16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/76/5245.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (76) декабрь 2006 года

Сервис класса «люкс» для российской энергетики

Энергетика Беседовала Татьяна ПУЛЯРОВА

Вопрос о критическом состоянии с энергоснабжением в РФ и возможном дефиците мощностей в ряде регионов обсуждался уже многократно и на разных уровнях. Нарастающий физический и моральный износ основного оборудования действующих электростанций вступает в очевидное противоречие с увеличивающимся объемом потребления электроэнергии. Эта проблема может решаться по двум основным вариантам: введение новых генерирующих мощностей либо проведение модернизаций и реконструкций действующего оборудования с обеспечением качественного сервиса.

Анализ предложений российских энергомашиностроителей в области сервиса паровых турбин приводит к неутешительным выводам.

В СССР работало три крупных турбинных завода: Ленинградский Металлический, Харьковский турбогенераторный и Уральский турбомоторный. Они выпускали суммарно 50 – 60 турбин в год. Харьковский завод теперь находится в другой стране, ЛМЗ и ТМЗ претерпели серьезные изменения. Кроме того, сама технология производства, станочный парк, особенности бизнес-процессов крупных заводов ориентированы на серийный выпуск продукции. Сервис же подразумевает быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации у заказчика, индивидуальные подходы к проектированию и изготовлению оборудования, а самое главное – нацеленность на предупреждение возможных неполадок, своевременную диагностику, контроль и наблюдение за работой оборудования, ведение статистики повреждений.

Способны ли российские энергомашиностроители предложить подобные услуги своим заказчикам? Ответить на этот вопрос мы попросили нашего эксперта – директора по сервису Корпорации «Теплоэнергосервис-ЭК» к.т. н. Ларису Александровну Жученко.

– Лариса Александровна, что, на ваш взгляд, представляет собой сегодня российский сервис энергетического оборудования?

– Слово «сервис» в России в последние годы стало очень модным. Оно является приставкой к названиям многих предприятий и организаций и олицетворяет собой нечто новое, прогрессивное и очень удобное. Как интерпретируется это понятие применительно к обслуживанию энергетического оборудования?
К сожалению, в этом рыночном сегменте многие игроки ограничиваются пониманием сервиса как элементарного обеспечения заказчика запчастями. Не спорю, обеспечение запчастями является одной из основных составляющих сервиса, ведь от своевременной поставки запчастей и их качества зависят сроки ремонтов и дальнейшая надежная эксплуатация оборудования.

Однако вопросы, в действительности возникающие на электростанциях, весьма разнообразны, и, кроме поставки запчастей, возникает необходимость в получении консультаций по проблемам эксплуатации, в разработке технических решений по ремонту, в разработке предложений по повышению эффективности турбоагрегатов и т. д.

В связи с имеющим место стремительным старением оборудования, снижением финансирования не только на замену, но также на ремонт и модернизацию турбоагрегатов круг вопросов, которые электростанции не могут решить самостоятельно, постоянно расширяется. Ситуация усугубляется снижением квалификации ремонтного и эксплуатационного персонала электростанций. Поскольку все вышеназванные проблемы взаимосвязаны, наиболее эффективно они могут быть решены только при комплексном подходе.

По нашему мнению, сервис для заказчика должен начинаться с момента появления у него необходимости ввода новых мощностей или реконструкции существующего оборудования и быть постоянным в течение всего жизненного цикла оборудования.

– Но ведь подобный подход подразумевает необходимость решения абсолютно разноплановых задач…

– Безусловно, и зачастую эти задачи не могут быть решены силами одного предприятия. Поэтому ключевой компетенцией сервисной структуры является эффективная координация работ большого количества специалистов и компаний разного профиля. Другими словами, решение задачи комплексного сервиса возможно только при умелой и грамотной работе сервисной организации в качестве генерального подрядчика.

К примеру, потребности заказчика в увеличении мощности турбоагрегата могут быть удовлетворены путем реконструкции турбины, но при этом должны быть учтены состояние и возможности сопрягаемого оборудования – турбогенератора и котла.

Целый комплекс сложных и разноплановых работ (ремонты, проектирование, монтаж и др.), которые, как правило, выполняются на электростанциях различными специализированными организациями, должен быть правильно скоординирован сервисной фирмой. Ведь именно сервисная структура обязана обеспечить качество всего комплекса выполненных работ и должна нести по ним гарантийные обязательства.

– Такие высокие требования, предъявляемые заказчиком к организации сервиса, оправданы ситуацией в российской энергетике и соответствуют мировым тенденциям.

Да, мировые тенденции показывают, что продажа энергетического оборудования без последующего сервиса в ближайшие годы будет просто невозможна. Советские энергомашиностроительные заводы потеряли свои позиции на мировом рынке только потому, что не предоставляли надлежащего гарантийного и постгарантийного обслуживания, не были готовы решать проблемы заказчика, возникшие в ходе эксплуатации оборудования. А поскольку свято место пусто не бывает, то зарубежные заказчики начали массово менять оборудование советского производства на более современные европейские, американские и японские машины, производители которых включают стоимость 6–10–12–25-летнего сервиса в стоимость контракта на поставку турбин. Заказчик в этом случае платит не за ремонт оборудования, а за отсутствие проблем с этим оборудованием.

– Как, на ваш взгляд, должно строиться идеальное сервисное предприятие?

– Успех сервисного предприятия обеспечивается двумя главными факторами: правильной организационной структурой и умелым подбором кадров.

Основная задача традиционного энергомашиностроительного завода – это серийный выпуск продукции. И технологическая цепочка, и оборудование, и персонал – весь комплекс производственных алгоритмов ориентирован именно на это, тогда как сервис подразумевает быстрое решение широкого круга внезапно возникающих вопросов. Для их решения сервисная структура должна быть мобильной и универсальной. Это касается и производства, и инжиниринга, и маркетинга, и финансов. Кроме того, сотрудники сервисной организации должны по‑особому подходить к отношениям с заказчиками, уметь грамотно выстраивать эти отношения: не только на уровне договорной деятельности, но и на уровне грамотного решения технических вопросов. В сервисе, на наш взгляд, есть место только высококвалифицированным специалистам широкого профиля.

– Нужно ли сервисному предприятию иметь собственное производство? Или, по вашему мнению, идеальная сервисная структура – это генеральный подрядчик и координатор?

– При организации сервисного предприятия важно подобрать правильное соотношение собственных производственных возможностей и объемов привлечения сторонних организаций. В российских условиях, к сожалению, риск чистой координационной работы очень высок: зачастую необязательность субподрядчиков и ненадлежащее качество их продукции могут нести угрозу срыва сроков выполнения заказа. У себя в Корпорации мы придерживаемся тактики изготовления наиболее ответственных узлов на собственной производственной базе, что позволяет нам иметь гарантии управления процессом и уверенность в качестве продукции. Именно из этих соображений мы в 1993 году создали и до сих пор активно развиваем собственное производство. Когда‑то мы начинали с чистого инжиниринга, потом появились заказы на сложные ремонты, для выполнения которых потребовалась организация производства запасных частей. Сейчас наш турбинный завод – ОАО «Уральский завод энергетических машин» – выпускает паровые турбины в сборе для полномасштабных реконструкций ТЭЦ с повышением эффективности работы станции.

Новые турбины мы проектируем индивидуально для каждого заказчика в наших специализированных инженерных центрах и конструкторских бюро.

Однако, несмотря на такое масштабное расширения сферы нашей деятельности, основной идеей Корпорации остается, как и в начале 90‑х гг., ориентация на комплексное решение проблем заказчика.

При этом, безусловно, мы широко развиваем производственную кооперацию. Наша основная производственная база расположена на территории технопарка «Уралмашевский» в Екатеринбурге, и мы активно взаимодействуем с его предприятиями, равно как и с другими российскими и зарубежными поставщиками.

– Каков ваш прогноз о перспективах развития сервисных услуг на рынке отечественного энергомашиностроения?

– На сегодня в России, да­ и в мире в целом, существует объективная необходимость сотрудничества изготовителей, ориентированных в основном на производство оборудования, со специализированными сервисными организациями.

Что касается нашей Корпорации, то мы, имея огромный опыт в сфере сервиса паровых турбин, движемся именно в направлении расширения сотрудничества с заводами-изготовителями, проектными и исследовательскими институтами… В активе у нас гибкое, эффективное, современное производство, мощный инжиниринг, кооперационные связи и широкий круг заказчиков. Поэтому мы уверенно предлагаем нашим партнерам – и российским, и зарубежным заводам-изготовителям – взаимодействие в области сервиса энергетического оборудования.

Синергетический эффект такого взаимодействия происходит от сочетания заводской специализации и комплексного подхода к осуществлению сервиса, то есть готовности решить любые проблемы заказчика.
На наш взгляд, будущее энергомашиностроения – именно за подобными объединениями.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (76) декабрь 2006 года:

  • В новое тысячелетие – с обновленным оборудованием

    В ОАО «Татэнерго» разработана масштабная программа на среднесрочную перспективу (2007 – 2009 гг.), в ходе которой в ближайшие годы предстоит реализовать планы по строительству мощностей на основе преимущественно новых технологий и модернизацию существующих станций для дальнейшего повышения надежности и экономичности компании. Отличительной чертой инвестпрограммы является увеличение ввода мощностей, основанных на газовых технологиях,...

  • Учет в энергетике

    Запуск новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности, принятие правил розничного рынка – таковы основные события последних нескольких месяцев, оказывающие решающее влияние на теорию и практику коммерческого учета электроэнергии. Именно они определили тематику многих докладов, прозвучавших в ходе научно-технического семинара-выставки «Системы АСКУЭ, метрологическое обеспечение электрических измерений в электроэнергетике и а...

  • Экономическое «лицо» Азии

    После краха мировой коммунистической системы многие свыклись с мыслью, что страны Центральной Азии будут необратимо поглощены «третьим миром», обречены вечно идти в хвосте передовых стран Запада. Тогда, в начале 90‑х, еще мало кто мог представить, какое важное место займет регион в мировой экономике. Теперь два быстро растущих гиганта: крупнейший производитель энергоресурсов – Россия и обладающий могучей промышленной базой, ...

  • Самый "яркий" праздник в году
    Самый

    Дорогие энергетики! От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником – Днем энергетика. Скоро мы станем свидетелями того, как новая российская энергетика будет окончательно сформирована. Черты обновленной отрасли заметны уже сейчас – прежние энергопредприятия разделили функции и деятельность, отдельные компании совершили слияние и стали масштабными холдингами, многие подразделения выступили самостоятельными участниками рынк...

  • Белоруссия хочет арендовать энергоблоки украинских АЭС

    Первый заместитель председателя Совета министров Белоруссии Владимир Семашко сообщил о том, что его страна рассматривает возможность проведения переговоров с Украиной относительно аренды энергоблоков украинских атомных электростанций (АЭС). «Мы, наверно, будем ставить вопрос о том, что мы готовы, если такой излишек мощностей есть на Украине, взять хотя бы один из блоков АЭС в аренду», – сказал Владимир Семашко. При этом господин ...