16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/74/5074.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (74) октябрь 2006 года

Участники энергофорума оценивают риски

Власть Ольга МАРИНИЧЕВА

В Москве прошел третий ежегодный профессиональный энергетический форум «Развитие российской энергетики: генерация, сети, рынок, инвестиции» (20 сентября 2006 года). В 2004‑05 годах участники форума собирались для обсуждения формирующейся модели конкурентного рынка электроэнергии. На этот раз им была предложена более широкая тематика, связанная не только с рыночными отношениями, но и с интересами всех субъектов отрасли. И состоявшийся меньше месяца назад запуск новой модели рынка электроэнергии и мощности, и постоянные напоминания о запланированных на ближайшие месяцы и годы событиях настраивали участников форума на серьезный лад.

Период ученичества кончился, начинается работа в реальном рынке, подразумевающая полноту ответственности. И вместе с тем участники энергофорума готовы к сюрпризам, которые может преподнести им реформа электроэнергетики. Все только начинается.



Шаг за шагом

Начало работы НОРЭМ – первое звено в длинной цепи событий, которые должны привести к созданию конкурентного и в значительной степени саморегулирующегося рынка. Впереди запуск рынка мощности, предусматривающий санкции за непоставку мощности для генераторов, за перепотребление мощности – для потребителей. Подобно рынку электроэнергии, эта модель предусматривает ежегодное увеличение доли объемов, реализующихся на конкурентном рынке. Декабрь 2006 года – конечный срок, предоставленный для разработки и согласования правил нового рынка. В декабре уже должны пройти первые торги с заключением договоров на 1 и 3 года вперед.

К декабрю 2006 года должна завершиться и регламентация процедур, связанных с введением рынка системных услуг, а также сертификация поставщиков услуг. Предназначение этого рынка – обеспечить получение справедливой платы за выполнение дополнительных технологических действий, обеспечивающих поддержание надежности и качества электроэнергии. Первый отбор поставщиков для рынка системных услуг должен произойти не позднее 2-го квартала 2007 года.

Еще одна составляющая рынка электроэнергии – рынок производных финансовых инструментов, который позволит хеджировать ценовые риски оптового рынка электроэнергии. Его введение планируется в течение 2007 года.

И, наконец, рынок электроэнергетики подразумевает создание коммерческой системы учета и системы финансовых гарантий, обеспечивающих своевременность и полноту оплаты товарной продукции на оптовом рынке. По словам заместителя председателя правления НП АТС по развитию рынка Олега Баркина, система финансовых гарантий должна заработать уже с 2007 года. Участие в системе финансовых гарантий станет обязательным для всех субъектов ОРЭМ. Непредоставление гарантий – шаг, который приводит к лишению статуса субъекта ОРЭМ. При этом расходы участников, вызванные необходимостью предоставления инструмента гарантирования расчетов, должны быть минимальными. Как отметил Олег Баркин, при установлении конкретных требований к участникам должен применяться дифференцированный подход, зависящий от платежной дисциплины и финансовой устойчивости.



Как предвидеть убытки

А переход к новой модели рынка подразумевает и новые риски, связанные не столько с прямыми убытками, но и с недополученной прибылью. Некоторые из этих рисков существовали не только до запуска НОРЭМ, но и задолго до обособления генерирующих, сетевых, сбытовых компаний. Но, как отметил Альберт Еганян, управляющий партнер адвокатского бюро «Вегас-Лекс», в прежней модели электроэнергетики риски, которым подвергались ДЗО РАО «ЕЭС России», решались на уровне РАО. Самостоятельность повышает вероятность возникновения убытков, связанных с налоговым администрированием, политикой государственных регуляторов и отраслевых регуляторов, поведением конкурентов, инвесторов и потребителей. При этом нужно учитывать непривычные факторы риска: такие, как наличие не только прямых, но и смежных конкурентов, к которым относятся и независимые сбытовые компании, и «компании, претендующие на долю в Вашем тарифе». Налоговые риски могут быть связаны не только с неразрешенными проблемами из «предыдущей жизни» энергокомпании («разумееется, таких проблем не бывает у компаний, созданных с нуля»), но и с готовностью Федеральной налоговой службы создавать прецеденты в отношении энергетиков. В переводе на обыденный язык это означает, что претензии, предъявленные к одной ОГК (ТГК, сбытовой компании и т. д.), могут быть предъявлены к другой.

Новые риски связаны и с новыми механизмами привлечения инвестиций, в частности, с широко разрекламированным механизмом IPO. Если энергокомпания намерена продать часть акций зарубежному инвестору, она может оказаться привлеченной к ответственности в соответствии с нормами «чужого» законодательства. «Первое, что нужно иметь в виду, это степень ответственности всех членов Совета директоров, – добавляет Альберт Еганян. – Мне известны несколько крупных компаний, к которым были предъявлены даже не административно-финансовые, а уголовно-правовые требования, связанные с политикой членов Совета директоров. Повод к претензиям – несоблюдение условий, заложенных в инвестиционном меморандуме».



Как настоять на своем

Но энергокомпании могут не только уклоняться от рисков. В отдельных ситуациях они могут избежать убытков, доказав обоснованность своей позиции. Пример – возможность участия в определении величины тарифов на предстоящий год. Как известно, минимальный и максимальный порог тарифа зависит от параметров инфляционного коридора. «Каждый год в середине лета Министерство экономического развития и торговли устанавливает допустимый уровень инфляции для каждого региона на следующий год, – напомнил Альберт Еганян. – Итак, переговоры с регулирующими органами следует вести не в конце года, а раньше, когда МЭРТ формирует свою позицию. Если вы сможете доказать, что в вашем регионе возможен более высокий уровень инфляции, вы получите возможность повлиять на величину тарифа».



Инвестиции и риски

Оценка рисков и взвешенный анализ ситуации необходимы и для того, чтобы составить представление о плюсах и минусах инвестиционных механизмов, предусмотренных концепцией РАО «ЕЭС России». «В частности, мы должны учитывать факторы, ограничивающие привлечение ресурсов путем дополнительной эмиссии, – напомнил начальник департамента финансовой политики РАО «ЕЭС России» Павел Пустошилов. – Во‑первых, это емкость рынка и оценка потенциальной капитализации генерирующих компаний. Точная оценка будет возможной после 1‑2 размещений допэмиссий. Во‑вторых, на размер допэмиссий должно повлиять и требование Правительства РФ к размеру пакета, остающегося в собственности государства после реорганизации РАО. В‑третьих, мы должны принимать в расчет необходимость обеспечения со стороны РАО ЕЭС контроля на начальной стадии реализации инвестиционных проектов». Только практика покажет, сумеет ли рынок «проглотить» допэмиссии, добавил он. Но важнейшее условие, определяющее успешность инвестиционных планов, – это немедленный запуск инвестиционных проектов. Промедлить 2‑3 года – все равно, что погубить идею. Прежде чем переносить сроки, стоит вспомнить, что уже сегодня в Москве 80% заявлений на технологическое присоединение встречают отказ.



Новые инструменты и смешанные ожидания

Одна из возможностей привлечения инвестиций в районы с имеющимся или прогнозируемым дефицитом мощности – это механизм гарантирования инвестиций, совершенно новое явление не только для электроэнергетики, но и для правовой практики в России. На первый взгляд, риск для инвестора здесь минимален. Подписывая контракт с Системным оператором, инвестор получает вознаграждение вне зависимости от того, насколько сильно будут загружены мощности. При этом он принимает обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию генерирующего объекта в сроки, установленные договором, и по поддержанию объекта в состоянии готовности к производству электрической энергии. Гарантия возврата инвестиций – это само трехстороннее соглашение, которое заключается между инвестором, Системным оператором и «Росэнерго», подчеркивает юрист фирмы «Линия права» Ирина Межераупс. Более того, генератор может сам работать на рынке, хотя в первую очередь он обязан выполнять команды Системного оператора, добавляет Павел Пустошилов.

А вот дальше начинаются разногласия, касающиеся права собственности на построенный объект. «Основная особенность механизма гарантирования инвестиций – переход к инвестору права собственности на генерирующий объект, построенный с помощью этого механизма, – поясняет Ирина Межераупс. – Более того, в соответствии с российским законодательством инвестор может оформить право собственности на незавершенный строительством объект». Иной точки зрения придерживается Павел Пустошилов. «Относительно первых конкурсов все ясно, право собственности на построенный объект действительно переходит к инвестору, – говорит он. – Но в дальнейшем порядок может остаться прежним, а может быть и изменен. В таком случае инвестор вкладывает деньги, в течение 10 лет получает компенсацию, заложенную в тарифе Системного оператора, а дальше оказывается не у дел. Но если этот порядок будет утвержден, сомневаюсь, что он окажется привлекательным для инвесторов».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (74) октябрь 2006 года:

  • В России выявлено 248 тысяч неучтенных нефтяных скважин

    Президент России Владимир Путин рассчитывает, что Мин­природы и правительство будут принимать меры к компаниям, которые не выполняют условий лицензионных соглашений. ...

  • В АК «Омскэнерго» подведены итоги конкурса «Лучший начальник РЭС»

    В начале года в акционерной компании «Омскэнерго» среди 33 руководителей районов электрических сетей был объявлен конкурс «Лучший начальник РЭС». Это мероприятие стало одним из способов мотивации руководителей к повышению эффективности производства и уровня знаний для решения профессиональных и управленческих задач. Конкурс проходил в три этапа. На них были рассмотрены результаты производственно-хозяйственной деятельности, учтена оценк...

  • Операторы ЖКХ стан овятся реалистичнее

    Приход крупных энергокомпаний и других частных операторов в ЖКХ состоялся сравнительно недавно, в 2003 году. Для того чтобы «частник» пошел в коммунальный бизнес, потребовались нормализация платежных отношений, изменение правового поля, наконец, признание «наверху» очевидного факта, что без привлечения частной инициативы и частного капитала Россию ждет коммунальный кризис. «Пионерами» стали дочерняя структура компании «Ренова» – «...

  • Блиц

    В правительстве Свердловской области был представлен проект строительства «Верхотурского нефтеперерабатывающего завода». Стоимость проекта – $1,4 млн. Мощность НПЗ составит 3 млн. тонн в год. В настоящее время получен в аренду земельный участок, разработана технологическая схема завода, идет согласование работ по проектированию предприятия, строительству и его вводу в эксплуатацию. Инвестором проекта станет американская финансо...

  • Реконструкция трех подстанций в Петрозаводске с заменой трансформаторов на более мощные позволит решить проблему перегрузки узловых ПС

    Распредсетевые компании, входящие в зону ответственности МРСК СЗ, проходят в управляющей компании предварительные слушания по защите инвестпрограмм 2007 года. Консультации с техническими специалистами МРСК СЗ уже провели представители «Архэнерго» и «Карел­энерго». По словам начальника производственно-технического отдела ОАО «Карелэнерго» Сергея Рогатого, в реконструкцию энергообъектов сетевого комплекса республики в 2007 году планирует...