Вьетнамские товарищи выбирают лучшее: самолеты, турбины, реформы - Энергетика и промышленность России - № 1 (65) январь 2006 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/65/4393.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

Вьетнамские товарищи выбирают лучшее: самолеты, турбины, реформы

Вьетнамские товарищи предпочитают летать на «Боингах». Причем новых, а не подержанных. А уровень сервиса на внутреннем рейсе Хошимин (который все по‑старому называют Сайгоном) – Ханой, обслуживаемом громадными «777», даже выше, чем на линии Москва – Хошимин. Себя они уважают. Из машин вьетнамские товарищи выбирают «Toyota», «Hyundai», «Daewoo». Впрочем, среди грузовиков немало «Камазов» и «МАЗов». А при строительстве электростанций вьетнамские товарищи выбирают российские проекты и оборудование. Вьетнам – небогатая страна. Поэтому предпочитает покупать все самое лучшее.

Корреспондент нашей газеты побывал на строительстве энергообъекта во Вьетнаме.

Собственно, ради электростанции мы сюда и приехали. Наверное, руководству корпорации «Силовые машины», основу которого, как все знают, составляют петербургские ЛМЗ, «Электросила» и завод турбинных лопаток, хотелось показать, что в сотрудничестве с Вьетнамом, где концерн ведет сразу несколько проектов, нет никакой политической подоплеки.



Как они строят

Дружба дружбой, но в деловых вопросах вьетнамцы действительно объективно и беспристрастно выбирают на мировом рынке все самое лучшее, пусть даже по высокой цене. Поэтому никаких сомнений, что поставки для станций «Се Сан», «Плейкронг», «Буон Куоп» и еще ряда станций петербургские заводы в составе концерна выигрывали только потому, что их продукция соответствует мировому уровню.

Тепловую электростанцию «Уонг Би» в 120 километрах от Ханоя вьетнамские рабочие и российские специалисты строят в таком темпе, словно работы идут не в скромном вьетнамском поселке, а где‑нибудь в окрестностях Торонто или Милана. В июне 2003 года был подписан контракт, а в апреле будущего года первый энергоблок мощностью 300 МВт уже начнет работу. Если все пройдет гладко, у «Силмаша» все шансы выиграть конкурс на строительство второго блока.

Большая петербургская деловая делегация во главе с губернатором Валентиной Матвиенко подъехала на стройку (в честь чего состоялся митинг) на несколько часов позже, чем наша группа, и один из питерских знакомых вполголоса поинтересовался: «Ну, как там они работают? Наверное, все на спинах и в корзинах таскают?»

Что ж, такое представление об Азии и Вьетнаме в частности вполне справедливо – для середины восьмидесятых. С того времени мы с головой ушли в свои проблемы, полностью забыли о тех, кто был беднее нас, и во внешнем мире интересовались только тем, что о нас говорят в США. А Вьетнам за эти 20 лет сильно изменился.

На строительстве «Уонг Би» кое‑что делают и вручную – как на любой стройплощадке. Но вообще‑то здесь хватает японской и корейской строительной техники, так что нужды в коромыслах с корзинами нет ни малейшей. Национальная специфика в другом. Наши специалисты (их здесь шестьдесят на три тысячи местных рабочих), показывая уже смонтированные корпуса, постарались обойти этот момент, но – трудно было не обратить внимание на редкую самоуверенность вьетнамских монтажников. На тридцатиметровой высоте они пользуются лесенками из самых тонких арматурных прутьев, а вместо строительных лесов у них крошечные не огражденные перилами площадки из бамбуковых жердочек. Страховочные пояса есть у всех, но пристегивать их к чему‑нибудь здешние высотники считают бесполезной забавой, придуманной европейцами. Российские инженеры объясняют, что, являясь субподрядчиками, они не могут руководить вьетнамскими рабочими напрямую – только через местных руководителей и только в технических вопросах. «Силовые машины» поставляют оборудование и отвечают за его монтаж, в целом за соответствие работ проекту станции, но генеральным подрядчиком является национальная строительная корпорация «Лилама». Качество работ она обеспечивает (хотя в сложных технических вопросах вьетнамцы пока слабоваты), а что касается техники безопасности, то производственный травматизм здесь на обычном для больших строек уровне. Лихачество и показное пренебрежение опасностью, как в советском фильме «Высота», вьетнамцам не свойственны. Просто они не хотят тратить время и материалы на лишние, по их мнению, операции.



Чем наши турбины от «Жигулей» отличаются

Одновременно с петербургской делегацией на стройку приехал генеральный директор «Силовых машин» Игорь Клочко. Спросил его: 

– Наверное, это к лучшему, что российское энергомашиностроение 15 лет почти не получало заказов с внутреннего рынка? Поневоле пришлось выходить на мировые стандарты качества. АвтоВАЗу вот обеспечили сбыт за счет запретительных пошлин, так «Жигули» никто в мире брать не хочет…

– Да не так это, не испортили бы нас заказы от российских станций,  – не согласился Клочко.  – У нас с советского времени энергомашиностроительная отрасль была одной из лучших в мире, а по гидроэнергетике мы и сейчас вне конкуренции. Мы с Анатолием Борисовичем Чубайсом не раз говорили о планах модернизации. Сейчас его специалисты готовят технический план до 2010 года.

– А финансовым планом его подкрепят?

– Хочется верить. Но ведь даже Вьетнам сейчас обновляет свою энергетику. Их новая ГЭС «Шон Ла» будет самой крупной в Юго-Восточной Азии, скоро тендер на поставку оборудования, в котором мы обязательно будем участвовать.

– Если у «Силовых машин» все хорошо, к чему тогда были разговоры о продаже контрольного пакета акций «Сименсу»? Потанин с компанией получили бы за свой пакет 200 миллионов евро, а что бы это дало концерну? Ваши специалисты продолжали бы трудиться на стройках по всему миру, а прибыль получали бы немцы.

– Вы неправильно говорите, у «Сименса» совсем другая логика, они не захватчики. Просто у них есть хорошие технологии, которые, кроме самого «Сименса», можем использовать только мы, у остальных мировых производителей иные концепции. А нам эти технологии, в частности по газовым турбинам, нужны, чтобы держать мировой уровень. Вместе на рынке мы смогли бы больше.

Действительно, стоило поехать во Вьетнам, чтобы понять, какая же непонятная у нас с вами Россия. За 15 лет у нас построено три новых электростанции, две из которых (Северо-Западную ТЭЦ в Петербурге и Бурейскую ГЭС) заложили еще в советское время. Во Вьетнаме только «Силовые машины» работают на семи станциях и рассчитывают еще на несколько объектов. Мы строим станции по всему миру – и за хорошие деньги, а средств на модернизацию наших далеко не новых заводов, на создание новых технологий не хватает. И найти инвестиции можно только за рубежом, в России бесполезно, наш бизнес предпочитает в коллекции Фаберже и зарубежный футбол вкладываться.



За Родину обидно

От дальнейших вьетнамских впечатлений грусть за Россию только усилилась. Да, это все еще бедная по мировым меркам страна. Средняя заработная плата – 10 долларов в месяц. Правильней сказать, что крестьяне и многие другие зарплаты вообще не получают, живут за счет частного предпринимательства, а в городах заработок около ста долларов. Но, в отличие от куда как богатых Нью-Йорка, Парижа, Хельсинки, на улицах вьетнамских городов и поселков не встретишь ни одного нищего, попрошайки или хотя бы уличного музыканта, зарабатывающего монетку. Это не только другая культура, здесь в самом деле не видно признаков нужды.

Да, сто долларов в месяц – небольшие деньги, но на них в Сайгоне и Ханое можно жить не хуже, чем у нас в России на 800. Пообедать в лучшем ресторане можно за 5 – 10 долларов, в харчевне – за 1 или 2.

К слову, возвращаясь к энергетике. На вопрос, зачем Вьетнаму так быстро ее развивать, кто основные потребители электроэнергии, наши же специалисты объяснили: население. Почти в каждом доме – кондиционер, и дефицит электричества наступает именно в жаркие дни, когда эта техника включается на полную мощность. Плюс бешеными темпами ведется новое строительство. В приморском Ха Лонге, куда едут люди со всей страны полюбоваться изумительным по красоте архипелагом «1699 островов», строят огромные современные мосты к крупным островам – спрос на жилье огромный.

В общем, Вьетнам – совсем не та страна, которую мы знали по советским репортажам. Трудно понять, что она строит под руководством своей партии – социализм или рынок, но то, что уже построено, выглядит очень привлекательно. Российский человек чувствует себя здесь психологически комфортно, у вьетнамцев нет ни угрюмой напряженности наших соотечественников, ни европейских лиц-масок.
Что же касается России… В аэропорту Шереметьево на багажных тележках, бесплатных во всех аэропортах мира, висят таблички: «Одно грузовое место – 120 рублей». Хмурая девушка в баре зала ожидания налила в пластмассовый стаканчик кофе, пробила чек и только после сказала: «170 рублей». В Пулково, куда прибыл казавшийся душегубкой после вьетнамских «Боингов» Ту, пассажиры ждали автобус на зимнем ветру: на терминалы (крытые проходы из здания аэровокзала к двери самолета) в аэропорту второго по значению и богатству города страны денег нет. В отличие от аэропортов страны, которую мы до сих пор представляем как страну бамбуковых шляп, велосипедов и чашки риса в день и которая на самом деле может позволить себе намного больше, чем нефтегазовая, продвинутая в науках и амбициозная держава. Мы покупаем у Вьетнама дешевую одежду, а они у нас – очень дорогое энергетическое оборудование. Разные у нас с ними запросы, разные и возможности – потому что и реформы наши с ними очень разные.
Специальный корреспондент газеты «Энергетика и промышленность России» Владимир НОВИКОВ

Хошимин – Ханой – Москва – С.-Петербург

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • Вьетнамские товарищи выбирают лучшее: самолеты, турбины, реформы

    Вьетнамские товарищи предпочитают летать на «Боингах». Причем новых, а не подержанных. А уровень сервиса на внутреннем рейсе Хошимин (который все по‑старому называют Сайгоном) – Ханой, обслуживаемом громадными «777», даже выше, чем на линии Москва – Хошимин. Себя они уважают. Из машин вьетнамские товарищи выбирают «Toyota», «Hyundai», «Daewoo». Впрочем, среди грузовиков немало «Камазов» и «МАЗов». А при строительстве э...

  • Азербайджан: Топливо подорожало вдвое

    Тарифный совет Азербайджана на закрытом заседании, проведенном 5 января, рассмотрел обращения хозяйствующих субъектов о возможности увеличения розничных цен на нефтепродукты. Розничные цены на некоторые виды нефтепродуктов будут повышены. Выросла, в частности, до 1800 старых манатов (4600 ст. ман. – 1 USD) розничная цена на дизельное топливо, керосин и на бытовое печное топливо. Решение ТС вступило в силу с 6 января 2006 года. Как...

  • «Такая корова мне самому нужна»

    Координатор биоэнергетических проектов НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада» Ольга Ракитова: ...

  • Конференция «Современная практика энергоресурсосбережения в промышленности»

    «Санкт-Петербургская Электротехническая Компания» приглашает принять участие в 4-й международной научно-практической конференции «Современная практика энергоресурсосбережения в промышленности», которая будет проходить с 30 по 31 января 2006 года в Санкт-Петербурге (Дворец Кочубея, г. Пушкин). ...

  • Чайник на острове

    По оценкам ООН, в прошлом году на Земле обитало 6,4 миллиарда человек. Казалось бы, очень много. Но если поверхность планеты честно поделить поровну, то каждому достанется примерно по 2,3 гектара суши (почти три футбольных поля) и по 5,6 гектара моря. Вроде тоже немало – до друзей и родственников не докричишься, если вдруг захочется поговорить. Прикинем, сколько и какой энергии приходится на каждого. Это будет нагляднее, чем упоми...