16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/398/790958.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (398) сентябрь 2020 года

Добавить газу

В 2012 году на территории России действовало около 240 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), при этом их загрузка составляла лишь 18 %. В 2020 количество газовых заправок увеличилось в два раза, а уровень их загрузки – на 20 %.

Федеральный стимул

По данным Минэнерго РФ в 2019 года в стране было введено в эксплуатацию 86 новых газозаправочных объектов. При том, что с 2000 по 2020 год средний ежегодный рост потребления компримированного природного газа (КПГ) в России составил 12,6 %, в 2019 году объем метана в структуре всего топливного рынка составил около 1 %. В 2019 году к этой теме активно подключилось правительство, была разработана программа поддержки, касающаяся развития рынка КПГ.

Уже в начале 2020 года Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил постановление о внесении изменений в гос-программу «Развитие энергетики». В частности, была разработана подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива», целями которой были заявлены: рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры и увеличение парка техники на природном газе.

В рамках реализации данной подпрограммы (речь идет о субсидировании перевода транспорта на газ и строительстве газозаправочных станций) в период с 2020 по 2024 г. из федерального бюджета планируется выделить 19,29 млрд руб. Такие меры, по мнению правительства, будут способствовать формированию спроса на метан как топливо у населения, коммерческих организаций, а также госсектора, что, в свою очередь, должно привести и к росту предложения на данном рынке и развитию заправочной инфраструктуры.


Косвенные показатели

Судя по региональной информационной повестке, пока все государственные субсидии на развитие рынка ГМТ выглядят как попытка массового перевода на метан именно общественного транспорта. Говорить об уровне потребления метана и даже об уровне спроса на него в частном или коммерческом сегменте пока сложно, по большей части, из‑за особенностей ведения статистики по видам топлива для транспортных средств.

– К сожалению, посчитать точные доли сегментов рынка (особенно частников) сейчас достаточно сложно: дело в том, что если человек поставил себе на автомобиль либо двигатель на метане, либо на пропан-бутане, в техническом паспорте зачастую все равно будет написано «газ», – поясняет исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации» Василий Зинин.

Между тем о потенциальном спросе отчасти можно судить по косвенным признакам. К примеру в июне было принято постановление об увеличении субсидий на переоборудование транспорта до 60 % от суммы затрат, а к сентябрю основные лимиты по многим регионам уже закончились.


Региональный аспект

Изначально Минэнерго РФ определило 27 субъектов приоритетного развития рынка ГМТ: города Москва и Санкт-Петербург, Белгородская, Ростовская и Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия и другие. Понятно, что по объективным причинам (наличие газопроводов, инфраструктура, спрос и т. д.) в плане развития рынка ГМТ регионы неоднородны и пока рынок, в основном, сосредоточен в европейской части страны, несмотря на то, что государственные субсидии получили не только «европейские» субъекты РФ. По мнению Василия Зинина, такая неравномерность обусловлена не только объективными факторами, но и принципиальной позицией региональных властей в этом вопросе.

– Есть два восточных региона – Якутия и Сахалин, – которые не получают пока федеральные субсидии, но за счет региональных бюджетов создают необходимые условия, – приводит пример исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации». – На Сахалине, к примеру, за счет региона компенсируют 100 % затрат на установку газобаллонного оборудования.

Стоит отметить, что региональный рынок ГМТ, с точки зрения производителей газа, начал интересовать не только «Газпром» – недавно в Магнитогорске (Челябинская область) был открыт малотоннажный завод НОВАТЭКа по производству сжиженного природного газа с мощностью 40 тыс. тонн СПГ в год. Как сообщили в компании, продукция завода будет в основном использоваться в качестве газомоторного топлива.


Крупные интересы

В настоящее время на метановом рынке (речь идет именно о сбыте) присутствуют три крупнейших федеральных игрока – «Газпром», «НОВАТЭК» и «Роснефть». По оценкам Минэнерго эти игроки занимают 80‑85 % рынка. Вместе с тем директор Департамента Минэнерго РФ Алексей Трибунский выделяет тренд, согласно которому рынок ГМТ в России обладает высоким потенциалом для внутренней конкуренции.

– В этом году по такому показателю, как «ввод новых заправочных объектов», доля «газовых гигантов» оказалась сравнительно небольшой – 30 %, – отмечает представитель профильного ведомства. – Если так и дальше пойдет, то доля крупных участников на этом рынке точно «размоется».

Возникает вопрос, не будут ли в такой ситуации ущемлены интересы ведущих газовых компаний. По словам Василия Зинина, приход на рынок более мелких региональных игроков будет способствовать только развитию рынка газомоторного топлива, и рыночная модель, выбранная правительством РФ, вполне устойчивая. Что касается интересов производителей нефтяного топлива (ведь если метан займет значительную долю рынка при условии неизменного уровня потребления, то нефтяные компании могут потерять часть прибыли от сбыта), то, по мнению эксперта, такой вариант развития событий маловероятен. Прежде всего – из‑за несопоставимых объемов рынков.

– Целевые темпы роста – это около 100 заправочных станций в год, – констатирует Василий Зимин. – То есть к 2024-му это 400‑500 новых заправочных станций. По разным оценкам, сегодня в стране действуют около 500 станций. Итого к 2024 году мы получим до 1000 заправок.

Сейчас средняя загрузка станций составляет около 38 %, в то время как для устойчивого развития желательно выйти на уровень загрузки 45‑50 %. Чтобы достичь такого уровня загрузки, объем транспортного парка, работающего на метане, должен вырасти до 2024 года в 2,5 раза. Тогда доля метана на топливном рынке дойдет с 1 % до 2,5 %.


Газпром, Топливо,

Добавить газуКод PHP" data-description="В 2012 году на территории России действовало около 240 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), при этом их загрузка составляла лишь 18 %. В 2020 количество газовых заправок увеличилось в два раза, а уровень их загрузки – на 20 %.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/398/790958.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/e87/e8779691d008e781e9a188885038f208.jpg" >

Похожие Свежие Популярные