16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/72/4968.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 8 (72) август 2006 года

Как создать нефтегазовую промышленность

Нефть и газ в энергетике Ольга ФОМИНА 1950

Норвегия до открытия нефтегазовых месторождений в шельфе Северного моря была преимущественно аграрной и, по западноевропейским меркам, бедной страной. Сегодня, спустя немногим более трех десятилетий, она прочно занимает лидирующие позиции среди наиболее развитых промышленных стран мира. Здесь за довольно короткий промежуток времени буквально с нуля сформировалась нефтегазовая промышленность, создав, с одной стороны, благоприятные условия для привлечения инвестиций и сохранив национальные интересы – с другой. Выбрав однажды собственный путь становления нефтегазовой промышленности, которого они придерживаются до сегодняшнего дня, норвежцы не прогадали.

Еще 30 лет назад Норвегия была нищенствующей территорией на окраине Европы. В начале ХХ века она представляла собой рыболовецкую провинцию, экспортировавшую в основном морепродукты, древесное сырье, а также продукцию цветной металлургии. Лес частично использовали и для судостроения, которым норвежцы занимались на протяжении веков и достигли высокого технологического уровня. Однако все эти отрасли для большинства жителей Норвегии лишь обеспечивали существование. Никто не предполагал тогда, что в стране, а точнее – на ее континентальном шельфе в Северном море, хранятся огромные залежи нефти и газа.

Открытие в декабре 1969 года первого крупного нефтяного месторождения «Экофиск» полностью изменило ситуацию. Перед державой открывалась перспектива стать одной из богатейших стран мира. Для осуществления всеобщей мечты надо было лишь получить необходимые научно-технические знания и создать соответствующую материальную базу в сфере нефтегазодобычи. Необходимо было также четко сформулировать политические цели государства и сформировать административные органы управления в новом для всей инфраструктуры секторе экономики.

Сегодня нефтегазовая промышленность – это самая важная отрасль норвежской экономики. Нефтяной сектор дает 20% ВВП Норвегии и обеспечивает крупный внешнеторговый профицит в 14% за счет экспорта углеводородов. В настоящее время в Северном и Норвежском морях эксплуатируют почти 60 месторождений нефти и природного газа, на очереди – 136 небольших и средних, часть из которых находится в стадии подготовки к освоению. Доказанные запасы нефти Норвегии оцениваются в 10,4 млрд. баррелей, газа – 1,35 трлн. м3 (в среднем здесь ежегодно добывается 3 млрд. м3). Доля экспорта нефти и газа в общей структуре экспортных доходов составляет 45%.

Благодаря правильно разработанной стратегии и поэтапному внедрению государственной политики относительно использования и перераспределения нового ресурса Норвегия сегодня занимает передовые позиции среди европейских стран. В прошлом году ВВП в пересчете на душу населения достиг тут рекордной цифры – $40 тыс. (по прогнозам министерства финансов Норвегии, в 2005 году национальный рост ВВП составит 3,2% при 2,9% в 2004‑м). В этой стране вообще отсутствует категория населения, проживающего ниже черты бедности, инфляция в том же 2004 году составила всего 1%.



Континентальный шельф

Уже с 1958 года Женевская конвенция о континентальном шельфе обеспечила странам возможность обращения к морским ресурсам углеводородного сырья. В 1963 году норвежский стортинг принял закон о суверенитете на континентальном шельфе, а в 1965‑м уже были заключены соглашения с Великобританией и Данией о его разделе.

В конце 1960‑х годов в норвежском секторе шельфа Северного моря были открыты месторождения углеводородов мощностью 45 млрд. баррелей. Это событие и ознаменовало новую главу в истории развития норвежской промышленности: в Норвегии возникла новая отрасль – нефтедобыча. Однако, несмотря на упорство в области исследований, планирования и проектирования, получить чистую экономическую прибыль в течение первого десятка лет «нефтяной эры» не давали огромные затраты на разведочные работы. Норвежцы настойчиво продолжали развивать отрасль, сами разрабатывали и создавали оборудование для разведки и добычи нефти, строили мощные морские платформы. Так, уже к 1975 году при эффективности бурения около 50% – очень высокий результат в мировой геологоразведке – число открытых месторождений нефти и газа превысило десяток, а к 1982 году в Северном море было обнаружено уже 55 месторождений, из них 32 – нефтяных и нефтегазовых, 23 – газовых и газоконденсатных.



Законодательное регулирование

С самого начала становления нефтегазовой отрасли правительством Норвегии была определена политика, согласно которой норвежские нефтяные ресурсы «принадлежат норвежскому народу и должны быть использованы во благо нынешнего и будущего поколений».

Законодательная база закрепляет, в частности, следующие положения:
– все шельфовые ресурсы – государственная собственность (Закон от 22 марта 1985 года № 11 «О нефтяной деятельности», ст.3 «Права государства на подводные залежи углеводородов и соответствующее управление»);
– поиск и добыча нефти и газа находятся под жестким государственным контролем, обеспечиваемым выдачей лицензий через проводимый раз в два года конкурс и участием государства во всех лицензионных разработках; кроме того, государство не допускает концентрации прав в одних руках, контролируя распределение долей участников в каждой лицензии (Закон от 22 марта 1985 года № 11 «О нефтяной деятельности», ст.5 «Предоставления лицензий на разведку нефти и пр.», ст.8 «Предоставления лицензий на добычу и пр.», ст.8а «Участие государства»);
– доходы от нефтяных операций направляются в государственный бюджет (Закон от 13 июня 1975 года № 35, регулирующий налогообложение подводных нефтяных месторождений и пр., а также «Закон о налогообложении нефти»);
– действуют крайне жесткие экологические нормативы (Закон от 21 декабря 1990 года № 72 «О налоге на загрязнение CO2 в связи с нефтяной деятельностью на континентальном шельфе»).

Нефтяную политику правительство проводит в лице министерства нефти и энергетики. При этом оно не обеспечивает оперативного управления отраслью, а рассматривает и регулирует основные аспекты ее развития, несет ответственность за организацию административного и финансового контроля хода геологоразведочных работ и разработки запасов нефти и газа. За подготовку же и обоснование важнейших рекомендаций в части концептуальных положений ресурсной и энергетической политики государства, нормативной документации, экспертизы и утверждения программ бурения и разработки месторождений, стратегических геологических оценок отвечает норвежский нефтяной директорат, сочетающий в себе функции производственного и финансового контроля.

В систему надзора за нефтересурсами входит также государственная производственная компания «Статойл» (образована в 1972 году), представляющая интересы государства на континентальном шельфе и до последнего времени бывшая главным инструментом государственного предпринимательства.

В Норвегии очень жесткая система налогообложения. В частности, нефтяные компании платят, помимо общих для всех типов производства налогов на прибыль в размере 28%, также и дополнительный налог на нефтедобычу (50%). Кроме того, с нефтедобывающих предприятий взимаются: пошлина на производство; региональная пошлина; пошлина на углекислый газ (согласно закону «О налоге на загрязнение CO2 в связи с нефтяной деятельностью на континентальном шельфе» обязанность платить налог на CO2 возложена на обладателей лицензии), т. е. в общей сложности компании платят налоги в объеме, приблизительно, до 80% от суммы получаемых доходов. Норвегия, наверное, была первой страной в мире, которая начала взимать налог с международных нефтеперерабатывающих компаний по максимальной ставке. Но, вместе с тем, налоговая система довольно гибкая и предусматривает для компаний, вкладывающих средства из полученного дохода в освоение континентального шельфа, право на скидку с налогов, а это достаточно эффективное средство стимулирования инвестиций.



Нефтяной фонд

Тесная связь государства и нефтяного сектора укрепилась в 1990-е годы, когда правительство создало специальный нефтяной фонд, аккумулирующий доходы от освоения континентального шельфа, полученные государством как в процессе продажи нефти, находящейся в его собственности, так и за счет налогов. Дело в том, что Норвегии благодаря растущему экспорту энергоресурсов удалось сформировать устойчивый профицит бюджета, который правительство и решило сохранить для будущих поколений, когда нефтяные запасы будут исчерпаны. Фонд оптимально поможет сохранить ту систему социального обеспечения и общественного благосостояния, к которым привыкли граждане. Кроме того, им решается задача исключения перегрева национальной экономики, ведь если допустить все доходы, полученные от нефти, в экономическую систему, то она перегорела бы и неуклонно разрасталась бы инфляция.

Жесткого правила, по которому определяется размер отчислений в фонд, нет. Сумма парламентом страны утверждается отдельно в рамках общего бюджетного процесса. Схема выглядит следующим образом. Сначала все доходы, в том числе и от продажи нефти, поступают в бюджет, затем власти в зависимости от ситуации решают, переводить или нет деньги на счета фонда. Первые переводы из бюджета в фонд были осуществлены в 1996 году, а к концу 2004‑го его величина уже превысила $100 млрд., т. е. на каждого из 4,3 млн. жителей приходилось почти по $24 тыс.

Средства фонда вкладываются в государственные ценные бумаги развитых зарубежных стран, таких, как США, Германия, Швеция и т. д., а также в акции наиболее перспективных промышленных и финансовых коммерческих структур. При этом для сокращения возможных потерь от изменения курсов валют или финансовых катаклизмов на определенных рынках иностранные инвестиции фонда распределены так: 40‑60% от суммы вложений направляются в Европу; 20‑40% – в США; 10‑30% – в Азию и Океанию. Например, по итогам 2000 года дивиденды по этим ценным бумагам и проценты по вкладам превысили $3 млрд. Заимствование больших сумм допускается лишь в крайнем случае. Правительство расходует эти финансовые средства исключительно в экстраординарных ситуациях (резкий рост безработицы, обесценивание национальной валюты либо необходимость единовременно повысить пенсии из‑за высокой инфляции). Однако такие меры могут предприниматься лишь после принятия парламентом соответствующего решения.

Кабельная арматура, Мощность, Провод,

Как создать нефтегазовую промышленностьКод PHP" data-description="Норвегия до открытия нефтегазовых месторождений в шельфе Северного моря была преимущественно аграрной и, по западноевропейским меркам, бедной страной. Сегодня, спустя немногим более трех десятилетий, она прочно занимает лидирующие позиции среди наиболее развитых промышленных стран мира. Здесь за довольно короткий промежуток времени буквально с нуля сформировалась нефтегазовая промышленность, создав, с одной стороны, благоприятные услови" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/72/4968.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.