16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/402/5458550.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (402) ноябрь 2020 года

«Умные» электросчетчики топчутся на месте

Установка «умных» счетчиков электроэнергии пока откладывается: власти и энергетики продолжают отстаивать свои интересы. Население, со своей стороны, энтузиазма не проявляет.

С 1 июля вступили в силу отдельные положения ФЗ № 522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и новая редакция Правил технологического присоединения. Эти законодательные акты закрепили обязанность электросетевых и сбытовых компаний устанавливать интеллектуальные приборы учета при технологическом присоединении новых энергопринимающих устройств, а также при замене приборов учета с истекшими межповерочными интервалами.

При этом анонсировалось, что все затраты по покупке и монтажу «умных» счетчиков возьмут на себя энергетики. А самое главное — эти затраты не должны будут компенсироваться за счет повышения тарифов.

По факту спустя несколько месяцев массовой «интеллектуализации» не наблюдается, а на уровне правительства и профессиональных энергетических сообществ не утихают споры о том, кто в конечном итоге должен оплатить переход на интеллектуальные системы учета.


Денег нет — «ума» не надо

Первые 3 квартала текущего года стали показательными для энергетической отрасли в плане прямого и косвенного влияния пандемии. Сказались и общее падение экономики, в частности снижение спроса, потребления и генерации, и кризис неплатежей.

Еще в первом полугодии в Минэнерго РФ официально озвучивали, что по сравнению с прошлым годом неплатежи за электроэнергию достигли 88%, связывая это в том числе с закрытием предприятий и снижением реальных доходов населения. При этом в профильном ведомстве отмечали, что наиболее отрицательную динамику демонстрирует сфера ЖКХ, где неплатежи за электроэнергию составили 63%. Бюджетные организации также стали меньше платить за электричество на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Прибыль большинства энергетических компаний (в том числе сбытовых) начала падать еще после первых двух кварталов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня финансовые аналитики уже прогнозируют снижение прибыли у энергетиков по итогам 2020 года: по разным оценкам, от 15 до 20%. Естественно, при таких обстоятельствах ставить интеллектуальные системы учета (ИСУ) энергосбытовым компаниям просто невыгодно, а зачастую — невозможно.

Как отмечают в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, перенос обязанности по обеспечению коммерческого учета на поставщиков и сетевые организации означает снятие с потребителей разовых расходов — приобретение счетчиков, их установку и поверку. Однако для отрасли это будет новым набором обязанностей, не обеспеченных тарифной выручкой.

Вообще, изначально многие эксперты и участники рынка отмечали определенную финансовую несостоятельность такого подхода к оснащению интеллектуальными приборами учета жилищный и промышленный сектора.

Логика была понятна: если за все направление будут отвечать только поставщики и сетевые организации, то, соответственно, вырастут сбытовые надбавки и тарифы на передачу. В итоге промышленные потребители, как основные плательщики тарифа на передачу электроэнергии, будут оплачивать приборы учета мелких потребителей. А мелкие потребители (основные плательщики сбытовой надбавки) — оплатят приборы учета для населения. Еще одна статья в перекрестном субсидировании.


Низы не хотят, верхи переосмыслят

Примечательно, что, несмотря на разрекламированную выгоду от новых интеллектуальных приборов учета, население отнеслось к идее достаточно скептично. Большинство потребителей просто не верят в то, что энергосбытовые компании в ущерб себе будут устанавливать «умные» счетчики. Даже при условии, что теоретически последние должны окупиться за счет снижения потерь электроэнергии и наиболее точного контроля.

«ЭПР» выделил несколько причин, по которым люди опасаются устанавливать интеллектуальные приборы учета электроэнергии. Во-первых, собственники жилья уверены, что коммерческие сбытовые компании, несмотря на законодательство, все равно найдут способ перенести напрямую или косвенно расходы на потребителей. Во-вторых, у населения возникает вопрос относительно контролирующих механизмов.

Иными словами: как проконтролировать показатели счетчика самому, если они передаются автоматически, и кто даст гарантии, что прибор считает по факту, а не в пользу условной энергосбытовой компании? Наконец, некоторые собственники на полном серьезе считают, что энергетики должны получить лицензию на обработку персональных данных потребителей. Такое мнение базируется на том, что интеллектуальный прибор учета позволяет отслеживать в online-режиме уровень потребления энергии, а значит, понимать — когда человек находится дома, когда он спит, и т. д., чем могут воспользоваться грабители. Конечно, может быть, такие риски и не столь высоки, но учитывая периодические «сливы» хорошо защищенных баз данных некоторых сотовых операторов, а также появление в интернете информации о клиентах банков, полностью беспочвенными такие опасения не выглядят…

К слову, о тарифах и «грабежах»: более месяца назад Правительство РФ поручило ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития и другим профильным ведомствам проработать вопрос включения стоимости установки счетчиков в коммунальные платежи. Также в поручении сказано о необходимости предложений по дополнительному росту тарифов на электроэнергию, которые будут учитывать затраты на установку «умных» счетчиков (в течение трех лет). Есть подозрение, что, несмотря на изначально декларирующийся тезис «население это не затронет», это будет соответствовать действительности не в полной мере.



МНЕНИЕ



Алла Бредец



Алла Бредец, Руководитель регионального центра (Санкт-Петербург) НП «ЖКХ Контроль»:

«По закону сбытовые компании только через год обязаны устанавливать «умные» счетчики, поэтому массовой замены сейчас мы не наблюдаем. Кроме того, в некоторых регионах, например в том же Санкт-Петербурге, достаточно небольшой процент просроченных приборов учета. Но главная причина, по которой поставщики не спешат устанавливать ИСУ, на мой взгляд, заключается в другом.

По идее «умный» счетчик должен быть выгоден всем. Но мы уже видим реакцию РСО, которые отстаивают свои интересы. Во-первых, они уже открыто говорят, что без повышения тарифа реализовать эту программу невозможно. Во-вторых, предлагают не проводить «массовую» установку ИСУ, поскольку только комплексная установка таких систем позволит отражать реальное потребление электроэнергии и измерять энергоэффективность всего дома. С последним тезисом трудно не согласиться.

С другой стороны, если мы все время будем переносить мероприятия по внедрению ИСУ, то сильно отстанем от цивилизованного мира в плане энергоэффективности и снижения потребления энергоресурсов. Поэтому, может, правительству и стоит принять некоторые предложения энергетиков. Например, оборудовать те дома, где количество счетчиков, подлежащих замене, достигает определенного процента. Но в текущей ситуации в ближайшее время какой-то массовой замены счетчиков явно не предвидится».



Приборы учета, Тарифы на электроэнергию, Электропотребление,

«Умные» электросчетчики топчутся на местеКод PHP" data-description="Установка «умных» счетчиков электроэнергии пока откладывается: власти и энергетики продолжают отстаивать свои интересы. Население, со своей стороны, энтузиазма не проявляет.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/402/5458550.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/df9/df9e2240012a888f85c02f6114864fd1.jpg" >

Похожие Свежие Популярные