняла проблему долгосрочных и просроченных платежей. Построенная около пяти лет назад АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов) окупила себя в течение года за счет дополнительно полученной прибыли от оплаты за переборы мощности потребителями, подключенными к двум источникам. Причем это было сделано открыто: информация доступна не только для нас – такие крупные потребители, как казанский «Оргсинтез», КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим»,тоже имеют свободный доступ к нашей системе. На уровне всех электростанций на сегодняшний день уже организован общий центр сбора информации со всех систем учета энергоносителей (электроэнергии, тепла, газа), которая поступает на единый технологический сервер в реальном масштабе времени, что позволяет производить расчеты технико-экономических показателей за любой период.

Кроме того, компании холдинга при выборе информационной системы руководствуются едиными стандартами. Пример – выбор системы технического обслуживания и ремонта, которая является необходимым условием для эффективной работы на оптовом рынке.

– Каково назначение подобной системы?

– Информационная система позволит проводить анализ качества технического обслуживания, более четко планировать график ремонтов и финансовые затраты. В настоящее время уже составлен электронный справочник видов оборудования и типов дефектов. Таким образом, у нас будет полная информация о состоянии оборудования и о затратах на его эксплуатацию.

– Кто будет вносить данные в электронный справочник?

– Приказом руководства назначены ответственные за ввод информации в общую электронную базу, а в филиалах назначат ответственных за подобную работу по цехам. Стоит отметить, что информационная система будет работать только с едиными справочниками. Хочу добавить, что у нас уже есть опыт по внедрению электронных паспортов – пилотный вариант электронной базы опробован на Нижнекамской ТЭЦ. Сейчас готовится ее подключение к единой полнофункциональной системе технического обслуживания и ремонтов.

– Данный продукт – эксклюзивная разработка ваших специалистов или это готовая модель, используемая в России и на Западе и адаптированная к специфике «Татэнерго»?

– Да, такие системы уже применяются как за рубежом, так и в России, в том числе в энергетике. Но, прежде чем сделать окончательный выбор, мы провели мониторинг внедрения подобных программ, побывали на различных станциях в России и за рубежом, посмотрели, как они работают.

– Не возникнет ли проблем с обслуживанием? Ведь не секрет, что отдельные программные продукты нелегко «приживаются» в наших условиях – например, иногда программы «не читаются» компьютерами, установленными на российских станциях, случаются задержки с сервисным обслуживанием новых систем…

– Подходы к оборудованию однозначны – мы используем образцы лучших мировых производителей, они же выполняют и сервисное обслуживание программного обеспечения. Все зарубежные производители таких систем имеют свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, эти центры оказывают услуги по установке и настройке систем. Поэтому с их помощью мы готовы приступить к внедрению программ у нас.

– Как вы осуществляете выбор продукта и производителя?

– Здесь стоит сказать о структуре управления информационными технологиями. Директору по информационным технологиям функционально подчинены директора по информационным технологиям дочерних компаний. В каждом филиале введена должность заместителя главного инженера по информационным технологиям. В центральный офис директора по информационным технологиям входит служба заказчика и служба главного конструктора информационных систем – отдел информационных систем управления, который занимается построением архитектуры информационных систем, выбором информационных систем и интеграцией их в единое информационное поле. Вся технологическая инфраструктура: корпоративная сеть передачи данных, центр обработки данных, связь, АСУТП (автоматизированная система управления тепловыми процессами), а также оказание услуг по поддержке пользователей и разработке программных продуктов находится в ведении генерального подрядчика по информационным технологиям – «ТатАИСэнерго».

При выборе систем мы руководствуемся тем, насколько продукт подходит под наши требования и стандарты. Затем программа проходит тестирование, в котором принимает участие генеральный подрядчик. По результатам тестирования принимается решение о необходимости ее пилотного или полноценного внедрения. Мы обращаем внимание на составляющие «качество – цена – производитель». Если нас устраивают производитель и цена, то остается выбрать продукт по необходимым нам характеристикам.

По этому принципу была выбрана и в настоящее время внедряется информационная система управления «Парус». Недавно мы приступили к автоматизации управленческого учета на базе другого программного продукта – «План-дизайнер». Это продукт российских разработчиков, представляющий собой систему многомерного анализа данных. В настоящее время с данной программой работают ключевые пользователи, и, по их мнению, система весьма эффективна. Принципы построения таких систем едины – будь то российский продукт или зарубежный аналог. Отмечу, что по ряду параметров например, по скорости работы, отечественные разработки даже превосходят западные аналоги. Зарубежные продукты чаще всего представляют собой законченный продукт – они прошли длительный цикл тестирования на различных платформах, в различных отраслях. Российские же программы чаще нуждаются в «достройке и настройке».

– «ТатАИСэнерго» – филиал «Татэнерго». Пока вы работаете только на головную компанию. Нет ли у вас планов выйти на рынок, например поучаствовать в тендерах?

– В настоящее время «ТатАИСэнерго» оказывает услуги дочерним компаниям холдинга и их филиалам, т. е. работает по принципу инсорсинга. Но вместе с тем мы активно ищем возможности оказывать услуги и сторонним организациям. Так, недавно филиал выиграл очередной конкурс по созданию АСКУЭ на одном из крупных казанских заводов.

– Насколько отечественный рынок информационных технологий отстает от западного?

– Смотря с чем сравнивать. В сравнении с западным рынком наш еще не такой цивилизованный, он непрозрачен. Если в сфере поставки программных продуктов и техники цены в России устоялись, то по услугам разброс цен огромен – на западном рынке такого, конечно, нет. На Западе сложились и общепринятые условия контрактов, этого у нас пока тоже нет. На российском рынке еще нет открытости, это плохо как для заказчика, так и для подрядчика.

Отечественный рынок IT-услуг – в начале большого пути. Известно, что крупнейшие мировые производители уже выделили департаменты информационных технологий в самостоятельные организации, которые успешно работают на рынке. Кроме того, большую роль играет глобализация, услуги можно покупать у разных производителей в любых странах. Думаю, у России есть шансы попасть на мировой рынок, все‑таки у нас много талантливых профессионалов в области информационных технологий.

Если говорить об эффективности использования информационных систем, то здесь мы отстаем. Для успешного внедрения и эксплуатации информационных систем в России необходимо правильно выстроить систему взаимоотношений в условиях возможных изменений бизнес-функций, получить поддержку и понимание у руководства и найти квалифицированных специалистов. Мы намерены выстроить программу внедрения новых информационных технологий с постоянным обучением специалистов – без этого нельзя.

– Вы имеете в виду, что далеко не все руководители понимают важность IT-технологий?

– Такая проблема существует, но понимание растет с каждым годом. Если раньше информационные технологии использовались лишь для решения отдельных узких задач, то сегодня они внедряются все шире. Все больше компаний осуществляют масштабную автоматизацию, соответствующим образом перестраивают бизнес-процессы, меняют должностные инструкции, сам подход к работе, ликвидируют лишние звенья в управлении. Конечно, привыкнуть к новым методам работы не так просто, иногда нужно ломать устаревшие стереотипы. Например, при внедрении системы электронного делопроизводства руководители всех уровней должны привыкнуть ставить резолюции на электронные документы, а сами документы подписывать электронной подписью. Но выгода от автоматизации - существенная оптимизация управления, необходимая в рыночных условиях, – того стоит.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (86) сентябрь 2007 года:

  • Новые системы теплохладоснабжения

    При выборе путей долгосрочного развития энергетики необходимо не только развивать технологии генерирования высших видов энергии. Также нужно совершенствовать технологические переделы использования энергии возобновляемых источников. Как никогда такой подход необходим в условиях повышения цен на энергоносители. По мнению автора, использование для генерирования теплоты и холода солнечной энергии и существующего градиента температур позволя...

  • Инвестпрограмма московских энергетиков

    Филиал ОАО МОЭСК (Московской объединенной сетевой компании) «Южные электрические сети» успешно выполняет инвестиционную программу-2007. В 2007 г. инвестпрограмма «Южных электросетей» составила 3 млрд 700 млн руб. Перед филиалом стоит задача ввода более 50 энергообъектов, призванных компенсировать более 400 МВА энергодефицита на юге Московского региона. В декабре 2007 г. планируется ввод в эксплуатацию основного энергообъекта 2007 г. – ...

  • Совершенствуем кабель с бумажной пропитанной изоляцией

    В ОАО «Севкабель» разработаны технические условия и освоен выпуск силового кабеля с бумажной пропитанной изоляцией, не распространяющего горение с низким дымо- и газовыделением на напряжение 1, 6, 10 кВ. Об области применения новой продукции и преимуществах перед классическим аналогом кабеля с бумажной пропитанной изоляцией рассказывает руководитель группы силовых кабелей ОАО «Севкабель» Илья Маслов. Основной причиной разработки данно...

  • Алюминиево‑энергети-ческий альянс

    Создание алюминиево‑энергетического комплекса в Киргизии, проект которого рассматривался на Иссык-Кульском бизнес-форуме, позволит увеличить внутренний валовой продукт страны вдвое. Об этом сообщил вице-президент компании «Ринко Холдинг» В. Агапкин. По его словам, стороны подошли к стадии подготовки инвестиционного соглашения. Проект предполагает создание вертикальной цепочки производств, включая производство соды и цемента, созд...

  • «Татэнерго» внедряет «электробезопасные» обучающие программы

    В ОАО «Татэнерго» внедрена новая образовательная программа для юных жителей республики. Совместно с министерством образования и науки Республики Татарстан энергетики реализуют программу по профилактике детского электротравматизма. Цель – дать школьникам знания, связанные с безопасным поведением вблизи электроустановок, улучшить адаптацию детей и подростков к энергонасыщенной среде в местах постоянного жительства и учебы, обучить и...