16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/65/4351.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

«Татэнерго» начинает. Выигрывают потребители

Энергетика: регионы Ольга МАРИНИЧЕВА

Реформирование и модернизация энергетики России, их итоги и перспективы – одна из самых актуальных тем для обсуждения в преддверии начинавшегося года. Одними из пионеров, перешедших от слов к делу, стали энергетики Татарстана. Суть их стратегии проста: потребители должны оплачивать только реально оказанные им услуги. Услуги должны быть качественными и сравнительно недорогими. Сейчас это очень важно: с формированием конкурентного рынка у потребителя появляется возможность выбирать. Широко известный и ощутимый для потребителя итог политики ОАО «Татэнерго» – поддержание предельно низкого уровня тарифов, установленных для энергосистемы Татарстана на 2005‑2007 годы. Размер тарифов здесь является одним из самых низких в Поволжье, на Урале и в целом по стране в аналогичных энергетических системах. И это позволяет предприятиям республики успешно конкурировать на рынке товаров и услуг.

ОАО «Татэнерго» – энергетическая компания, занимающаяся производством, передачей, распределением и сбытом электрической и тепловой энергии на территории республики Татарстан, один из ведущих электроэнергетических комплексов России. В состав компании входит 30 филиалов, в том числе 9 действующих тепловых энергетических станций, гидроэлектростанция на реке Каме, 9 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей, предприятия «Энергосбыт» и «ТатАИСэнерго». Установленная электрическая мощность электростанций объединения на 1 января 2005 года составляла 6986 МВт, тепловая мощность— 15233 Гкал / ч. Ежегодно энергосистема вырабатывает более 23 млрд. кВт / ч электроэнергии и отпускает более 30 млн. Гкал тепловой энергии. Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи составляет около 62 тыс. километров. Общая протяженность тепловых сетей ОАО «Татэнерго» – около 900 километров.

По объему реализации продукции и численности персонала ОАО «Татэнерго» входит в пятерку крупнейших энергосистем РФ. Объединение не только обеспечивает электрической и тепловой энергией республику Татарстан – крупный индустриальный и сельскохозяйственный регион площадью 68000 кв. км, но и может выдавать дополнительно 1000‑1500 МВт электрической мощности на оптовый рынок энергии.



Что позволяет сдерживать тарифы

Рассказ об итогах работы компании республиканского значения ОАО «Татэнерго» будет неполным без краткого экскурса в ее прошлое. Всего 6 лет назад, в сентябре 1999 года, генеральный директор «Татэнерго» Ильшат Фардиев принял руководство предприятием, находившимся на грани банкротства. Первой задачей нового руководства стало решение проблем неплатежей. К 2001 году устойчивое финансовое состояние предприятия было полностью восстановлено. Впервые за 5 последних лет наметился рост производства электроэнергии, увеличилась загрузка производственных фондов, а уровень рентабельности поднялся до 12%.

Следующим шагом стала работа на будущее – обновление устаревших основных фондов. Они «съедали» все больше топлива, что непосредственно сказывалось на уровне тарифов. Поэтому Ильшат Фардиев поставил двуединую задачу: удержать размер тарифов на приемлемом уровне за счет обновления основных фондов и управления издержками.

В 2002 году в ОАО «Татэнерго» была разработана программа управления издержками, позволяющая объединить все разрозненные мероприятия по сокращению затрат и потерь. В том числе – внутренние программы по энергосбережению, внедрению новой техники, научно-исследовательских и конструкторских работ, экологическую программу. В результате реализации программы в 2003 году было сэкономлено 235 тысяч тонн условного топлива, в 2004  – 352 тысячи тонн. По прогнозам энергетиков, в 2005 году ОАО «Татэнерго» сэкономит столько условного топлива, сколько потребляет вся энергосистема республики в течение 3 зимних недель. Экономия издержек подразумевает и экономию топлива, которая осуществляется в ОАО «Татэнерго» прежде всего за счет оптимизации работы оборудования и комбинации выработки тепловой и электрической энергии (широкомасштабные мероприятия в этом направлении проводятся на Нижнекамской ТЭЦ, Казанской ТЭЦ-1 и ТЭЦ- 3, Набережночелнинской ТЭЦ).

Внедренные с 2000 по 2004 год рацпредложения сотрудников позволили увеличить экономию с 14 до 148 млн. рублей. Благодаря всем вышеизложенным мерам на некоторых электростанциях КПД агрегатов повысился на 20‑30%.

Экономия затрат – это и минимизация энергопотерь при транспортировке, создание автоматизированной системы учета. Именно специалисты ОАО «Татэнерго» одни из первых в России внедрили систему учета потребляемого газа, межсистемных перетоков электроэнергии, что весьма актуально в условиях выхода на ФОРЭМ.

Но осуществить все стоящие перед ОАО «Татэнерго» задачи своими силами не просто. Требуется привлечение инвесторов, заинтересованных в снижении энергозатрат и повышении конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Пример – участие ОАО «ТАИФ» и «Нижнекамскнефтехим» в модернизации построенной в 1960‑е годы Нижнекамской ТЭЦ. К середине 2006 года на Нижнекамской ТЭЦ планируется ввод трех газотурбинных установок общей мощностью 75 МВт, к 2009 году мощности станции возрастут до 225 МВт. Модернизация ожидает также Заинскую ГРЭС, 3-ю ТЭЦ Казани. К 1000-летию города Казани построены две газотурбинные установки по 25 МВт на Казанской ТЭЦ-1.



В Набережные Челны за опытом

Особое внимание ОАО «Татэнерго» и его генеральный директор уделяют снабжению населения Татарстана теплом и электричеством. Первым опытом был приход компании в жилищно-коммунальное хозяйство города Набережные Челны в октябре 2001 года. В хозяйственное ведение ОАО «Татэнерго» был передан имущественный комплекс КУП УРЭИК, предприятия, являвшегося перепродавцом тепловой энергии и не сумевшего наладить качественное теплоснабжение. Набережные Челны стали первым городом в республике, где теплоснабжение города, начиная от источников тепла и заканчивая жилыми домами, перешло в одни руки. Приняв хозяйство с износом теплосетей более 60% в начале отопительного сезона, ОАО «Татэнерго» сумело за первую же зиму вдвое сократить количество аварий. Осенью 2005 года в ведение энергокомпании были переданы тепловые сети и котельные еще 6 городов Татарстана. А летом 2004 года в Набережных Челнах ОАО «Татэнерго» при поддержке администрации города создало ООО «ЖилЭнергоСервис». Задача этой дочерней компании – предоставить качественный сервис потребителям электрической энергии, взяв на себя всю ответственность за бесперебойную подачу электроэнергии от источника ее выработки до квартир горожан.

Первого июля 2004 года жилищные организации города передали «ЖилЭнергоСервису» на техобслуживание свыше 900 жилых зданий, в которых находится 158736 квартир. «Жил­ЭнергоСервису» предстояло организовать аварийное и плановое обслуживание внутридомовых электрических сетей, соблюдая интересы жильцов и интересы бизнеса.

«Хозяйство, переданное нам, было до крайности запущено, – рассказывает директор ООО «ЖилЭнергоСервис» Ахат Галаутдинов. – Плановая работа в электрических сетях практически не проводилась, а о сокращении потерь электроэнергии во внутридомовых сетях не было и речи. Поэтому «ЖилЭнергоСервис» начал свою деятельность с выполнения плановых ремонтов, позволивших наладить нормальную подачу электроэнергии. Но прежде всего «ЖилЭнергоСервис» произвел «размежевание» сетей: своих (внутридомовые) и сетевой компании (вне пределов жилого дома). Централизованное управление техническим обслуживанием электрических сетей дало возможность ОАО «Татэнерго» в лице ООО «ЖилЭнергоСервис» напрямую вникнуть во все насущные проблемы эксплуатации жилого фонда, в том числе в ее техническую часть и разработку схем раздельного учета. Таким образом, ООО «ЖилЭнергоСервис» вступило в прямой диалог с квартиросъемщиками, что выгодно жильцам, заинтересованным в получении качественных услуг».

Одна из составляющих комплексной системы услуг населению – крупномасштабная программа замены устаревших приборов учета электроэнергии. Но для того, чтобы оплата электроэнергии соответствовала ее фактическому потреблению, мало поставить даже самые точные счетчики. Ведь значительная часть утечек электроэнергии (до 50%) в Набережных Челнах приходилась на внутридомовые сети. Энергетики занялись их реконструкцией, что позволило значительно снизить энерго­потери.



Итоги радуют

Для лучшей организации обслуживания внутридомовых сетей ООО «ЖилЭнергоСервис» разделил Набережные Челны на 3 зоны, создав в каждой из них обслуживающую организацию. Основная часть работников аварийно-ремонтных бригад изо дня в день занимается планово‑предупредительными ремонтами. Электромонтеры полностью обеспечены материалами и инструментами, их труд достойно оплачивается. В результате, если в июле-августе 2004 года от населения города поступало до 1000 аварийных заявок в сутки, то летом 2005 года их было меньше 180.

Положительный опыт ООО «ЖилЭнергоСервис» находит применение и в республике Татарстан и за ее пределами, в Башкирии, Удмуртии, других автономных образованиях и регионах РФ. И само предприятие применяет свой опыт за пределами одного города. Сегодня подразделения ООО «ЖилЭнергоСервис» созданы в 21 городе республики Татарстан: Агрызе, Азнакаеве, Альметьевске, Буинске, Заинске, Зеленодольске, Менделеевске, Мамадыше, Нурлате и др. Но это только начало выхода компании «ЖилЭнергоСервис» на рынок республики. У «ЖилЭнергоСервиса» и материнской компании «Татэнерго» обширные планы. Ведь итоги четырех лет работы в Набережных Челнах показали, что обслуживание жилищно-коммунального хозяйства может быть ответственным, прозрачным и при этом выгодным и для горожан, и для управляющей компании бизнесом.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • «Севкабель-Финанс» успешно разместился

    В середине декабря дочернее предприятие «Севкабель-Холдинга» – ООО «Севкабель-Финанс», успешно разместило на Московской межбанковской валютной бирже второй облигационный заем объемом 1 млрд. рублей. Всего было размещено 1 млн. облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая. Размещение проводилось по открытой подписке. Дата погашения облигаций – 9 декабря 2009 г. По бумагам предусмотрено частичное погашение номинала: срок п...

  • Управляющий директор РАО ЕЭС награжден премией правительства за разработку метода нейтрализации окислов азота

    Почетной государственной награды Владимир Аветисян удостоен вместе с коллективом сотрудников ОАО «Самараэнерго» и группой ученых Всероссийского теплотехнического института РАО «ЕЭС России» за разработку метода нейтрализации окислов азота на основе селективного некаталитического восстановления (СНКВ). Эта технология была впервые внедрена на Тольяттинской ТЭЦ ОАО «Самараэнерго». Методика СНКВ позволяет нейтрализовать окислы азота в дымов...

  • Электричество утопят и зароют

    По дну Финского залива проложат 150 км высоковольтного кабеля. ЛАЭС продаст электроэнергию финнам. Петербуржцы ждут, чтобы кабель протянули и по городу – здесь не хватает свободного места и энергии....

  • Азербайджан: Российской электроэнергии в Азербайджане не будет?

    Азербайджан может отказаться от закупок электроэнергии в России. Как говорится в пресс-релизе АО «Азэрнержи», об этом заявил президент компании Этибар Пирвердиев, комментируя проходящие в Баку переговоры с РАО «ЕЭС России». «Не исключено, что мы прекратим закупки российской электроэнергии», – сказал он. По словам Пирвердиева, российская сторона ставит вопрос о повышении стоимости закупаемой Азербайджаном электроэнергии, а «Азерэ...

  • ЛЭМЗ: новый виток – новые счетчики

    Ленинградский электромеханический завод не нуждается в дополнительном представлении – продукция предприятия известна многим потребителям как в России, так и за рубежом. Большинство из приборов под брендом ЛЭМЗ не имеют аналогов в нашей стране, обладают исключительными техническими характеристиками и внешним видом, при этом стоят значительно дешевле зарубежных приборов. Список преимуществ можно продолжить. Тем более что в наступивш...