16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/398/796979.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (398) сентябрь 2020 года

Можно ли «осчастливить» человека в экстремальной ситуации?

Власть Анастасия Борисовна Бондаренко, статс-секретарь – заместитель министра энергетики Российской Федерации, заместитель руководителя оперативного штаба Минэнерго России по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) 446

COVID-19: какие уроки мы извлекли за последние месяцы (опыт Минэнерго России)

Анастасия Бондаренко

2020 год проходит под сенью такого страшного явления как COVID-19. Хотела бы осветить те практические шаги, которые были предприняты в Министерстве энергетики Российской Федерации и в компаниях ТЭКа в этот непростой для всех период. Напомню, 11 марта 2020 г. распространение вируса было признано ВОЗ пандемией.

Первые шаги: жизнь изменилась 

Первым шагом стало уведомление 11 марта 2020 г. всех сотрудников о необходимости воздержаться от поездок в неблагополучные страны, а также не выходить в офис в случае возращения из них в течение 14 дней, т.е. соблюдать режим самоизоляции.

Мы взяли на себя смелость указать сотрудникам на соблюдение самоизоляции при возвращении не только из тех стран, которые были упомянуты на тот момент в правовых актах как неблагополучные, но и вообще из любой страны, где были зарегистрированы случаи заболевания COVID-19 (в дальнейшем это стало очевидным для всех).

12 марта 2020 года министр энергетики Александр Новак утвердил План мероприятий Минэнерго России по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, по которому мы начали жить в абсолютно новых реалиях. Началась организация процессов закупки масок, санитайзеров, обеспечение более частой уборки помещений, и самое главное – мониторинг состояния сотрудников. Частная жизнь с этого момента стала не такой уж частной.

С 17 марта 2020 г. на входе в здание Министерства было организовано измерение температуры бесконтактным способом всем сотрудникам и посетителям, причем мы разместили в доступных взгляду местах объявление, которое разъясняло, что при отказе от измерения температуры либо при повышенной температуре человек в здание допущен не будет.

С юридической точки зрения для меня до сих пор остался открытым вопрос: имели ли мы на это право? К счастью, за редкими исключениями недовольства от небольшой задержки при входе мы отметили серьезность отношения сотрудников к происходящему.

 


Без бюрократии

Серьезные организационные меры были приняты в Министерстве чуть позже: появился приказ от 19 марта 2020 г. № 208 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым был создан оперативный штаб Минэнерго России по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Утвержден новый План неотложных мероприятий Минэнерго России по предупреждению распространения COVID-19.

Оперативный штаб собрался очно только один раз. Мы не имели права рисковать в тех условиях здоровьем сотрудников. Поэтому в дальнейшем заседания штаба проводились в режиме видеоконференц-связи (ВКС). Тогда же был создан чат в одном из распространенных мессенджеров. Все оперативные вопросы буквально в круглосуточном режиме решались моментально в этом чате, мы отказались от любой бюрократии в этих процессах (никаких служебных записок, подписей и печатей) – только вопрос и его решение.

Забегая вперед, хочу сказать, что это как раз один из тех уроков, которые мы вынесли из этих месяцев: меньше формы, больше содержания.

Мы приступили к сложному этапу – переводу сотрудников на работу в режиме дистанционного исполнения обязанностей. Оговорюсь, работа Министерства носит административный характер, в деятельности самого Министерства (в отличие от компаний ТЭКа) производственные процессы отсутствуют, поэтому нам было легче, чем компаниям, которым необходимо было в этот период так перестроить свою работу, чтобы не пострадали основные отрасли – электричество, тепло, газ поступали потребителям.

При переводе сотрудников на удаленный режим работы мы столкнулись с двумя видами ограничений: (1) – технические ограничения, (2) – организационные ограничения.

С точки зрения технических ограничений необходимо отметить, что не у всех работников в распоряжении дома имелись рабочие места (компьютеры, ноутбуки, планшеты), а также существовала острая необходимость подключения домашних устройств к рабочей почте, а в отдельных случаях – к ведомственной информационной системе (ВИС) для обеспечения тех функций, для которых требуется массивный объем исторических данных, а также для обеспечения официального прохождения документов в электронном виде.

Вопрос решался оперативно – многие сотрудники абсолютно добровольно для работы использовали личное оборудование, в крайних случаях его отсутствия использовалось рабочее, оформлялись дополнительные лицензии на программное обеспечение.

 


Нелегально в офис или на «удаленку»? 

Сложнее было преодолеть ограничения организационного характера. Первоначально мы столкнулись с резким непринятием необходимости перевода сотрудников на удаленный режим со стороны директоров наших департаментов. Во многом это объяснимо тем, что на каждом директоре департамента лежит персональная ответственность за возложенные на департамент задачи и выполняемые поручения. Только директора департаментов в полной мере соотносят объем и сложность решаемых задач с имеющимися для этого ресурсами – временем и людьми. В те числа марта абсолютно каждым директором обосновывалась практически невозможность работы Министерства в дистанционном режиме и яростно отстаивалась численность сотрудников, которых необходимо оставить в офисе.

Кроме того, достаточно неожиданно было также и сопротивление самих сотрудников – понимание своей роли и ответственности буквально каждого заставляло просить свое руководство отставить его на работе. Мы столкнулись даже с проникновением в Министерство «контрабандой», поскольку практически сразу пошли по пути составления списков тех, кто не переведен на удаленку и имеет право зайти в офис, иных же охрана на входе не пропускала, несмотря на имеющиеся удостоверения. Самые «горящие» своей работой и очень ответственные «контрабандисты» проникали в здание через отдельные входы и, стараясь не попасться никому на глаза, выполняли свои должностные обязанности.

Приходилось вести разъяснительную работу иногда вручную, буквально с каждым проговаривая опасность такого отношения – апеллировали и к пожилым родителям, находящимся в зоне риска, и к детям, остающимся дома без школы и прогулок, и к необходимости сохранять свое здоровье в качестве «горячего резерва» – тех, кто выйдет на смену работающим в офисе в случае неблагоприятных исходов.

Подход был следующим – на удаленку в первоочередном порядке были переведены беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также сотрудники, достигшие пенсионного возраста.

Первоначально исходили из того, что каждый сотрудник дома, имеющий подключение оборудования к сети интернет в состоянии выполнить практически любое задание при помощи стандартных офисных программ и отправить результат начальнику по электронной почте, при этом если требовалось оформление документов в регламентном порядке (визирование, распечатка на бланках) – этот процесс обеспечивали те, кто остался на работе в офисе.

При этом мы вынесли второй важный урок: помощь и взаимовыручка – это признаки настоящей командной работы. Ведь иначе обеспечить критически важное эффективное и бесперебойное функционирование Минэнерго России в этот период было бы просто невозможно.

    


Коридоры Минэнерго опустели 

Немного о цифрах. С учетом возможностей имеющейся IT-инфраструктуры уже с 20 марта 2020 г. на дистанционный режим работы были переведены 30,5% сотрудников Минэнерго России, через неделю, с 27 марта, – уже 69%, а с 6 апреля было уже переведено максимально возможное количество – 72% сотрудников Минэнерго России.

С учетом количества сотрудников Минэнерго России, находившихся в разное время в течение двух месяцев (апреля и мая) в отпусках, на больничных, в режиме самоизоляции, наличие сотрудников на рабочих местах в административном здании Минэнерго России в целом не превышало 20–25%.

И такие цифры были бы невозможны без поддержки перевода максимально возможного количества сотрудников на удаленку со стороны министра энергетики Александра Валентиновича Новака. Именно указание на опасность ситуации, неоднократно озвученное им на оперативных совещаниях и заседаниях оперативного штаба, предоставление кадровой службе Министерства и оперативному штабу широких полномочий, возможности обоснованно настаивать на сокращении сотрудников на рабочих метах без дополнительной бюрократии, а также поставленная им задача – перевести порядка 80% сотрудников на удаленку при сохранении полной работоспособности Министерства и обеспечили успех этой операции.

Отмечу, что нарастание угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, тревожные новости во всех СМИ, регулярно публикуемая официальная статистика на сайте СТОПКОРОНАВИРУС.РФ меняли отношение людей к происходящему. Директора департаментов смогли эффективно выстроить систему контроля за выполняемой работой, расшились «узкие места» с точки зрения технического оснащения работников на удаленке, многие были подключены к ВИС, что на порядок ускорило работу.

Даже те, кто ранее игнорировал требования о переходе на электронный документооборот и всегда предпочитал очные встречи, перешли на новые современные форматы рабочего общения – вместо длительной служебной переписки теперь после короткого сообщения в мессенджере можно было стремительно получить официальную согласованную позицию, вместо долгих и зачастую малорезультативных совещаний во время коротких ВКС оперативнее решались вопросы (иногда подводила связь и все участники были вынуждены говорить коротко и исключительно по существу).

 


Говорите, я вас вижу 

Говоря о видеоконференц-связи (ВКС), отмечу такой положительный побочный эффект, как экономия времени. Без поездок по городу на разные совещания в разных местах оставалась единственная несложная задача – состыковать графики ВКС, но при этом высвобождалось столь ценное время, которое можно было использовать с большей пользой, чем стояние в автомобильных пробках. Были опробованы на практике современные программные продукты, большинство из которых являются отечественными, это средства проведения ВКС, вебинаров, виртуальные флип-чарты и т.д.

В связи с этим был также вынесен важный третий урок: технологии шагнули вперед, и все самое современное должно быть на службе у любой эффективной организации, при этом нам самим жизненно необходимо меняться. И тут, перефразируя слова известной песни, можно сказать, что не стыдно меняться в изменчивом мире, ведь меняться – это не означает прогибаться.

Безусловно, были выполнены и иные неотложные мероприятия, предусмотренные нашим планом в интересах обеспечения безопасности персонала: были отменены все внутренние и зарубежные командировки сотрудников Минэнерго России, за исключением носящих неотложный характер, организованных во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и (или) в целях обеспечения безопасности страны. Отменены все мероприятия с массовым участием (коллегии, форумы). Рабочие мероприятия (совещания, заседания рабочих групп, оперативных штабов и т.д.) проводились только в дистанционном режиме, в режиме видеоконференций и конференц-коллов. Был прекращен личный прием граждан, организован бесконтактный бокс для приема письменной корреспонденции, было закрыто бюро пропусков. Допуск в административное здание сотрудников организован по спискам с обязательным измерением температуры тела. В течение рабочего дня во всех департаментах проводились обязательные контрольные измерения температуры тела у всех офисных сотрудников.

Все сотрудники Минэнерго России были проинформированы о необходимости строгого соблюдения режима самоизоляции при выполнении служебных обязанностей дистанционно, контроль за этим осуществляли не только директора департаментов, но и курирующие эти департаменты заместители министра. Было организовано регулярное информирование всех сотрудников об эпидемиологической обстановке, а также оперативное доведение требований и рекомендаций по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

 

    

Сохранить здоровье людей – важнейшая задача любого работодателя 

Все эти меры обеспечили сохранение здоровья наших сотрудников. До начала мая 2020 года заболевших COVID-19 среди сотрудников Минэнерго России не было. 


Однако избежать полностью опасности не удалось, с мая по сентябрь не удалось уберечь от заболевания 10 человек, среди подведомственных Министерству организаций также благодаря оперативно принятым мерам за весь период количество заболевших составляет 26 человек, при этом выздоровел к этому моменту 21 переболевший. К счастью, летальных исходов зафиксировано не было.

Основной рост в цифрах начался с конца июля. Думаю, что этот факт обусловлен (помимо снятия ограничений и возврата к прежнему режиму работы) также факторами «расслабления» и потери бдительности работниками. Что скрывать – все устают и от ношения масок, и от необходимости постоянной дезинфекции рук и предметов обихода. Но расслабляться нельзя, болезнь коварная и до сих пор не до конца изученная. Строгое соблюдение всех рекомендаций врачей – это залог сохранения здоровья.


Остановимся немного на работе организаций ТЭКа в этот период.

Если не рассматривать работу административного персонала, то ограничения в организации удаленной работы сотрудников действительно были, и они были обусловлены спецификой производственных процессов в отраслях ТЭКа (это и непрерывность производственного цикла, и наличие особо опасных производств, и непрерывный 12-часовой сменный график работы производственного персонала, это выполнение жизнеобеспечивающих функций).

Компании ТЭКа как социально ответственные работодатели сделали все возможное для защиты своего персонала. При этом сохранили действующие режимы рабочего времени и условия оплаты труда, сокращение численности работников компаниями не производилось.

В отношении производственного персонала предоставление выходных дней или перевод на удаленный режим в полном объеме были невозможны, иначе это было бы чревато технологическими нарушениями и перебоями в снабжении потребителей энергоресурсами, этого нельзя было допустить.

Поэтому с учетом того, что по Указам Президента режим нерабочих дней не распространялся на непрерывно действующие организации (это также и организации электроэнергетики, теплоснабжения, организации нефтегазового комплекса), персонал отраслей ТЭКа заступил на свои смены практически в прежнем порядке.

Во всех крупных компаниях были созданы оперативные штабы, приняты планы действий, мониторилось и по-прежнему мониторится состояние персонала, руководство компаний строго обеспечивает соблюдение санитарных норм и мер профилактики. Одними из первых качественно организовали внутренние процессы ПАО «Россети» и АО «Зарубежнефть».

На случаи резкого ухудшения эпидемиологической обстановки в регионах присутствия большинство компаний подготовилось для перехода в режим полной изоляции оперативного персонала (планы «внутренней вахты»): оборудованы помещения со спальными местами, проработан вопрос круглосуточного обеспечения горячим питанием и соблюдения водно-питьевого режима для оперативного персонала, работники проинформированы о составе «тревожных комплектов» (например, филиалы ООО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», которые обеспечивают эксплуатацию Таврической ТЭС в Республике Крым и Балаклавской ТЭС в г. Севастополе; ПАО «Юнипро», ПАО «ТГК-2», ПАО «Казаньоргсинтез»).

Вахтовым методом организована работа в ПАО «РусГидро»: в Дагестанском филиале и ПАО «Магаданэнерго», организован ежедневный мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил.

В ПАО «Транснефть» обеспечена готовность к функционированию резервных диспетчерских пунктов и ОСТ с учетом возможности перевода управления, организация специального режима работы диспетчерских подразделений (доставка транспортом, обособленное питание, бесконтактная передача смены), формирование кадрового резерва.

Многие компании, использующие вахтовый метод работы, увеличили продолжительность вахты до трех месяцев. При этом ими предусмотрены: обязательное лабораторное обследование работников на наличие инфекции за двое суток до отправки на вахту и перед отправлением работников домой; одномоментная доставка персонала в пункт временного пребывания и дополнительная обсервация каждой заезжающей группы сроком до 14 дней с проживанием в помещениях до четырех человек с круглосуточным присутствием в обсервации медицинского персонала и тестированием на новую коронавирусную инфекцию от одного до трех раз перед выездом на месторождение) (например, ООО «Газпром бурение», АО «АРКТИКГАЗ», АО «Бейкер Хьюз», ПАО «Газпром», АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «НК Роснефть», АО «Башнефтегеофизика»).

Важно, что работникам производится оплата периода их нахождения в пунктах временного пребывания в связи с необходимостью соблюдения карантинных мер в размере не ниже дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки) (например, ООО «Газпром бурение»). Работникам же, находящимся на междувахтовом отдыхе, по их личным заявлениям осуществляется авансирование заработной платы будущих периодов вахты в размере 50% от установленного должностного оклада (месячной тарифной ставки) (например, ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпром бурение»).

 


Это тревожное слово – дезинфекция 

Организации ТЭКа выполняли рекомендации Роспотребнадзора по дезинфекции рабочих мест, столовых, спальных помещений (при работе вахтовым методом), по приобретению неснижаемого запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты и др. Кроме того, некоторые компании в регионах присутствия проводят масштабную дезинфекцию территорий проживания работников своей компании, а также прилегающих к ней территорий – населенных пунктов. Например, АО «СУЭК» использует собственные пожарные и поливо-оросительные автомобили и другую спецтехнику для санитарной обработки мест скоплений граждан – автодорог, тротуаров, остановок пассажирского транспорта, магазинов и т.д.

На всех производственных площадках минимизированы контакты между отдельными цехами, участками, отделами, не связанными выполнением общих производственных процессов.

Оперативно организовано дистанционное обучение работников в корпоративных образовательных (учебных) подразделениях и центрах.

Были реализованы меры, обеспечивающие стабильность функционирования непрерывных производственных процессов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с рекомендациями по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (письмо Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 г. № 02/7376-2020-24), рекомендациями по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников (письмо Роспотребнадзора от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15), Временными правилами организации работы вахтовым методом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 601, а также рекомендациями по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (письмо Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24).

В соответствии с указанными документами в организациях ТЭКа предприняты следующие ключевые меры:

- созданы оперативные штабы по предупреждению распространения COVID-19, которые в своей деятельности опираются в том числе на рекомендации территориальных управлений Роспотребнадзора и исполнительной власти субъектов РФ и взаимодействуют с региональными оперативными штабами и местными органами власти;

- разработаны и утверждены локальными нормативными актами планы мероприятий по недопущению распространения COVID-19;

- сформированы планы действий филиалов и управляемых организаций в случае негативного сценария распространения коронавирусной инфекции;

- организовано регулярное информирование работников о клинических признаках коронавирусной инфекции COVID-19 (ОРВИ) и о необходимых действиях при выявлении признаков коронавирусной инфекции;

- организована доставка производственного персонала от места проживания на объекты и обратно специально выделенным служебным или наемным автотранспортом; транспортные средства подвергаются дезинфекции;

- на контрольно-пропускных пунктах объектов организованы «входные фильтры» с проведением бесконтактной термометрии работников, их осмотра и опроса на предмет выявления симптомов респираторных инфекций; обеспечивается соблюдение дистанции между работниками не менее полутора метров, нанесена соответствующая сигнальная разметка;

- организовано тестирование персонала на наличие COVID-19;

- максимально ограничен доступ на объекты лиц, не связанных с их эксплуатацией и ремонтно-техническим обслуживанием, а также усилен контроль за работниками подрядных организаций, участвующих в производственном процессе;

- разделены потоки производственного персонала организаций и персонала внешних подрядных организаций с целью минимизации контактов между работниками;

- в ряде организаций работы, связанные с присутствием подрядных организаций на территории организаций прекращены, доступ на территорию организации сторонних подрядных организаций без крайней необходимости запрещен;

- производственный персонал в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты;

- проведено разделение рабочих смен в служебных и бытовых помещениях, организован дистанционный прием-передача смен;

- в столовых (пищеблоках) введен усиленный противоэпидемический режим (в том числе по обработке посуды многократного использования), обеспечены условия для соблюдения социального дистанцирования, осуществляется контроль запрета приема пищи на рабочих местах;

- в ряде организаций проведено категорирование объектов с учетом риска распространения COVID-19 с целью дальнейшей реализации комплекса мер упреждающего воздействия для каждой категории объектов;

- разрабатываются планы действий по введению режима изоляции персонала («внутренней вахты»), проводится работа по оборудованию мест для размещения, отдыха и питания персонала на случай работы в полностью изолированном режиме;

- сформированы резервы оперативного персонала;

- в ряде организаций установлен особый порядок доступа на территорию объектов работников, вышедших после отпуска или больничного;

- в помещениях с постоянным нахождением работников используются бактерицидные облучатели-рециркуляторы;

- при организации технологических процессов минимизированы контакты между отдельными цехами, участками, отделами, не связанными выполнением общих производственных процессов;

- ограничены перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых, выход за территорию объекта, перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей;



В организациях, осуществляющих работу в том числе вахтовым методом:

- перед отправкой на вахту все работники по приезде предоставляют справку о состоянии здоровья и эпидемиологическом окружении по месту жительства;

- организованы обсерваторы для размещения работников на 14 дней до их заезда на вахту с проведением тестирования на наличие COVID-19;

- организованы изоляторы (карантинные зоны) с возможностью полной изоляции заболевших работников;

- в ряде организаций организовано одномоментное перевахтование работников с предварительным контролем температуры в аэропортах перед посадкой на чартерные рейсы и измерением температуры по прибытии на место работы с разделением потоков вновь прибывших и отправляемых с вахты работников, включая временное раздельное размещение на период обработки транспорта;

- во многих организациях перевахтование работников отменено за счет увеличения продолжительности вахты в пределах срока, установленного трудовым законодательством;

- в вахтовых поселках реализованы мероприятия по профилактике и недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе: разработаны памятки по профилактике коронавирусной инфекции, проводятся инструктажи по охране труда, вопросам соблюдения санитарных правил и правил личной гигиены; работники обеспечены средствами индивидуальной защиты; проводится регулярная уборка с применением дезинфицирующих средств мест общего пользования, производственных, служебных и жилых помещений, транспорта для доставки вахтовиков к месту проведения работ; ежедневно производится бесконтактный контроль температуры работников, работники с повышенной температурой к работам не допускаются и изолируются в обсерваторе; при централизованном питании работников организация посещения столовой коллективами цехов, участков (флотов), отделов в строго определенное время по утвержденному графику (обеспечение одноразовой посудой для питания изолируемых, выделение для приема пищи специально отведенных и оборудованных помещений).

Организациями ТЭКа организован регулярный мониторинг санитарно-эпидемиологической ситуации на производственных объектах. В зависимости от изменения эпидемиологической обстановки, в том числе в конкретном регионе, осуществляется оперативное реагирование на ситуацию.

Однако, несмотря на столь серьезные принятые меры, случаев заболевания, в том числе с самым неблагоприятным исходом, избежать не удалось. Однако в целом в сфере ТЭКа трудятся порядка 2,5 млн человек, конечно, ожидать полного отсутствия заболевших при таких цифрах не приходилось.


По просьбе компаний ТЭКа в 2020 году наиболее отличившихся сотрудников, тех, кто в самый сложный период беззаветно отстоял вахты и смены, что называется «за себя и за того парня», кто вложил свой личный труд в бесперебойное функционирование ТЭКа, неостановку производственных процессов (ведь в домах и на предприятиях должно быть тепло, светло, на АЗС всегда должно быть горючее), Минэнерго России отметило ведомственными наградами сверх установленного порядка. Обработать несколько тысяч обращений в такой короткий срок нам также помогли Ассоциация «ЭРА России» и Всероссийский Электропрофсоюз, за что хочу выразить также благодарность лично Замосковному Аркадию Викторовичу и Офицерову Юрию Борисовичу.

     

 

Где мы сегодня? 

Возвращаясь в конце настоящей статьи к работе Министерства, хотелось остановиться на том, с чем мы выходим из этого сложного периода.

Было еще много особенностей работы и принятых мер – это и организация тестирования сотрудников, и напряженная, буквально в считаные часы, организация централизованной подачи данных в правительство Москвы для оформления цифровых пропусков для перемещения по городу (как для сотрудников Министерства, так и для большинства компаний ТЭКа, расположенных в городе Москве), и организация дистанционного обучения сотрудников, и мониторинг регуляторных изменений, и оперативное информирование о любых изменениях сотрудников, и даже психологическая поддержка тех, кому непросто было работать дома, но главное не это. Главное – мы вернулись к нормальному режиму функционирования, и этот процесс тоже требует пристального внимания.

При выработке подходов к возвращению в штатный режим работы сотрудников приняли во внимание советы профессиональных психологов по учету особенностей восприятия сотрудниками текущей ситуации, всех действующих правил и ограничений. Была проведена оценка работы персонала за истекший период, как с точки зрения эффективности работы, так и влияния «факторов ковида» на психоэмоциональное состояние сотрудников.

При оценке эффективности работы мы исходили из самых срочных, оперативных задач и выводили тех людей, кто был наиболее необходим и наиболее эффективен под эти задачи именно при работе в офисе.

Также при оценке персонала по степени готовности к выходу с дистанционного режима работы учитывалось их состояние. Всех сотрудников условно можно было разделить на три группы: (1) «рвущиеся в бой» – самая активная часть, те, кто постоянно просился на работу в офис; (2) «спокойные» – одинаково эффективно могут работать дома или на рабочем месте, без скачков, ритмично; (3) «тревожные» – те, кто не хочет выходить на работу в офис из-за сильных переживаний в связи со сложившейся ситуацией, те, кто испытывает страх перед поездками в общественном транспорте, чья семья или близкие столкнулись с болезнью, и т.п. В первую очередь мы выводили 1-ю категорию, позже всех – последнюю. Пример спокойной работы вернувшихся к обычному режиму коллег из первых двух категорий был для них дополнительным фактором стабильности и успокоения.

Среди рекомендаций по организации удаленной работы (тут необходимо отметить очень ценные советы, которые были обобщены РАНХиГС и направлены для использования от Правительства РФ) был также совет поддерживать постоянную связь с сотрудниками на удаленке, интересоваться их состоянием, мониторить их самочувствие не только на предмет заболевания, но и что их волнует, с какими сложностями они сталкиваются, в общем, что называется «держать руку на пульсе» – достаточно обычная практика для всех хороших эмпатичных руководителей в обычной жизни, но ставшая просто незаменимой в это сложное время.

Те директора департаментов, которые были на постоянной связи со своими сотрудниками, точно знали, кто и в каком состоянии находился к моменту начала снятия ограничений.

И главный урок, который мы все (я надеюсь) вынесли за этот период: нет ничего важнее людей, их состояния и ощущения ими при работе безопасности и комфорта. Задача работодателя – обеспечить это.

     

 

Что изменится в будущем? 

Безусловно, в работе Министерства сохранились все эффективные новые формы работы – электронный документооборот, проведение совещаний в режиме ВКС, внедрение платформенных решений в бизнес-процессы, тем более что одна из основных задач на ближайшее время – это цифровая трансформация всех процессов.


Также я считаю, что накопленный опыт удаленной работы необходимо проанализировать и внедрить в дальнейшую работу. Если выработать понятные и прозрачные критерии оценки эффективности работы конкретных специалистов, то в конечном итоге какая разница, в каком месте достигается искомый результат? В августе мы обсуждали с министром эти подходы. Если конкретный сотрудник равно (или даже более) эффективен, работая с ноутбуком на даче и в офисе, потратив на дорогу туда и обратно три часа, и желает работать именно по такой форме постоянно либо несколько дней в неделю, то необходимо только определить объемы работы в каждый из таких дней, установить «контрольные» точки и юридически это оформить.

Сейчас мы полностью завершили начатый в июле процесс возвращения сотрудников на рабочие места. И (что очень отрадно) – при поддержке министра мы запустили организацию процесса «новой» удаленки. Получили списки от департаментов, кто готов на такую форму, готовим регламентирующие документы.

Разница в том, что перевод сотрудников на удаленку в начале пандемии производился экстренно, основная цель была сберечь здоровье людей любыми средствами, а сейчас этот процесс идет планово, «с холодной головой». Результат работы должен достигаться наиболее эффективным способом (в одном случае – на удаленке, в другом – в офисе, в третьем – комбинируя варианты).

Идет оценка вклада каждого сотрудника в рабочие процессы, поскольку именно дистанционный режим более четко подсветил тех, кто наименее вовлечен в работу и наименее в ней заинтересован. Ведь привычное нахождение человека в офисе иногда позволяет недобросовестному работнику успешно создавать видимость бурной деятельности, что делать на удаленке намного сложнее – или есть качественный документ, или его нет, или есть результат, или его нет, все довольно просто.

Это сложный вопрос, особенно для сильно регламентированной государственной службы, однако, избегая изменений и управления ими, отказываясь от поиска максимально эффективных форм работы, мы обречены на отставание от стремительно меняющегося мира.

    

 

Убедить или заставить? 

Личный урок, который я вынесла для себя (и не претендую на его объективность и тем более мультиплицирование) – в экстремальной ситуации можно и нужно «осчастливить» человека даже против его воли.

Многое здесь зависит и от руководителя, который уверен в правильности принимаемого решения и поставленных им целей. Для иллюстрации можно вспомнить и долгие убеждения одного сотрудника не уезжать в такой необходимый ему и долгожданный отпуск в Индонезию, и переговоры с МИДом в попытке доставить домой сотрудника, застрявшего на два долгих месяца в Занзибаре, и убеждение мамы двоих детей остаться в «горячем резерве» на удаленке и не рваться на работу «спасать своих ребят», вкалывающих в офисе, и буквально физическое препятствие таким автоматическим в обычной жизни привычкам, как рукопожатия или близкое расположение, передача из рук в руки ручки или бумаги – все те мелочи, над которыми мы совершенно не задумывались в прошлое «мирное» время. И все это только чтобы сохранить здоровье и жизнь самих людей, которые не всегда своевременно и адекватно оценивали нависшую угрозу.

В итоге даже самые ответственные директора департаментов пришли к пониманию, что все принятые в Министерстве меры были необходимы и точно коррелировали со сложностью ситуации.

Особо хочу отметить беззаветную работу всех специалистов, которые, не щадя личного времени, обеспечивали техническую поддержку при работе с капризным оборудованием и программным обеспечением, многое из которого было в новинку большинству сотрудников, каждому требовалась какая-то помощь. Но все без исключения работали на результат, никто не оставался в стороне.

Но основная нагрузка, как и в большинстве компаний, в первые же минуты легла на плечи кадровой службы, которая сразу из привычного функционала «прием-увольнение-отпуска и прочее» трансформировалась в локальную «службу спасения», у которой в экстремальной ситуации должен быть ответ на любой вопрос любого сотрудника. Ежедневно собиралась информация о состоянии сотрудников, и каждый «подозрительный» случай или факт заболевания отрабатывался в ручном режиме. Я очень горжусь всеми, кто за эти месяцы нес повышенную нагрузку, не считаясь ни со временем суток, ни с неожиданностью поставленных задач.

 

Минэнерго, Коронавирус, Безопасность, охрана труда

Можно ли «осчастливить» человека в экстремальной ситуации?Код PHP" data-description="2020 год проходит под сенью такого страшного явления как COVID-19. Хотела бы осветить те практические шаги, которые были предприняты в Министерстве энергетики Российской Федерации и в компаниях ТЭКа в этот непростой для всех период. Напомню, 11 марта 2020 г. распространение вируса было признано ВОЗ пандемией." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/398/796979.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1ec/1ec410e4782008ce83aea4301502a43a.jpg" >

Похожие Свежие Популярные