16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/74/5113.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (74) октябрь 2006 года

Пропорции использования вложенного рубля: один к десяти

30 млрд рублей планируется потратить на федеральные программы по развитию научных исследований и разработок до 2010 года. Отечественная наука ввиду своей отсталости нуждается сейчас в том, чтобы правительство приняло целевую программу. По мнению премьер-министра России Михаила Фрадкова, «нужно думать о том, как завоевать весь мир через нанотехнологии».

Нанотехнологии – не что иное, как выстраивание структуры материалов на почти молекулярном уровне. Без этого невозможны открытия в электронике, энергетике и машиностроении.

Как отметил Михаил Фрадков, «эта задача государственной важности, и мы обречены на успех». Однако уже сейчас у будущей программы есть оппоненты в лице главы Минэкономразвития Германа Грефа, который подчеркнул, что финансировать пока нечего и «программа недоработана».

Несмотря на это, научное сообщество поддержит идею. Ведь новые многочисленные открытия российских ученых могут быть проданы за рубеж.

На летних заседаниях Совета безопасности и Государственного Совета Президент и Председатель правительства России заявили о необходимости создания новых прорывных «кумулятивных» программ (кумулятивный – эффект, достигаемый за счет постепенного сосредоточения факторов и последующего их «взрывного» действия. – Авт.). Наш сегодняшний собеседник представил проект с громким названием «Новая отрасль». Как рассказал член Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации, исполнительный директор «Российской ассоциации муниципальной энергетики и топлива» (РАМЭТ) Сергей Ложкин, речь идет об организации высокоэффективных, быстроокупаемых и экологочистых предприятий с необходимостью ее поддержки на самом высоком уровне и возможностью введения в ранг национальных проектов.

При этом, кроме решения внутренних проблем, у России появляется возможность проявить себя в качестве одного из лидеров мировой экономики, в настоящее время нацеленной на создание перспективнейшей отрасли 21‑го века – производства топливно-энергетических ресурсов из возобновляемых источников сырья и отходов.

– Расскажите, пожалуйста, об идее возникновения проекта и динамике его развития?

– В конце 2005 года Президент РФ В. Путин поставил амбициозную задачу – завоевать лидерство в мировой энергетике с помощью внедрения новых ресурсосберегающих технологий, основанных на глубокой переработке возобновляемых видов сырья. Поэтому разработка энергетической политики, основанной, по словам Путина, «на высокоэффективном использовании каждого вложенного рубля», становится приоритетом перехода отечественной экономики на новый уровень. Это направление должно сочетать наращивание объемов производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов крупных российских компаний и организацию широкой региональной сети автономных частно-муниципальных топливно-энергетических комплексов, вырабатывающих дешевые виды топлив, тепла и электричества и максимально приближенных как к источникам сырья, так и к источникам потребления.

В целях реализации подпрограммы «Модернизация ЖКХ», входящей в национальный проект «Доступное жилье», в составе Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации С. Миронове была организована рабочая группа по муниципальной энергетике, в которую вошли ведущие российские разработчики передовых технологий в области производства топливно-энергетических ресурсов, в настоящее время объединившиеся в составе некоммерческого партнерства «Российская ассоциация муниципальной энергетики и топлива».

По итогам восьмимесячной деятельности сформировали концепцию (с ее доработкой в настоящее время) по созданию универсальных по сырью энерго-химических комплексов мощностью 75,0 и 150,0 тыс. тонн сырья в год, производящих топливно-энергетические ресурсы на основе региональной сырьевой базы (бурых углей, сланцев, торфа, угле-нефтешламов, твердобытовых, промышленных и деревоотходов, иловых осадков, биомассы агропромышленных предприятий и т. д.). В основе проекта опыт создания и успешной эксплуатации аналогичного предприятия, построенного по проекту российских разработчиков в 1980 году в Эстонии, которое осуществляет переработку сланцев по технологии низкотемпературного (500‑700 С) пиролиза – терморазложению углеродосодержащих органических продуктов, производимого без доступа кислорода вместе с внедрением современных достижений по их глубокой переработке на основе каталитических методов очистки и «облагораживания» с одновременным повышением выхода и ассортимента востребованной на рынке продукции в виде светлых нефтепродуктов (бензин и дизельное топливо), печного топлива, высококалорийного синтез-газа, активированных углей, полукокса и других продуктов. Данные предложения в июне-июле т. г. были направлены для рассмотрения ряду региональных и муниципальных органов власти, и в настоящее время получено около 25 заявок на участие в пилотных программах по строительству комплексов.

– Государство должно вкладывать средства в отраслевую науку, хотя бы в стратегически важных направлениях. Масштабные инновационные проекты – например, развитие альтернативной энергетики – стоят много, а до стадии практической отдачи доходят не скоро. На каком месте находится Россия – впереди или позади «планеты всей»?

– Россия на десятки лет отстает в современных достижениях, разрабатываемых и внедренных в цивилизованном мире. Во многих странах работают сотни крупных и тысячи мелких предприятий, выпускающих синтетическое топливо и производящих теплоэнергетические ресурсы из всех видов органо‑содержащего сырья с их долей, составляющей от 20 до 80% в общих объемах потребления. В России, кроме нескольких устаревших либо строящихся в Москве и Краснодарском крае дорогих и экономически малоэффективных мусоросжигательных заводов, ничего аналогичного нет, кроме попытки Минпромэнерго по перепрофилированию ряда гидролизных заводов на выпуск биоэтанола. И это – все, несмотря на десятки миллионов тонн образующихся в год отходов на растущих свалках и сотни миллиардов тонн неиспользуемых чадящих торфяников и угольных отходов.

В применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла коэффициент полезного действия составляет не более 30‑35%, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) – около 55‑60%. При этом сроки окупаемости эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5‑7 лет. И с опережающим ростом цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на тепло-энергоресурсы будут только увеличиваться. Поэтому говорить о большом желании инвесторов входить в такие проекты пока рано.

– Как по проекту организована государственная финансовая поддержка, из каких бюджетных фондов, какие предприятия (по организационной форме) могут ее получать и, наконец, как внедрять результаты разработок и возвращать затраты государства?

– Отвечу словами Президента РСПП А. Шохина: «Государственные целевые ассигнования призваны стать тем стимулом, катализатором, который приведет в движение огромные возможности частного капитала, направив их на достижение социально значимых целей. В этом и состоит смысл национальных проектов и залог успешного достижения и дальнейшего движения к экономически могущественному, социально ориентированному Российскому государству».

Сейчас региональные власти на основе разосланных ранее нами рекомендаций ведут подбор местных инициаторов проектов. Мы информируем перспективных инвесторов, в т. ч. РСПП, ассоциацию «Деловая Россия», Российскую венчурную компанию, Ассоциацию банков России и другие организации, для объединения их интересов с последующим окончательным отбором 15 регионов, наиболее подготовленных к реализации проектов на различных видах сырья.

Если говорить о реальных вложениях в эти программы, то, исходя из ориентировочной стоимости в размере 260‑360 млн. руб. на один комплекс разной мощности (при удельном объеме капвложений на 1 тонну сырья в 2‑4 раза ниже, чем по аналогичным строящимся предприятиям в России) объемы средств из всех уровней бюджета могут составить 10‑25,1% в зависимости от желания региональных властей в управлении данными комплексами. При этом первоочередным стимулятором и должна стать схема с привлечением до 10‑15 рублей частных инвестиций на каждый вложенный бюджетный рубль. При этом единожды вложенные бюджетные средства после 2‑3 лет окупаемости будут постоянно обеспечивать наполняемость местных бюджетов, а с учетом высокой рентабельности вложений в размере 150‑200% годовых приведут к стимулированию строительства аналогичных комплексов в регионах с привлечением заинтересованных инвесторов.

– Что, на ваш взгляд, привлечет венчурных и других инвесторов к предлагаемому проекту и какие государственные задачи будут решаться в ходе его реализации?

– Все инвесторы при рассмотрении своего участия и снижения доли риска будут изучать тех заемщиков. Зная, что данный проект уже успешно реализован ранее и учитывая современные научно-технические возможности по улучшению его технико-экономических показателей, инвестор быстрее пойдет на данное финансирование, нежели в случае вложений в новые неапробированные технологии.

Благоприятными факторами программы, кроме высокой рентабельности, быстрой окупаемости и 100% переработки сырья, также являются: отсутствие зависимости от внешних тепло-энергоресурсов, лимитов на газ, дешевизна и доступность используемого местного сырья, снижение транспортных расходов при сбыте продукции, типовая схема проекта с минимизацией сроков на проектирование и строительство объектов, возможность централизованного размещения заказов на оборудование с серийным (более дешевым) его исполнением у производителей, а также возможность быстрой передачи к заказчикам от разработчиков всей информации, накапливаемой из многих источников, включая собственные лабораторные исследования с обязательным сопровождением проектов до их выхода на проектную мощность.
Мнение

Борис Кудрин, профессор, д. т. н., генеральный директор ООО «Наука и технология» (Москва):

– Для РАО «ЕЭС России» создание подобной ассоциации – большое дело, и это надо приветствовать. Еще одно преимущество в том, что, безусловно, необходимо использовать возобновляемые источники энергии. Через 10‑20 лет вся потребляемая энергия будет произведена возобновляемыми источниками, а не за счет нефти и газа. Но сейчас, к сожалению, наша страна находится в конце списка стран мира по малой энергетике, ветровой в частности. Я уже не говорю про термоэнергетику, существование которой свелось лишь к строительству одной-двух геотермальных станций на Камчатке.

То, что создали ассоциацию и начали разработку программ по использованию сланцев, торфа, это надо приветствовать. Но есть одна тонкость, которую, на мой взгляд, обошли стороной. Существуют ценологические ограничения или различия в том, что если даже найдут для сланца источник, совершенно не означает, что это будет применено для другого топлива. Все субъективно. Каждое топливо различается по типам – есть, например, коксующий и энергетический уголь, и они горят по‑разному, и технология горения разная, и топки разные. В данном случае, на мой взгляд, существует некая узость в постановке вопроса. Сейчас во всем мире топливо получают из абсолютно невероятных источников. Например, в странах Скандинавии множество частников владеют большими территориями лесистой местности не для сельского хозяйства, а для выращивания ивы. Она характеризуется быстрым ростом, и каждый второй год на участке специальная машина стрижет эту иву, пакует в брикеты, и получается отличное топливо. В других странах используют рапс, из него производят бензин. В Таиланде производят керосин из бананов.

Одобрив программу в целом, надо сказать, что в стране должна быть программа, которая учитывает все вторичные ресурсы. Но она не должна входить в большую энергетику – стратегическую сферу, которая решает крупные проблемы, – ведь Москву на сланцах не обеспечить энергией, крупные промышленные гиганты, например Магнитку, которые берут больше энергии, чем все ГОЭЛРО вместе взятые  – тоже. А кто займется удаленными леспромхозами, деревнями, забытыми поселками? Вот на них‑то и должна быть рассчитана государственная программа. Там необходимо создать новую инфраструктуру, как за рубежом, – малые электростанции на 5‑10 кВт, работающие на дровах, опилках, бытовых отходах. Но такая программа должна выполняться не централизованно по стране, а по регионам, в частности. В нашей стране, к сожалению, за последние годы прекратили свое существование 11 тысяч поселений. Отдельные территории просто обезлюживаются.

На мой взгляд, в этой программе должен быть выстроен некий курс на энергетическую безопасность. Иными словами, если центральное энергоснабжение гаснет, то должны вступать в работу вспомогательные станции аварийного режима – небольшие, для нескольких домов, автономные системы.

Существует и еще один парадокс – подключение маленьких станций к общей системе. Во всем мире этот вопрос давно решен законодательно. Если, к примеру, я устанавливаю собственную ветровую станцию, и в то время, пока я ее не использую (ночью, скажем), она продолжает выдавать электроэнергию. Почему же тогда я не могу продать излишки энергии в РАО «ЕЭС России», которое затем будет продавать ее другим потребителям? Это выгодно. Но РАО ЕЭС отказывается брать такую энергию. И потом, это большой резерв энергосбережения, о котором все говорят, но никто не хочет внедрять его реально.

Для России нужна программа, действующая на всей территории. Программа, которая ориентирована на гиганты, не спасет нашу страну.

Для того чтобы привлечь инвестора, эта программа должна быть внятной. Иначе его (инвестора) поставят в неравноправные условия: он выработал энергию, а у него ее никто не принимает. До определенной мощности – 50, 200, 100 кВт – энергосистема должна в автомате принимать эту электрическую энергию.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (74) октябрь 2006 года:

  • Свет кремлевских звезд

    В 2007 году легендарной ГЭС-1 на Раушской набережной напротив Кремля исполняется 110 лет. Все эти годы станция ни на минуту не прекращала свою работу, даже во время войны. ГЭС-1 также известна как один из лидеров отрасли по модернизации оборудования и внедрения современных технологий. В 2001 году здесь был установлен самый совершенный компьютеризированный комплекс водоподготовки, позволяющий увеличить срок службы основного оборудования....

  • Есть ли будущее у жилищно-коммунальной реформы России?

    Выставка: «ЖКХ России» Организатор: ОАО ВК «Ленэкспо», ЗАО «Экспосити» Место проведения: Россия, Санкт-Петербург Дата: 6‑9 декабря 2006 г....

  • Как победить недоливы

    Одной из главных тем сентябрьского номера «Энергетики и промышленности России» стало опубликованное нашей газетой открытое письмо в адрес главы Правительства РФ Михаила Фрадкова. Тема письма – пути устранения недостач, возникающих в процессе розничной реализации нефтепродуктов. Сегодня мы даем слово экспертам, предлагающим пути решения этой проблемы, в том числе и возвращение к хорошо забытому старому. ...

  • Уполномочен совершенствовать

    Укреплением позиций концерна «Силовые машины» займется новый руководитель. Единогласным решением совета директоров компании генеральным директором предприятия избран технический директор РАО «ЕЭС России» Борис Вайнзихер. При этом новый глава «Силмаша» не намерен покидать кресло технического директора РАО, отметив, что «будет совмещать две должности». В рамках реформирования электроэнергетики «Силовым машинам» отводится особая роль. По ...

  • Конференция закончилась, да здравствует конференция!

    Прошла, закончилась очередная, шестая по счету Пражская конференция электроэнергетиков «Энергопромсервис- 2006». Не скрою, мы очень активно готовились к ее проведению. Ведь большинство электроэнергетиков не просто знают о ней, но всегда просматривают материалы, опубликованные нами в ходе подготовки конференции. И воспринимают конференции, проводимые нашей компанией, не как возможность для банальных презентаций, как часто бывает, а как м...