16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/69/4669.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5 (69) май 2006 года

Ударим регламентом по низкому качеству!

О плачевном техническом состоянии российских энергомощностей говорят много и часто. Свободных средств на полную реконструкцию практически нет. Если ремонты не выполнять, то в ближайшее время Россия обречена стать, по выражению экономиста Бена Слэя из центра PlanEcon в Вашингтоне, «страной хаоса, холода и темноты». Хуже всего, что пришедший в непригодность потенциал станций соседствует с другим, не менее пугающим «явлением». Речь идет о том, что многие аварийные ситуации в энергетике происходят из‑за некачественного оборудования, поставки которого выполняются, на первый взгляд, именитыми производителями. В апреле на заседании правительства министры вновь вернулись к обсуждению технических регламентов, которые определяют обязательные для всех производителей экологические, пожарные, биологические и прочие нормы безопасности. Таким образом, к 2010 г. существующие государственные стандарты ГОСТы, СНиПы и СанПиНы будут заменены новыми техническими регламентами. Об этом заявил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

Технический регламент должен пройти всю процедуру согласований, в том числе через профильные экспертные комиссии. Только после того, как все заинтересованные организации придут к выводу, что данному техническому регламенту жить,– он будет двигаться далее, по пути его принятия.

Базовый закон о техрегулировании был принят три года назад, однако до сих пор правительство не внесло в Госдуму ни одного проекта регламента. Как уверяют чиновники, из‑за того, что их разработка – дело очень ответственное и трудоемкое.

Впрочем, главный ответственный за реформу руководитель Минпромэнерго и правительственной комиссии по техрегулированию Виктор Христенко на заседании кабинета объявил, что процесс пусть и медленно, но все же идет. Один регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных (загрязняющих) веществ» уже утвержден правительством, еще 80 находятся в стадии разработки. 16 законопроектов уже почти готовы и направлены на согласование правительству. Всего до конца 2008 года планируется подготовить 181 технический регламент, а к концу 2010 года их будет около 300. Тогда наконец реформа техрегулирования завершится.

По мнению первого вице-премьера Дмитрия Медведева, «ситуация отвратительная, и, судя по тому, что прозвучало, особенных надежд на то, что она будет исправлена, нет». Дмитрий Медведев отметил, что за последние два года на подготовку техрегламентов без особого результата было истрачено 250 млн рублей.

В ответ на прозвучавшие упреки Виктор Христенко заявил, что сроки принятия сократить можно, но за счет интересов бизнеса: «Специалисты министерства не возражают против принятия регламентов правительственными решениями». Что касается высокой «себестоимости» производимых чиновниками документов, то 2 млн рублей, выделяемые сейчас на разработку одного техрегламента, по мнению Виктора Христенко, «цифра минимальная для разработки документа, к которому привлекаются сотни людей».

Председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников считает, что упрощать процедуру за счет принятия регламентов не законами, а постановлениями правительства недопустимо. «Любые ограничения для бизнеса должны вводиться только законом, а не ведомственным нормотворчеством», – заявил сенатор. По его словам, реформа техрегулирования невыгодна бюрократии: «Именно поэтому чиновники рассказывают нам о том, как трудно и сложно внедрить новые механизмы. На деле же они просто не хотят лишаться источников дохода, ведь принятый законом техрегламент установит исчерпывающий список требований к производителям, расширить который уже не удастся».



Чернобыль как итог головотяпства советских энергетиков

Страшным примером того, к чему могут привести технические проблемы с оборудованием, вот уже 20 лет служит авария на Чернобыльской АЭС. До сих пор она остается катастрофой планетарного масштаба. О ее причинах и губительных последствиях написаны горы литературы. Принятый демократической Украиной закон «О государственной тайне» запретил скрывать от народа правду о стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, что позволило сделать достоянием гласности документальную правду из архивов спецслужб.

Строительство Чернобыльской атомной электростанции имени В. И. Ленина началось в 1970 году. Поскольку объект имел статус стратегического, новостройка с самого начала была отнесена к сфере контрразведывательной защиты органов государственной безопасности.

Одним из первых документов КГБ по Чернобыльской атомной стала справка от 19 сентября 1971 года, излагавшая основные инженерно-технические характеристики проекта ЧАЭС, мощность которой должна была достигнуть 4 млн кВт (второе место по мощности в Союзе). Отмечалось, что Министерство энергетики УССР опыта эксплуатации атомных станций не имеет. Высказывалось пожелание – подбор, расстановка и обучение строительно-монтажного и эксплуатационного персонала станции должны проводиться более тщательно, так как последствия халатного отношения к исполнению ими служебных обязанностей могут привести к тяжелым последствиям.

Строительство продолжалось, продолжались и «чекистские мероприятия». Так, в августе 1976‑го столичное УКГБ направило руководству КГБ при СМ УССР спецсообщение о «систематических нарушениях технологии проведения строительно-монтажных работ на отдельных участках строительства» станции. Отмечалось, что по оперативным данным трест «Южатомэнергострой» не выполняет планы возведения сотен производственных помещений, чем ставит под угрозу срыва введение в строй 1‑го энергоблока-«миллионника». Несвоевременно поставлялась техническая документация из московских, ленинградских, новосибирских проектных учреждений. Сварные трубы для водоводов Кураховского котельно-механического завода (Донецкая область) полностью непригодны. Однако директор АЭС Виктор Брюханов и главный инженер Управления строительства Н. Луков «товар» бракоделам не вернули и передали монтажникам. Соответствующее «коммунистическое отношение к труду» демонстрировали и бучанские кирпичники, направляя продукцию, почти вдвое низшую по прочности от необходимой.

В увлекшейся показателями высшего образования на душу населения стране строительных рабочих катастрофически не хватало, и некомплект «работяг» сварщиков, каменщиков, бетонщиков и других составлял 1500 единиц. Машинные залы отделывались так, что сразу же требовали ремонта. Нарушения в бетонировании бака для жидких радиоактивных отходов (!) грозили утечкой, а его обшивка по вине прораба оказалась деформированной.

Безалаберность тружеников «плановой экономики» набирала силу, и спецсообщения чекистов адресовались все выше и выше. Первый гром грянул в 23 часа 40 минут 18 февраля 1979‑го. Тогда, докладывал КГБ УССР, автоматическая защита аварийно отключила 1-й энергоблок. Причина – отключение главных циркуляционных насосов, подававших воду для охлаждения реактора. Виновниками были названы сотрудники Ленинградского проектного института, изначально заложившие в техническую документацию несовершенство дренажного устройства.

Подкачали и «братья по социалистическому лагерю». Югославские фирмы-поставщики «Энергоинвест» и «Джура Джурович» делали сварное оборудование куда хуже, чем их соотечественники дефицитную в СССР обувь. В результате возникла угроза аварий в работе оборудования при высоких температурах. Остается только гадать, почему специалисты Киевского филиала института «Энергомонтажпроект» дали добро на технологию сварочных работ «югославских товарищей».

Как отмечал в воспоминаниях тогдашний заместитель председателя КГБ УССР генерал-майор Юрий Петров (мы еще расскажем об этом профессионале), только в 1983‑1985 годах вследствие некачественного выполнения строительно-монтажных работ, нарушения технологической дисциплины, правил пожарной и радиационной безопасности на ЧАЭС произошло 5 аварий и 63 отказа основного оборудования.

Ядерная энергетика выросла из недр военно-промышленного комплекса, унаследовала его секретность. В Советском Союзе отсутствовало ядерное законодательство. При этом вопросы безопасности рассматривались как второстепенные и их решение каждый раз откладывалось на будущее. А финансирование соответствующих научно-исследовательских институтов велось по остаточному принципу. Среди реальных причин аварии прежде всего – несовершенство конструкции реактора, неадекватная система защиты. Именно эти обстоятельства, наряду с некачественной регламентной документацией, стали главными причинами аварии...

Ситуация, аналогичная чернобыльским нарушениям, наблюдалась и на других действующих украинских – Запорожской, Ровненской, Южно-Украинской, строившихся Хмельницкой, Крымской АЭС и Одесской АТЭЦ, а также по проектируемым Чигиринской АЭС и Харьковской АТЭЦ. Все те же многочисленные нарушения технологии строительства, поставки бракованного оборудования с предприятий по всему Союзу, несовершенные проектные работы, головотяпство должностных лиц, ничему не научившихся после аварии на Припяти. Так, 9 января 1987 года на Запорожской АЭС произошла «местная радиационная авария» с утечкой радиоактивной воды в машинный зал. 29 апреля 1987 года при проведении ремонтных работ на Южно-Украинской АЭС рухнула 12‑тонная деталь крана, деформировав корпус реактора. На Хмельницкой станции старшим оператором реакторного отделения вообще поставили бывшего начальника ЖЭКа без всякого специального образования!



«Черные» антенны демонтируют

С фальсифицированным оборудованием и техникой борются, пусть пока не в глобальном масштабе всей страны: в столице демонтируют незаконно установленные передающие антенны. Только после первичной ревизии было обнаружено около 700 радиоэлектронных средств, использующих закрытые частоты и превышающих разрешенные мощности в несколько раз. Специалисты говорят, что это лишь сотая часть «черных» антенн, которые не только создают помехи в работе различных городских служб, но и серьезно влияют на здоровье.

По информации «Известий», антенной проблемой власти Москвы озаботились еще в 2004 году, когда к мэру обратилось руководство УФСБ и ГУВД города. По слухам, незадолго до этого у президентского самолета, заходившего на посадку во «Внуково», возникли проблемы с радиооборудованием. Специалисты определили, что помехи могли быть вызваны незаконными спутниковыми антеннами, работающими на запрещенных к использованию частотах.

Еще в 2005 году правительство Москвы выпустило постановление № 330 «О мерах по обеспечению законности при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств в городе Москве». Согласно документу устанавливать любые передающие или приемо-передающие антенны в Москве можно только после заключения договора с собственниками зданий, которые, в свою очередь, обязаны проверять все необходимые документы и разрешения. Параллельно специальная комиссия начала ревизию антенного хозяйства, выявив около 700 незаконно установленных приборов.

– На самом деле «левых» антенн в городе гораздо больше, – рассказал начальник отдела связи, телематики и навигации департамента транспорта и связи Москвы Роман Резников.

По словам Резникова, обычные телевизионные «тарелки», работающие только на прием сигнала, излучения не дают. Опасными являются передающие или приемо-передающие антенны. Как правило, такими антеннами пользуются «черные» интернет-провайдеры, проводящие интернет в дома. Для этого они устанавливают две «тарелки»: одну у себя над офисом, а другую – на доме потенциальных клиентов. Чтобы покрыть сигналом большую площадь, они увеличивают его мощность, а также используют запрещенные частоты.

– В 90‑х годах в Москву завезли огромное количество некачественного оборудования, которое используется до сих пор, – рассказывает Роман Резников. – К примеру, существует такой прибор, как телефонный радиоудлинитель. Небольшая антенна, установленная на крыше и подключенная через переходник к домашнему телефону, позволяет человеку пользоваться переносным радиотелефоном в радиусе 50 километров. Ставить такие приборы в Москве категорически запрещено, так как они работают на частотах, используемых спецслужбами, но между тем в столице таких удлинителей очень много. Можете представить, как это сказывается в том числе и на работе подмосковных аэропортов.
Мнение

По мнению Игоря Миронова, заместителя начальника центра инжиниринга филиала ОАО «Инженерный центр ЕЭС – Фирма «Орггрэс», «есть необходимость в новых нормативных документах, технических регламентах, которые определяют поведение участников рынка электрооборудования. У фирм-производителей должны быть на все оборудование сертификаты, полученные в соответствующих центрах, которые в свою очередь должны иметь аккредитованные лаборатории. То есть должен быть закрыт доступ на рынок тем центрам, которые сертифицировали, например, оборудование на 110 киловольт и выше, имея право сертифицировать только, мягко говоря, чайники да электрические розетки. Возможно, будут аккредитованы только 10‑15 центров, имеющих соответствующее испытательное оборудование, генераторы высоковольтных импульсов и так далее и соответствующие специалистоы. Правило такое: сначала испытания и сертификаты. С возможностью зачета, например, для магистрального оборудования международных сертификатов. При условии предоставления протоколов о проведении каких‑то испытаний в своих центрах. Были случаи, когда импортное оборудование механически внедряли в отечественные системы, не учитывая, что оно предназначено работать в иных условиях. В результате – нештатные ситуации, аварии. Таким образом, создаются технические регламенты, которые будут содержать стандарты более низкого уровня, куда и войдут правила диагностики.

В течение 5‑7 лет будут действовать старые правила, а затем их отменят, то есть те, кто первыми преодолеют трудности внедрения диагностики, получат определенные преимущества».

Кабельная арматура, АЭС, Котельная, Мощность, Радиация , ТЭЦ, Провод, Электростанция, СРО,

Ударим регламентом по низкому качеству!Код PHP" data-description="О плачевном техническом состоянии российских энергомощностей говорят много и часто. Свободных средств на полную реконструкцию практически нет. Если ремонты не выполнять, то в ближайшее время Россия обречена стать, по выражению экономиста Бена Слэя из центра PlanEcon в Вашингтоне, «страной хаоса, холода и темноты». Хуже всего, что пришедший в непригодность потенциал станций соседствует с другим, не менее пугающим «явлением». Речь идет о " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/69/4669.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/2bf/2bf2bb3bb9256101e2d9c7e0cb468016.jpg" >

Похожие Свежие Популярные