16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/415-416/3638578.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11-12 (415-416) июнь 2021 года

Альтернатива греет: Как ценовая модель альткотельной «приживается» на российском рынке теплоэнергетики

Переход на «альтернативные котельные» в российских регионах стартовал в 2018 году. На 1 июня 2021 года эта целевая модель рынка тепловой энергии была внедрена в 22 муниципальных образованиях. Еще 4 заявки находятся на рассмотрении, а 10–15 муниципальных образований обсуждают возможность перехода на новую модель в ближайшем будущем.

По данным Минэнерго РФ, ожидаемый объем инвестиций в ценовые зоны теплоснабжения составит около 170 млрд рублей. В профильном ведомстве уже отмечали, что «целевая модель рынка тепла позволяет улучшить качество теплоснабжения в населенных пунктах и повысить ответственность компаний перед потребителями». При этом как со стороны министерства, так и со стороны генерирующих компаний-инвесторов звучали заявления, что переход на тарифообразование по методу «альтернативной котельной» не приведет к резкому росту цен на тепловую энергию для потребителей. Однако новая модель хоть и стимулирует приток инвестиций в теплоэнергетику, но так или иначе способствует росту тарифов. Даже при условии их ограничения со стороны регулирующих органов.


Инвестиций больше — цена выше

Некоторые промежуточные выводы о пилотных проектах, реализованных по новой ценовой модели, сделать уже можно. Так, в Рубцовске (Алтайский край, население 150 тыс. человек) новая модель позволила привлечь в отрасль более 2 млрд рублей. Согласно обосновывающим материалам к схеме теплоснабжения муниципального образования на период до 2035 года, среднегодовой прирост цены «альтернативной котельной» в 2019–2020 годах составил 10%. В теплоэнергетику рабочего поселка Линево (Новосибирская область, население 18 тыс. человек) было инвестировано 937,7 млн руб., при этом на ближайшие три года процент прироста стоимости тепловой энергии ожидается на уровне 8,9% ежегодно. Как следует из обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения Ульяновска (население 600 тыс. человек) до 2029 года, общий объем инвестиций, которые будут направлены на реализацию проектов по развитию систем теплоснабжения, составит более 900 млрд руб. В документе отмечается, что в течение последующих 4 лет тариф будет постепенно доведен до расчетного предельного уровня цены на тепловую энергию — прирост не более 6% в год, в зависимости от поставщика, которых в областном центре несколько.

По словам участников рынка, теплоснабжающие организации заинтересованы в новой ценовой модели. Как пояснил заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов, в рамках модели «альтернативной котельной» у инвестора появляется долгосрочный индикатор справедливой цены на тепловую энергию. Это позволяет ему выбирать экономически целесообразное инвестиционное решение для каждого поселения.

«Становятся востребованными наиболее эффективные источники тепла, — прокомментировал Александр Вилесов. — При таком отборе собственники заинтересованы оптимизировать систему, сокращать издержки и вкладывать средства в модернизацию оборудования, в развитие и улучшение системы теплоснабжения, что в конечном итоге приведет к снижению размера платы за потребленную тепловую энергию с учетом внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Если говорить об окупаемости инвестиций, то она обеспечивается за счет того, что в ценовой зоне теплоснабжения компания-инвестор получает стабильные условия возврата инвестиций в виде неизменности на длительном периоде ценообразования на тепловую энергию, которое не зависит от затрат (цена «альтернативной котельной») и сохранения достигнутой экономии от повышения эффективности».


Только для безотлагательных случаев

По мнению экспертов, модель «альтернативной котельной» в некотором роде универсальна — среди муниципалитетов, выбравших новую модель, есть как города-миллионники, так и поселки с населением менее 20 тыс. жителей. Населенные пункты, перешедшие на альткотельную, расположены в разных климатических зонах и имеют разный исходный уровень состояния систем теплоснабжения.

«Конечно, более восприимчивы к модели те муниципальные образования, где требуются безотлагательные масштабные инвестиции в модернизацию инфраструктуры теплоснабжения и одновременно выбрана сильная, ответственная ЕТО, способная и желающая взять на себя ответственность за развитие всей системы теплоснабжения при условии долгосрочных гарантий окупаемости инвестиций и стабильной, прогнозируемой ситуации в сфере теплоснабжения», — отмечает Александр Вилесов.

По словам представителя ПАО «Т Плюс», анализ опыта 22 ценовых зон теплоснабжения в целом указывает на то, что более 50% инвестиций в модернизацию теплоснабжения компании планируют направить на модернизацию или строительство тепловых сетей как в основной источник низкой эффективности и низкой надежности теплоснабжения.

«Причем, если состояние магистральных тепловых сетей можно признать более-менее удовлетворительным, то распределительные сети по большей части выработали свой ресурс и нуждаются в масштабной замене, — уточняет Александр Вилесов. — Указанные инвестиции будут осуществляться на основании схем теплоснабжения городов в течение 5–15 лет. Если говорить о предварительных результатах, то, по нашим оценкам (а также по данным из открытых источников), переход на модель «альтернативной котельной» суммарно позволит увеличить долгосрочные инвестиционные обязательства ЕТО в этих городах примерно на 200 млрд руб. (с НДС), что существенно превышает текущий уровень инвестиций».


Промышленники пока остаются

Логично предположить, что рост тарифов на тепловую энергию, а также периодические перебои поставок тепла из-за аварий в отрасли может спровоцировать постепенный уход крупных промышленных предприятий на собственную теплогенерацию. Как уже писала «ЭПР», подобный процесс сегодня можно наблюдать в электроэнергетике. Однако такого перехода эксперты не ожидают. Во-первых, как правило, крупные компании если и строят свою генерацию, то это по большей части — когенерационные установки, производящие и тепловую, и электроэнергию, что влечет за собой проблему утилизации лишнего тепла, например в летний период. Во-вторых, несмотря на то что бытовые потребители максимально защищены от повышения тарифов выше установленного предела, и у промышленных потребителей есть свои преимущества.

«Промышленные потребители, которые теоретически могут построить свою теплогенерацию, имеют достаточно сильную переговорную позицию в отношении ЕТО, — считает Александр Вилесов. — ЕТО не заинтересованы в уходе указанных потребителей на собственную теплогенерацию, поскольку в этом случае она лишится весомой доли дохода от своей деятельности. Именно поэтому в новой модели ЕТО представлены возможности выстраивать в отношении таких потребителей гибкую ценовую политику в рамках предельного уровня цены, чтобы стимулировать их оставаться в централизованном теплоснабжении».

С одной стороны, модель «альтернативная котельная» неизбежно приводит к росту тарифа, с другой стороны, там, где срочно требуются инвестиции для обновления инфраструктуры, другой альтернативы пока не предвидится. Однако новая ценовая модель сегодня содержит риски и для самих инвесторов. Как отмечают аналитики ВШЭ, с учетом слабой предсказуемости нормативно-правового регулирования в России теплоснабжающие компании могут столкнуться с необходимостью выполнения заявленных инвестиционных мероприятий в условиях изменения принципов определения цены на тепло. Например, при резком росте цен на топливо генерирующие компании могут оказаться в заложниках инвестиционных обязательств и предельно установленного тарифа. И пока вероятность таких рисков точно прогнозировать никто не может.



МНЕНИЕ

Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ:

Илья Долматов«В определенной степени интерес со стороны генерирующих компаний, в первую очередь — крупных, к ценовой модели «альтернативная котельная» сегодня есть; постепенно начинают появляться пилотные проекты. Конечно, существуют определенные административные и экономические сложности при переходе на эту модель, и понятно, что не везде она сработает. Там, где действующие тарифы выше, чем тарифы в рамках модели «альтернативная котельная», особых стимулов у генерирующих компаний для перехода на эту модель нет, они переходят на эту модель там, где видят потенциал для роста тарифов. Продолжительность инвестиционного цикла альткотельной может различаться в зависимости от договоренности с властью, цены на переходный период. В среднем окупаемость таких проектов может составлять 7–10 лет.

Там, где действуют концессионные соглашения, генераторам тоже нет смысла переходить на «альтернативную котельную», потому что уже существует другая модель взаимодействия с властями. При этом региональные власти далеко не всегда готовы переходить на альткотельную, опасаясь потерять регулирование социально-значимой отраслью.

Примеры повышения тарифа для конечного потребителя, которые мы сегодня видим, действительно демонстрируют определенный рост. Это может быть плюс 1–2% к инфляции.

Наряду с этим переход на альткотельную вряд ли сильно скажется на промышленных потребителях. Цены на тепловую энергию для предприятий и населения не сильно различаются, такой явной «перекрестки», как в электроэнергетике, нет. Поэтому о существенном росте тарифов для промышленников в этом случае я бы не говорил. Конечно, у бизнеса есть эффект масштаба, и это может подталкивать к строительству собственной тепловой генерации. Но модель альткотельной создана как раз для того, чтобы не допустить этого за счет установленной предельной цены — это и есть некая альтернатива собственной генерации. Речь как раз о том, что генератор не может поднять тариф выше установленного уровня» .

Альтернативная котельная, ТЭС , Тепловая энергетика,

Альтернатива греет: Как ценовая модель альткотельной «приживается» на российском рынке теплоэнергетикиКод PHP" data-description="Переход на «альтернативные котельные» в российских регионах стартовал в 2018 году. На 1 июня 2021 года эта целевая модель рынка тепловой энергии была внедрена в 22 муниципальных образованиях. Еще 4 заявки находятся на рассмотрении, а 10–15 муниципальных образований обсуждают возможность перехода на новую модель в ближайшем будущем." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/415-416/3638578.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/624/6246db6f468b048f306f0eafd9f57e98.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.