16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/423/4016754.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (423) октябрь 2021 года

Новый европейский хит — Fit for 55

Фото: @rawpixel.com

Именно на столько — 55 процентов — должны будут сократиться выбросы углекислого газа к 2030 году по сравнению с 1990-м в результате введения новых мер, разработанных Еврокомиссией. Они будут вводиться по мере принятия соответствующих законодательных актов в странах — членах Евросоюза. По оптимистичной оценке, это произойдет через год, по мнению пессимистов, — через два. Но в любом случае реализация пакета «Fit for 55» существенно повлияет на условия ведения бизнеса в Европе. И первыми с нововведениями уже столкнулись российские экспортеры.

Fit-55 ставит своей целью корректировку «Зеленого курса» (Gren Deal) — европейского плана по достижению нулевых выбросов парниковых газов и загрязнению окружающей среды к 2050 году. Сам план был принят странами Союза в декабре 2019 года, а целевые показатели — годом позже. Однако уже к началу нынешнего года стало ясно, что шансы достичь контрольных значений к 2030 году по целому ряду отраслей невелики. Провалился транспорт, неудовлетворительными были итоги прошлого года в промышленности и теплоснабжении. При этом стало ясно, что нынешнее законодательство европейских стран не позволяет ужесточить экологические требования для предприятий и нужно вводить дополнительное регулирование.

Новый пакет устанавливает правила игры для предприятий электроэнергетики, теплоснабжения, строительства, транспорта и промышленности. Причем в апреле нынешнего года Европарламент принял закон, по которому страны должны разработать целевые показатели по снижению уровня загрязнения окружающей среды на 2040 год. Так что европейцев ждет очередная корректировка еще через лет 5–6.


Выгода чистоты

Кардинально новых механизмов ограничения выбросов углекислого газа новый пакет не вводит, а уточняет уже используемые. С одной стороны, это правила, нормы и стандарты, действующие в странах ЕС, а с другой — принципы ценообразования. Здесь основным механизмом, хорошо зарекомендовавшим себя, остается система торговли выбросами (ETS — emission trading system), которая работает с 2005 года. В соответствии с ней примерно 15 тысяч предприятий Евросоюза из различных отраслей, создающие избыточное тепло, получают от Еврокомиссии квоту на выброс парниковых газов. Если они в нее не укладываются, то вынуждены покупать на аукционе разрешение на увеличение выбросов.

Как показал опыт работы ETS, постоянное удорожание квот вынуждает предприятия внедрять новые технологии, позволяющие либо сократить отходы, либо улавливать и нейтрализовывать выделение углекислого газа. Предприятия, которые технологически не могут сократить выбросы — например авиация, — попросту «покупают чистый воздух», оплачивая работу тех компаний, которые занимается улавливанием и переработкой углекислоты.

Квотный механизм за время, прошедшее с 2005 года, привел к ощутимому снижению объемов выбросов предприятиями — на 35% по данным DG CLIMA. Однако это еще очень далеко от тех цифр, на которые хочет выйти Евросоюз к 2030 году — ближайшей контрольной точке. Поэтому Еврокомиссия подключает к торговле квотами судоходство, а также небольшие источники: здания и транспорт, так называемые мини-ETS. Сюда же отнесут и небольшие тепловые станции, которые до сих пор не были охвачены квотами.

Объединение транспорта и зданий в одну систему раздачи мини-квот вообще-то проблематично, поскольку у них совершенно разные структуры затрат на декарбонизацию — переоборудование с целью снижения выбросов углекислого газа. Кроме того, переход квотирования на предприятия муниципального уровня — здания и транспорт, потребует достаточно больших затрат на их переоборудование. Эти расходы предусмотрены в Фонде модернизации ЕС, который тоже планируется в ближайшие годы существенно увеличить. Распределение средств из этого европейского фонда играет большую роль для предприятий Польши, Венгрии, Чехии, то есть стран, которые не входят в группу экономических лидеров Союза, но имеют довольно серьезные проблемы с экологией. Например, в Чехии и Польше более половины теплоэлектростанций работают на угле, а доля автомобилей старше 20 лет достигает почти 30%. Для таких стран средства из еврофондов — редкая возможность провести модернизацию предприятий и существенно очистить воздух.

Еврокомиссия не могла обойти вниманием и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В предыдущих планах их доля к 2030 году должна была вырасти до 32% в общем объеме потребляемой энергии на континенте. Но теперь от ВИЭ ждут достижения планки в 38–40%.


Пограничный налог

Европейцы длительное время критиковали систему квот на эмиссию за то, что она дает преимущества производителям стран, не входящих в ЕС: Китаю, России, США. Этот дисбаланс был ликвидирован с помощью CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism) — механизма пограничного углеродного регулирования. В нем прописана процедура расчета дополнительного налога при ввозе на территорию Евросоюза углеродоемких товаров, то есть продукции электроэнергетики, металлургии, а также удобрений и цемента (Подробнее см. «Углеродный налог: минус налог, плюс расходы на учет» «ЭПР» № 15–16 (419-420), август 2021 года). Пока еще идет «доводка» механизма взимания нового налога, который будет действовать на российских экспортеров, но уже сейчас ясно, что он может оказать определенное влияние на структуру внешней торговли. Правда, пока к обсуждению не подключилась Всемирная торговая организация, чью зону интересов затрагивает новый европейский механизм.

Вышедший из-под пера Еврокомиссии документ пока является лишь предложением для обсуждения, обращенным к руководителям стран — членов Союза. Но в нем прописаны достаточно жесткие механизмы регулирования, направленные на стимулирование перевооружения значительной части предприятий. Причем если реально подходить к срокам и контрольным цифрам, заложенным в Fit-55, то начинать принимать новые законы нужно уже сейчас.

Декарбонизация,

Новый европейский хит — Fit for 55Код PHP" data-description="Именно на столько — 55 процентов — должны будут сократиться выбросы углекислого газа к 2030 году по сравнению с 1990-м в результате введения новых мер, разработанных Еврокомиссией. Они будут вводиться по мере принятия соответствующих законодательных актов в странах — членах Евросоюза. По оптимистичной оценке, это произойдет через год, по мнению пессимистов, — через два. Но в любом случае реализация пакета «Fit for 55» существенно повлия" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/423/4016754.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/a4e/mir7.jpg" >

Похожие Свежие Популярные