16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/52/2256.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (52) декабрь 2004 года

Г. А. Макаров: Я всегда доверял своему чутью

Энергетика Беседовал Валерий ПРЕСНЯКОВ

В чем было главное отличие между огромными заводами в советское время? В первую очередь – в продукции, которую они выпускали. Это не шутка. Просто, если посмотреть на судьбы заводов исходя из сегодняшних реалий, то сейчас основное отличие – в другом: жив завод или мертв. Побывал я недавно на одном бывшем промышленном гиганте. Огромная территория разрезана, как торт - на сотни вкусных кусков. Типографии, мастерские – чего там только нет. Часть недвижимости выкуплена, часть сдается в аренду. А сложное оборудование, которое завод когда-то производил, мы покупаем. За рубежом.

Фактически такая же судьба была уготована петербургскому заводу «Севкабель». В 1990 году - это старый завод с выработавшим свой ресурс оборудованием, средний возраст которого составлял 75 лет. В конце 1990-х годов акции завода начали скупать спекулянты. Вот-вот владельцем завода с многолетней историей может стать кто угодно. А дальше полная неизвестность: банкротство, распродажа по кусочкам…

Но прошли годы. Сейчас «Севкабель» – мощный холдинг, один из лидеров рынка. Ассортимент кабельной продукции такой широкий, что вызывает зависть у европейских производителей, не говоря уже о наших…

Что же случилось с заводом за эти годы? Этот вопрос и стал главным в нашей беседе с президентом ОАО «Севкабель-Холдинг» Г. А. Макаровым.

После крупного пожара

- Геннадий Александрович, каким был «Севкабель» в то время, когда мы заснули в СССР, а проснулись в новой стране?

- В кабельной отрасли переход к рынку в первую очередь ударил по «Севкабелю». Это связано с тем, что в 1987 году на заводе был крупный пожар, который практически уничтожил большую часть предприятия, практически все цеха старой постройки. К 1990 году завод имел одну бетонную коробку, выстроенную на месте старых цехов, и часть помещений, в которых размещалось вспомогательное производство.

До 1987 года «Севкабель» имел мощный рынок сбыта и довольно большой ассортимент продукции (судовые кабели, кабели в резиновой изоляции, гибкие кабели и т. д.), все это после пожара было утеряно. С 1990 по 2000 г. завод так и не сумел восстановить важную часть своих основных фондов. Предприятие практически не развивалось, существовало на том, что было: производство бронированных кабелей в бумажной изоляции и выпуск оптического кабеля, который был освоен к 1995 году. В завод не вкладывалось ни копейки инвестиций. Если до пожара на заводе работало 3000 человек, хватало денег на оплату труда и новации, то после 1990 года оборотные средства стремились к нулю, на заводе осталось 850 человек. В 1999 году завод выпускал продукции всего на 435 млн. рублей в год. Таким мы застали завод, когда пришли сюда в качестве акционеров.

- На каком месте находился «Севкабель» «в иерархии» кабельных заводов в советское время?

- Всегда в первой тройке. Исторически сложилось так, что все заводы, которые находятся сегодня в первой пятерке, основаны на базе «Севкабеля».

Когда во время войны проходила эвакуация предприятия из Ленинграда, большая часть оборудования, рабочих, новаций была переведена в другие города: на Урал, в Саранск, в Самару. Заводы, которые сейчас отмечают свое 45-50-летие, - это «сыновья» «Севкабеля», которому в этом году исполнилось 125 лет.

- А научные учреждения?

- Наука всегда была сосредоточена в двух институтах: НИИ кабельной промышленности и НИИ «Севкабель». Эти организации и занимались проектированием и постановкой кабеля на производство. Их разработки использовались по России.

- Каковы были Ваши первые шаги на «Севкабеле»? Когда Вы почувствовали, что можете что-то изменить?

- Когда было государственное планирование, завод был ориентирован на выпуск конечной продукции, поэтому у «Севкабеля» практически не было своего заготовительного производства, не было крутильного оборудования. Нам пришлось все это создавать. Придя на «Севкабель» в 1995 году, я налаживал горизонтальные связи: обеспечивал завод материалами, получал готовую продукцию и продавал ее. Затем цикл повторялся. К тому времени ни у кого не было контрольного пакета акций ОАО «Севкабель».

- Если бы у предприятия оказались другие владельцы контрольного пакета акций, то у завода могла быть другая судьба, например банкротство и распродажа фондов по кусочкам…

- Так и было бы. Судьба завода практически была предрешена, он готовился к тому, чтобы часть территорий освободить и продать, а часть предприятия сделать мелким производством и с этого жить. Не знаю, насколько долго это просуществовало бы. Но в 2000 году мы пришли на предприятие как акционеры, купив пакет акций на вторичном рынке. У нас появился спортивный интерес поднять завод, проявить себя и возродить бывшего гиганта кабельной отрасли России.

Кто не рискует...

- С чего Вы начали развивать завод?

- Первым шагом было создание своего заготовительного производства, то есть производства основы кабеля – кабельной жилы, которую приходилось покупать. Кстати, даже сейчас нам что-то приходится частично покупать, своих мощностей не хватает. Это было связано с тем, что на заводе отсутствовало вспомогательное оборудование.

Нам пришлось закупить волочильное оборудование для производства алюминиевой катанки, крутильное оборудование для производства крученой жилы (многожильной жилы), машину общей скрутки. Всё это оборудование, к сожалению, в России сейчас не выпускается. Основные поставщики были выбраны в Германии, на Дюссельдорфской выставке.

Мы решили, образно говоря, покупать не «Москвич», а сразу «Мерседес». Поэтому мы приобрели дорогое, но высокопроизводительное оборудование у общепризнанных европейских поставщиков. Это итальянская фирма Cortinovis, немецкие фирмы Niehoff и Troester.

- В кредит?

- Когда мы совершали первые покупки, наши поставщики знали о существовании «Севкабеля». Однако завод не развивался и на рынке не позиционировался. Поэтому отсрочка платежей или выделение кредитной линии (что очень принято на Западе) нам предложены не были – никто не хотел рисковать. Я горжусь тем, что мы сумели сделать. В первых контрактах была сумма порядка 5 млн. долларов, и нам пришлось находить эту сумму собственными силами, через короткие банковские кредиты. Заложить оборудование, которому 75 лет, невозможно. Мы закладывали здания и оборудование, которое покупали. Подписывали контракт и тут же предлагали его банку в залог. Банк, естественно, не принимал этот залог под полную стоимость. Выдавались кредиты на три месяца, самый длительный – на полгода. Так мы жили в течение двух лет, собирая короткие кредиты.
В дальнейшем наша работа сводилась к тому, чтобы каждый месяц проводить перекредитование. Мы поменяли очень много банков. И здесь я хочу сказать огромное спасибо коммерческим банкам Санкт-Петербурга. Зная, что мы проводили такие операции, они шли на это, доверяя нам, в первую очередь мне. А я просто «закладывал» свое честное имя.

- Как быстро монтировалось оборудование, которое Вы покупали?

- Мы умудрялись монтировать оборудование иностранного производства за 1-3 месяца. Пока оборудование поставлялось (6-7 месяцев) и монтировалось (1-2 месяца), мы решали, что будем выпускать. Оказалось, что мы можем выпускать больший ассортимент продукции, чем до этого планировали.


NYM стал хитом

- Появился ли в это время «хит» продаж?

- Кабель NYM*. Это тот кабель, который должен был заменить все алюминиевые кабели, применяющиеся в строительстве и не дающие гарантий сохранности жилища. Европейские (да и российские) требования сейчас ужесточены, обязательно должна быть 3-4-проводная система. Нам удалось раскрутить бренд NYM на российском кабельном рынке. Если в 1999-2000 годах мы выпускали не более 1000 км NYM в месяц, то сегодня мы производим его порядка 7000 км в месяц.

Это была первая продукция, с которой мы начали пробивать дорогу на российском рынке. Потом мы поняли, что имеющееся у нас оборудование позволяет не только увеличить выпуск бронированного кабеля в бумажной изоляции, но и начать выпуск принципиально нового кабеля – в пластмассовой изоляции, то, что раньше покупалось за границей.

- Кто потребитель этого кабеля?

- Потребители те же, что и у кабеля в бумажной изоляции: энергетики, строители, промышленники. Когда меня пытались убедить, что я не найду рынка сбыта для продукции, которую планирую выпускать, я доверял своему чутью. А чутье подсказывало, что если тебе нечего предложить на рынок, то и рынок тебе ничего не предложит. Если же выходишь на рынок с новым товаром, то это могут оценить. Нужно в корне изменить подход к товару и предложить что-то новое. Но на это нужно еще решиться.

Как только заводы-конкуренты увидели, что мы начали выпуск кабеля в пластмассовой изоляции, все попытались сделать то же самое. Причем наперегонки. Рынок остался тот же, а поставщиков стало больше. Поэтому нам приходилось быстро просчитывать новые шаги.

Окончание материала читайте в январском номере «Энергетики и промышленности России».

В следующей части интервью с Г. А. Макаровым, президентом «Севкабель-Холдинга», читайте: изначально ли планировалось создание холдинга из нескольких кабельных заводов или объединение произошло «внепланово»? Могут ли в России построить новые заводы по производству кабеля на западные деньги? Ожидает ли кабельную промышленность кризис сбыта, учитывая стремительное развитие сотовой связи?

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (52) декабрь 2004 года:

  • Продукция Магнитогорского калибровочного завода станет качественнее

    На Магнитогорском калибровочном заводе, входящем в холдинг ОАО «ММК», будет установлена новая линия патентирования, отжига и цинкования высокоуглеродистой проволоки. Устаревшая технология цинкования, существующая на заводе, не обеспечивает качественную подготовку поверхности проволоки к нанесению цинкового покрытия, не позволяет регулировать его величину и приводит к большим потерям цинка. Это, а также загруженность существующих мощн...

  • Новые системы автоматизации «ТЕКОН»
    Новые системы автоматизации «ТЕКОН»

    Группа компаний «ТЕКОН» приняла участие в выставке «Автоматизация-2004», которая проходила в Санкт-Петербурге с 16 по 19 ноября. ...

  • На Южноуральском арматурно-изоляторном заводе изготовлена опытная партия штыревых фарфоровых изоляторов

    На Южноуральском арматурно-изоляторном заводе изготовлена опытная партия штыревых фарфоровых изоляторов ШФ20Г1 для линий электропередачи с изолированными проводами. 11 ноября приемочные испытания этих изделий были успешно завершены. В настоящее время на заводе ведется подготовка образцов продукции для типовых испытаний в испытательном центре ГУП «Всероссийский электротехнический институт» (Москва). Разрабатывается план-график по изгот...

  • Большая энергетика требует специалистов, подготовленных к безаварийной работе в любых условиях
    Большая энергетика требует специалистов, подготовленных к безаварийной работе в любых условиях

    21 декабря в С-Петербурге открыт первый на Северо-Западе России центр тренажерной подготовки для диспетчеров ОДУ и РДУ (Центр тренажерной подготовки персонала – ЦТПП). Специалисты, от знаний и опыта которых зависит надежность электроснабжения России, а в некоторых случаях и жизнь людей, получают возможность в заранее смоделированных ситуациях оттачивать свое мастерство. Если очень упростить, то диспетчер в электроэнергетике - это челов...

  • Оперативно-диспетчерское оборудование энергоблоков Костромской ГРЭС
    Оперативно-диспетчерское оборудование энергоблоков Костромской ГРЭС

    Рассмотрен опыт разработки и внедрения оперативно-диспетчерского оборудования на энергоблоках № 5 и № 6 Костромской ГРЭС. На энергоблоках № 5 и № 6 Костромской ГРЭС в 2004 году осуществлено внедрение современных АСУ ТП, построенных на базе ПТК «Квинт». Разработка и поставка оперативно-диспетчерского оборудования для указанных энергоблоков произведены ОАО «ЦНИИКА». Разработка и поставка ПТК осуществлены ФГУП «НИИтеплоприбор»....