16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/412/8759061.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 8 (412) апрель 2021 года

Легендарная «Электросила» празднует 123-й день рождения

Петербургское предприятие «Электросила» — один из ведущих поставщиков электротехнического оборудования для энергетики, а также других отраслей российской промышленности, в апреле этого года отмечает свое 123-летие.

Название завода знакомо каждому петербуржцу, ведь оно присвоено одной из станций метрополитена. Да и старшему поколению наших соотечественников оно говорит о многом: так, бытовые приборы предприятия, выпускавшиеся еще в советские времена, известны своей надежностью и работают до сих пор бесперебойно. Конечно же, завод — один из крупнейших работодателей города. Вместе с тем, «Электросила» хорошо известна далеко за пределами Северной столицы — оборудование под маркой завода установлено на четырех континентах.

Чем еще знаменито предприятие, над какими проектами и продуктами трудятся ее специалисты сегодня — в нашем материале.




С момента создания завод «Электросила» выпустил более 2800 турбогенераторов, установленных на электростанциях в 57 странах мира.




Начало

3 апреля (16-го по новому стилю) 1898 года император Николай II утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в Санкт-Петербурге. Так было основано электромашиностроительное предприятие, после революции получившее название «Электросила».

Производство тяговых двигателей и крупных электрических машин началось в корпусах завода еще в середине 1880-х годов. Именно там изготовили машины постоянного тока для освещения Зимнего дворца, тяговые двигатели для первой русской электрической железной дороги, динамо-машины для Адмиралтейского, Обуховского, Балтийского заводов, для «Арсенала».

В годы Первой мировой войны предприятие стало основным поставщиком электрических машин, трансформаторов и высоковольтных аппаратов для армии и флота.


Основные достижения «Электросилы» в XX веке

Именно в XX веке «Электросила» нарастит всю мощь своего научно-технического и производственного потенциала, внесет значительный вклад в развитие отечественного энергомашиностроения, что продолжает делать и в настоящее время.

Электрификация страны

В ходе реализации плана ГОЭЛРО на «Электросиле» были изготовлены первые отечественные турбо- и гидрогенераторы. Освоение производства крупного энергооборудования позволило нашей стране обрести независимость от импортных поставщиков. «Электросила» поставляла машины на все строящиеся по плану ГОЭЛРО электростанции.

В 30-х годах на базе «Электросилы» трудами и исследованиями заводских конструкторов был заложен фундамент теоретической базы всего отечественного электромашиностроения. Завод начал осваивать зарубежные рынки, его оборудование становится известным во всем мире.




«Сделано в Ленинграде в период блокады»

В годы войны и блокады производство «Электросилы» располагалось всего в пяти километрах от линии фронта. Под фашистскими артобстрелами, в условиях голода и катастрофической нехватки рабочих рук завод был единственным в стране предприятием, возобновившим производство быстродействующих автоматов управления. Уникальные изделия с надписью: «Сделано в Ленинграде в период блокады» самолетами доставляли на Большую землю.

В разгар войны, в 1943 году, «Электросила» произвела первый в Европе синхронный компенсатор с водородным охлаждением.

Восстановление энергетики страны

Уже к 1948-му завод достиг довоенного уровня производства и продолжил наращивать мощности. Высокое качество машин производства «Электросилы» отмечают на родине и за рубежом. Первый 100-тысячный турбогенератор удостаивается Государственной премии. Первый советский турбогенератор с форсированным водородным охлаждением обмоток ротора и статора ТВФ-200-2 получил золотую медаль и Гран-при на международной выставке в Брюсселе.

После войны завод был привлечен к реализации советского атомного проекта.



1945 г. Турбогенератор для восстанавливаемой Сталиногорской ГЭС фрезеровка пазов ротора

1945 г. Турбогенератор для восстанавливаемой Сталиногорской ГЭС фрезеровка пазов ротора



Стабильное развитие

В 1960 г. на заводе изготовили первый промышленный турбогенератор. Обмотка статора впервые стала охлаждаться водой. На его основе в последующие десятилетия серийно стали производить, в том числе на экспорт, турбогенераторы мощностью 300, 500 и 800 тыс. кВт.

Крупнейшие научно-технические достижения «Электросилы» в 1960–1970 гг. — создание генераторов для энергетических гигантов нашей страны — Красноярской, Братской, Саяно-Шушенской ГЭС.

На протяжении нескольких десятилетий на заводе разрабатывали и изготавливали уникальные генераторы и двигатели постоянного тока для судостроения.

К концу 1980-х годов «Электросила» обладала самым высоким в отрасли научно-исследовательским потенциалом, высококвалифицированным персоналом и крупнейшими производственными мощностями.

В середине 1990-х предприятие возродило производство тягового электрооборудования.




Олег Антонюк, и. о. директора завода «Электросила»:

Олег Антонюк, и. о. директора завода «Электросила»«Свой очередной день рождения «Электросила» встречает с хорошей загрузкой. В этом году завод выполняет ряд крупных заказов для российских и зарубежных электростанций. Среди них отмечу изготовление гидрогенераторов для Туполангской ГЭС и Багишамальской МГЭС в Узбекистане. Проекты особенно важные для нас — с ними мы заново выходим на рынок Средней Азии».




Время перспектив

Исследовательская, проектная, инжиниринговая деятельность завода сосредоточена, прежде всего, в его конструкторских бюро (КБ). Над чем работают сегодня инженеры, конструкторы «Электросилы»?

Специальное конструкторское бюро по проектированию турбогенераторов. Все этапы развития турбогенераторостроения в стране и на заводе «Электросила» связаны именно с ним. Первый отечественный двухполюсный турбогенератор с воздушным охлаждением, турбогенераторы с водородным и с водородно-водяным охлаждением, крупнейший в мире двухполюсный турбогенератор с водородно-водяным охлаждением серии ТВВ активной мощностью 1200 МВт, четырехполюсный турбогенератор с водородно-водяным охлаждением серии ТВВ активной мощностью 1170 МВт — вот лишь некоторые из машин, созданные конструкторами предприятия.

Сегодня у СКБ турбогенераторов новые крупные проекты и новые разработки, в том числе уникальные для мировой энергетики.

— Наш перспективный проект — изготовление турбогенератора ТВВ-1200-4 мощностью 1255 МВт с водородно-водяным охлаждением для тихоходного блока АЭС, — отмечает Владимир Железняк, начальник отдела расчетов СКБ по проектированию турбогенераторов завода «Электросила». — Это новый тип четырехполюсного турбогенератора, при разработке которого применен ряд запатентованных конструктивных решений. Изготовление этого турбогенератора открывает перспективы новых разработок для дальнейшего повышения единичной мощности до уровня 1800 МВт блоков АЭС и выход по этому параметру на уровень ведущих зарубежных фирм — изготовителей энергетического оборудования.

Разработан проект нового турбогенератора с воздушным охлаждением мощностью более 300 МВт, который будет изготовлен в середине 2023 г. От этого оборудования требуется максимально высокая надежность, которая обеспечивается выполнением комплекса научно-исследовательских работ по совершенствованию конструкции электрической изоляции, работающей при воздействии повышенной температуры, высокого электрического напряжения, озона, вибрации, термомеханических напряжений. Для реализации этой задачи потребовалось выполнение ряда научно-технических и опытно-конструкторских работ и выполнение электромагнитных, вентиляционных и тепловых расчетов с учетом применения новых современных изоляционных и конструкционных материалов, а также технических решений.




Инновации сегодня

При участии специалистов завода «Электросила» разработана система возбуждения нового типа для турбо— и гидрогенераторов с токами возбуждения до 2500 А.

В инновационной разработке реализованы конструктивно-технические решения, в наибольшей степени отвечающие требованиям заказчика, — снижение габаритов и безопасность обслуживания. Новая конструкция системы возбуждения (СВ) обеспечивает безопасность персонала при работах на оборудовании под напряжением и вписывается в существующие помещения АГП (аппарата гашения поля) для электромашинных СВ и помещения аппаратуры управления и шкафов диодных выпрямителей для высокочастотных СВ.

Первые поставки новых систем возбуждения для российских ТЭЦ состоялись в этом году.





Для конструкторского бюро по проектированию гидрогенераторов одно из важнейших направлений работы на сегодня — повышение эффективности бизнеса и сокращение издержек.




«При самом активном участии нашего КБ на «Электросиле» прошла работа по использованию так называемого «прикроя» электротехнической стали, — поясняет Виктор Новожилов, главный конструктор по проектированию гидрогенераторов «Электросилы».

Осваивает новые рынки и отдел проектирования электрических машин. Прежде всего — крупных электродвигателей переменного и постоянного тока для привода шахтных подъемных машин (ШПМ), крупных электродвигателей переменного тока для привода рудоразмольных мельниц.




Высокий уровень компетенций бюро поддерживают не только опытные сотрудники, но и молодые специалисты. Почти половина сотрудников расчетных секторов — кандидаты технических наук.



Для привода ШПМ разработано девять типов электродвигателей. Для привода рудоразмольных мельниц спроектировано 6 типов электродвигателей.

Стоит отметить сжатые сроки проектирования нового оборудования. Четыре типа электродвигателей для привода ШПМ были разработаны за четыре месяца.




«Весьма перспективная тема — проработка новых типов электродвигателей для ШПМ и рудоразмольных мельниц, — рассказывает Павел Калачиков, главный конструктор по проектированию электрических машин завода. — Работы в этом направлении уже ведутся: разработан электродвигатель консольного типа (без подшипниковых опор)».

Важнейшее направление работ КБ и завода в целом — изготовление электрических машин частотно-регулируемых электроприводов переменного тока для карьерной техники (самосвалов «БелАЗ», гусеничных и шагающих экскаваторов).

Начиная с 2008 года «Электросила» освоила производство электроприводов для всей линейки «БелАЗов» с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. Серийно изготавливается более 10 модификаций тяговых электродвигателей и генераторов. К настоящему времени их изготовлено уже более 2500.




Разработаны, освоены и серийно изготавливаются электрические машины электроприводов экскаваторов ЭКГ-15, ЭКГ-18, ЭКГ-20, ЭКГ-32, ЭШ20.90, а также самого мощного карьерного гусеничного экскаватора российского производства — ЭКГ-35.

Конструкторами «Электросилы» разработаны и изготовлены асинхронные электродвигатели для электропривода питательных насосов паротурбинной установки для первой в России плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов».


Люди «Электросилы»


Алексей Непомнящий, электрогазосварщик 5-го разряда: 

Алексей Непомнящий«Для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимы обширные знания по электротехнике, свойствам металлов, закалке, ковке, растяжению металлов. В настоящее время используется и плазменная, и лазерная сварка, и многие другие. 30 лет назад, когда я учился, мы проходили все это в теории, но тогда не было оборудования, на котором мы могли бы практически отработать эти методы. На сегодняшний день я работаю с газом, аргоном, плазменной и ручной сваркой и передаю свой опыт и знания молодым специалистам. В данный момент у меня есть ученик, для своих лет его уже можно назвать квалифицированным специалистом».


Антонина Горячкина, изолировщик 4-го разряда: 

Антонина Горячкина«Работа изолировщика по большей части ручная — по-другому здесь нельзя. Изолировка — это последовательный процесс, состоящий из нескольких этапов, и на каждом из них требуется внимательность, аккуратность, точность. Работа мне нравится — а как иначе, если я тружусь на «Электросиле» 40 лет? Да, есть сложности — например, сидеть на одном месте всю смену, с короткими ежечасными перерывами. Но я привыкла. Вредные условия труда компенсируются длинными отпусками. Кроме того, некоторые изолировщики имеют вторую профессию обмотчика».


Виталий Козлов, сборщик электрических машин и аппаратов 5-го разряда: 

Виталий Козлов«Я подготавливаю детали для общей сборки гидрогенератора: с других участков приходят комплектующие, и мы собираем из них отдельную деталь. В дальнейшем на электростанции из этих деталей собирают гидрогенератор. Вот этим мне и интересно машиностроение: видеть, как создается мощное оборудование, в котором есть часть моей работы. Сборщик, по сути, может собрать любую деталь — главное, чтобы был грамотный чертеж, техпроцесс. В то же время нам есть куда расти: можно стать бригадиром, мастером, заместителем по производству и даже начальником цеха. И такие примеры у нас на заводе есть. При наличии опыта, знаний, целеустремленности карьерный рост возможен». 


 Валентина Воронова, машинист крана 6-го разряда:

Валентина Воронова«Я пришла на завод сразу после окончания курсов и с тех пор работаю уже 17 лет. У профессии крановщика есть свои специфика и сложности. Необходимо все делать аккуратно, без спешки, предельно внимательно. Сейчас я работаю на участке сборки машин, это один из самых ответственных и важных этапов производства. На крановщике — огромная нагрузка, именно от него зависит правильность и безопасность установки элементов, и здесь недопустимы ошибки и неточности. Работаю на высоте примерно 25 метров. Бывает ли страшно на высоте? Конечно! Но внимательность и соблюдение техники безопасности придают уверенность». 



Фото: Игорь Ягубков

Электротехника,

Легендарная «Электросила» празднует 123-й день рожденияКод PHP" data-description="Петербургское предприятие «Электросила» — один из ведущих поставщиков электротехнического оборудования для энергетики, а также других отраслей российской промышленности, в апреле этого года отмечает свое 123-летие. <br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/412/8759061.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/442/4426158b8d66bb82540b6fb3f95156be.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.