16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/72/4925.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 8 (72) август 2006 года

Чудо мы делаем сами

Энергетика Игорь КУЗНИК 1796

Объективный учет – необходимое условие энергосбережения

Как часто мы россияне, живущие в начале двадцать первого века, мечтаем получить в свое распоряжение волшебную палочку. Возникла у нас какая-то проблема взмахнули палочкой, и все разрешилось к всеобщему удовольствию. И в области энерго-сбережения очень часто способы решения проблем, которые мы используем, иначе, как попытками махать «палочкой», не назовешь.

Более 10 лет, с середины девяностых, отечественные и зарубежные специалисты в области энергосбережения объясняли и убеждали народ, населяющий великую страну – Россию и его «слуг» – чиновников всех уровней в том, что, не установив счетчик воды, или тепла, или газа, или электроэнергии, не следует ожидать рачительного использования энергоресурсов. Под энергосбережением следует понимать именно рачительное или оптимальное использование ресурсов, то есть экономить или не экономить ресурсы. Это право каждого потребителя, и он сам решает, нужно ли ему экономить или нет. Именно поэтому корректно говорить не об экономии ресурсов, а о рациональном, рачительном или оптимальном потреблении ресурсов. То есть государство не вправе заставить гражданина что‑то экономить, колбасу, бензин или горячую воду. Государство и общество, если, конечно, заинтересованы, имеют право стимулировать граждан и предприятия экономить тот или иной ресурс путем изменения правил пользования ресурсом, путем изменения налогов и т. д.



«Волшебная палочка» не сработала

Существует аксиома – нельзя сэкономить то, что не учтено. Если нет учета, подчеркиваю – объективного (приборного), не зависящего от отдельного субъекта, нельзя ожидать от потребителя и уж тем более от производителя ресурсов, действий по экономии ресурсов, тем более таких действий, которые требуют определенных знаний, усилий и затрат.

И вот наконец‑то специалисты убедили нас в необходимости счетчиков, в разных городах и регионах страны, даже в Москве, в срочном и массовом порядке устанавливаются счетчики воды и тепла. Ура, вот она, та «палочка», которая приведет нас к эффективному потреблению энергоресурсов, подумали ответственные руководители и «махнули» ею. Но что получили? Многие руководители городов, проанализировав данные о потреблении городом ресурсов, с удивлением узнают, что экономия если и есть после установки счетчиков, то неожидаемо мала.

Как же так, вложили средства, установили счетчики, а экономии нет? Ошибка кроется в том, что и многие руководители, и большинство граждан искренне убеждены: установка счетчика ведет к экономии. Но на самом деле это так только в одном случае: когда поставщик ресурсов выставлял потребителю счет за количество потребленных ресурсов больше, чем потребитель потреблял, то есть относил на потребителя потери по трассам и т. д. Но сегодня, в отличие от начала 90‑х годов, основные потери ресурсов происходят уже не при их производстве и транспортировке, а при потреблении, у конечного потребителя. Большое количество российских производителей ресурсов, несмотря на сложности девяностых годов, серьезно и эффективно поработали над внедрением новых технологий и материалов, получив реальные результаты в части снижения потерь как при производстве, так и при транспортировке ресурсов. И сегодня основные причины нерационального (большого) потребления ресурсов кроются в нерациональном использовании ресурсов конечным потребителем.



Кто заинтересован в учете

Вообще‑то цель реформы ЖКХ России следует обозначить как «необходимость появления у каждого унитаза в нашей стране собственного хозяина». В г. Малоярославце компания Sayany, в которой я работаю генеральным директором, отвечает за приборный учет потребления тепла, горячей и холодной воды от котельной до жилого дома и квартиры. Анализ потребления ресурсов, объективное (приборное) сведение балансов между производством и потреблением ресурса дало нам четкое понимание – где нерационально используются ресурсы. Более чем в 30% жилых многоквартирных домов были обнаружены утечки через неисправные унитазы и смесители. Потери составляют более 20% от общего потребления ресурсов. Надо сказать, что в Малоярославце жилой фонд еще находится в весьма приличном состоянии. Сколько же процентов от потребленного ресурса составляют утечки в проблемных домах, которых в стране еще очень много?

Обратите внимание, что этими 20% ресурсов в принципе никто не пользовался. Бежит себе вода в унитазе, в среднем этак литров 30 в час, соответственно – 720 литров в сутки. При этом разумное, а тем более нормативное потребление этой квартиры не должно превышать 500 литров (при трех жильцах в квартире). То есть такая семья потребляет вместо 500 литров за сутки более 1000. Как вы думаете, эта семья заинтересована в установке счетчика на воду? Счетчика, который покажет, что платить надо в два раза больше. Или, может, этой семье интересно срочно отремонтировать свой унитаз? Зачем он ведь работает, свою функцию выполняет, а что много воды уходит, так ведь за нее платить не надо. Так вот, если мы получили объективный (приборный) учет на жилом доме, то следует сделать анализ, и, возможно как в случае, который я только что привел, первое мероприятие, которое следует сделать, это отыскать в этом доме неисправные унитазы.

Понятно, что в сегодняшней системе управления ЖКХ поиск «текущих унитазов» никому не нужен, владельцу квартиры, который оплачивает потребленный ресурс по норме потребления, совершенно необязательно ремонтировать унитаз. ЖЭКу который обслуживает этот дом, тоже нет никакой необходимости искать и ремонтировать этот унитаз, а поставщик ресурсов (воды) будет только рад, оттого что у него купят больше товара (воды), на следующий год он просто поставит вопрос об увеличении в городе нормы потребления воды на одного человека. Вот так в принципе сегодня выглядит ресурсоснабжение в ЖКХ большинства российских городов. Никому ничего беречь не надо, и уж тем более нет никакой персональной выгоды от сбережения.



Нет жалоб – нет проблем

Еще один интересный момент: как контролируется работа ЖЭКов со стороны администрации в большинстве городов: нет жалоб от жильцов – значит хорошо работает ЖЭК. Но ведь никто не пожалуется на перетоп – превышение температуры в квартире, скажем, на 2°С. А для справки, в условиях Москвы такой перетоп приводит к дополнительному потреблению тепловой энергии на 5‑7%. Смею утверждать, что установка счетчика должна приводить не к экономии ресурсов, а следовательно, и денег, установка счетчика должна приводить к тому, чтобы собственнику дома или нанятому им исполнителю стало очень выгодно починить текущий унитаз, иными словами, именно установка счетчика позволяет создать условие, при котором у унитаза появляется хозяин. И если соблюдается второе необходимое условие ресурсосбережения – оплата за потребленный ресурс на основе показаний счетчика, этот хозяин начинает следить как минимум за правильностью работы унитаза, а зачастую принимает решение о замене унитаза на современный, который, не менее эффективно выполняя свою основную функцию, расходует для этого в два раза меньше воды.



Счетчик как инструмент социальной справедливости

Наличие счетчика позволяет физическому или юридическому лицу оплачивать столько ресурсов, сколько он потребил, а рассчитываться за потребленный ресурс – это его обязанность как потребителя. Никому из разумных руководителей электрических сетей не приходит в голову позволить потребителям рассчитываться за электрическую энергию без счетчиков, потому что по собственному опыту знают: как только убирается электросчетчик, люди перестают пользоваться выключателями – а какой смысл выключать лампочку, завтра или через час ее снова надо будет включать. Лично я, как руководитель компании Sayany, которая производит в том числе и квартирные счетчики воды и тепла, первый счетчик воды установил в своей квартире еще в 1993 г. Вы, конечно, подумали, что я тогда же побежал в ЖЭК с требованием начать рассчитываться за потребленную мною воду по его показаниям. Ничего подобного, я не враг сам себе. Узнав из показаний счетчика, что моя семья потребляет воды больше, чем по нормативу пойти и потребовать, чтобы я стал платить за это потребление больше, чем я плачу сегодня, это сродни шизофрении. А начать экономить воду – ну а мне-то зачем это надо. Сегодня по счетчикам желает рассчитываться только та часть населения, которой надо экономить деньги, и они готовы для этого ограничить себя в потреблении ресурсов. Значительная же часть населения, так же как и моя семья, не очень-то горит желанием ограничивать себя в потреблении ресурсов (ведь так мы превратимся в немцев, это они все экономят), но и желания платить завтра больше, чем сегодня, у нормальных россиян естественно, не возникает. Наше государство обязано заставить платить таких потребителей как моя семья, по показаниям счетчика, это будет справедливо по отношению ко всем другим потребителям. Конечно, лично я от такой справедливости проиграю в любом случае, либо стану платить больше, либо вынужден буду начать ограничивать потребление ресурса, экономить. Но разве не это нашему обществу надо – сбережение (экономия) ресурсов и социальная справедливость.



Наши чудеса

В начале статьи я говорил о волшебной палочке – что же я имел в виду, говоря о чудесах? Сегодня во многих городах России выделяются большие средства на установку счетчиков тепла и воды и в основном ставятся счетчики на вводе в жилой дом. Руководители городов, совместно с депутатами, утверждающими бюджетные затраты на установку счетчиков, искренне надеются на получение соответствующего экономического эффекта, уверены, что установка счетчиков приведет к снижению оплаты за потребленные тепло и воду. Ведь их в этом постоянно убеждают специалисты предприятий, которые продают и устанавливают счетчики. И с удивлением обнаруживают через год-другой, что экономического чуда не происходит. При этом они забывают, что специалисты, во всяком случае ответственные и грамотные, говорили, что установка теплосчетчиков это только первый шаг в деле энергосбережения и он не единственный, хотя и безусловно обязательный. Не сделав этот шаг, не организовав объективный (приборный) учет, мы не получим необходимое условие, которое позволит определить следующие эффективные шаги в деле энергосбережения. Это может быть, как в примере с унитазом, поиск текущих кранов, или наличие несанкционированных теплых полов на ГВС у отдельных продвинутых жителей, или установление и устранение несоблюдения температурных графиков путем монтажа соответствующей автоматики и др.

Проблема, которая не приводит к желанному снижению потребления ресурсов в масштабах города, заключается в том, что, определив, как сделать первый шаг, руководители городов часто не создают необходимых условий для второго и последующих шагов. То есть, установив счетчики на вводе в дом, но не изменив системы оплаты, которая должна привести к появлению стороны, заинтересованной в снижении потребления ресурсов, не следует ожидать появления экономии. А способов создать необходимые условия вообще‑то всего два.

– Первый, который всем понятен и привычен. Самой администрации контролировать потребление ресурсов в разных домах, определять, на каких домах потребление выше – для этих домов разрабатывать, утверждать и финансировать мероприятия, которые должны приводить к снижению потребления ресурсов, а потом контролировать достижение запланированных параметров по ресурсопотреблению. Почему самой? А потому что больше это никому не надо. Тем не менее, способ этот весьма популярен, считается, что такой способ позволяет держать руку на пульсе, но этот способ абсолютно неэффективен и порочен. И именно этот способ применяют в большинстве городов, и именно поэтому и результаты получаются не совсем те или, еще чаще, совсем не те, на которые рассчитывали.

– И второй, который распространен во всем мире, о котором хорошо выразился мэр Малоярославца В. Г. Жадьков: «Я хочу, чтобы по вопросам ЖКХ жители города перестали обращаться ко мне». Очень вовремя подоспел новый ФЗ «Жилищный кодекс», благодаря этому закону и грамотной работе администрации мечта мэра может осуществиться буквально в ближайшие два, максимум три года. Как это ни странно, для того чтобы пойти по этому пути, достаточно выполнить требования Жилищного кодекса. Создать условия, при которых появятся стороны, заинтересованные в энергосбережении, или, как я уже выражался, у каждого унитаза появится хозяин.

К сожалению, руководителей городов, которые не боятся сделать все для выполнения требований Жилищного кодекса, в нашей стране не много. Ведь что требует Жилищный кодекс в сфере управления так называемым жилищно-коммунальным хозяйством города: жители домов должны стать хозяевами своих домов и сами должны решать проблемы эксплуатации жилья. Сами, без посторонней помощи должны выбирать управляющие компании, начать разбираться в вопросах, почему это у них в доме потребление воды и тепла больше, чем в соседнем, и что они могут сделать для снижения этого потребления. Естественно, что жители – граждане России, которых последние десятки лет отучали управлять своим домом, прививали им иждивенческие настроения, не могут сразу стать хозяевами. К тому же бывшие ЖЭКи и ДЭЗы, справедливо опасаясь за свое будущее, боясь не выдержать конкуренцию с частными управляющими компаниями, всячески стараются запугать жильцов, мол, не получите денег на ремонт дома… придут аферисты и непрофессионалы и т. д., всеми силами стараются сохранить существующее положение дел. Основная задача администрации в этой ситуации – поддерживать инициативных жильцов, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для конкуренции среди управляющих компаний, обещать и оказывать финансовую поддержку домам, которые будут эффективно управляться. Очень важно определить и контролировать критерии эффективности управления домами. Почти в каждом городе есть очень хорошие программы – «Лучший двор», «Лучший дом», почему бы не добавить к этим программам «Самый энергоэффективный дом города» и оценивать дома в городе по количеству потребления воды и тепла из расчета на одного жителя дома.

Уверен, нам россиянам, удастся самоорганизоваться, удастся создать хозяина в каждом жилом доме. Хозяина, который заинтересован в эффективном управлении, в снижении потребления ресурсов, в грамотной эксплуатации наших домов. А администрации городов в этом случае смогут сосредоточиться на других, не менее важных городских проблемах, хотя бы на эффективном управлении естественными монополистами, тепловыми сетями и др. А появившиеся в домах хозяева довольно быстро научатся нанимать те компании, которые будут не просто устанавливать счетчики или менять стояки отопления, а подходить к решению проблем комплексно, примерно так, как это делает компания Sayany учет не ради учета, а учет ради эффективного потребления ресурсов. А мы, граждане России, в этом случае получим в своих городах и домах то, что должны, и то, что давно хотели,– качественные коммунальные услуги за разумные деньги.
От редакции. Если вы хотите принять участие в дискуссии, просьба присылать свои отклики на почтовый адрес редакции, по факсу или на адрес электронной почты info@eprussia.ru. Ваше мнение будет опубликовано на страницах нашего издания.

Провод, Котельная, Лампа , Сети , Приборы учета, Тепловые сети, Электроэнергия , Энергия , Энергосбережение, Кабельная арматура, СРО,

Чудо мы делаем самиКод PHP" data-description="Как часто мы россияне, живущие в начале двадцать первого века, мечтаем получить в свое распоряжение волшебную палочку. Возникла у нас какая-то проблема взмахнули палочкой, и все разрешилось к всеобщему удовольствию. И в области энерго-сбережения очень часто способы решения проблем, которые мы используем, иначе, как попытками махать «палочкой», не назовешь. <br>" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/72/4925.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Похожие Свежие Популярные